Игра, как форма работы с детьми раннего возраста
статья по коррекционной педагогике по теме

Никонова Светлана Петровна

Доклад на педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevozmozhno_predstavit_sebe_detstvo_bez_igr.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как форма работы с детьми раннего возраста

Невозможно представить себе детство без игр. Мир игр – мир ребёнка, близкий и доступный ему, где любой замысел можно привести с исполнение.

Игра – своеобразная школа чувств ребёнка, социальная практика. В игре ребёнок чувствует себя большим и умным, смелым и умелым.

Игра – естественная, важнейшая деятельность ребёнка,  удовлетворяющая, стремление к движению, действию, к переосмыслению впечатлений окружающей жизни. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в мире игры ребёнок получает первые уроки коллективного мышления.

Ребёнок в игре проводит в действие всё то, что он черпает из окружающей его деятельности, выражая, в ней непосредственно своё отношение к жизни, стремясь к подражанию, пытаясь всё сделать как взрослые, и осуществить свои желания.

Игры детей есть та самая свободная естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор личного творчества, личной активности.

Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на вторую ступень осознания предметов, мира человеческих чувств. На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Основные проблемы руководства игрой – учёт возрастных способностей детей при решении игровых задач. Развитие игровой деятельности, её зависимость от ряда условий, способствующих отражению опыта ребёнка в игре.

Жизненный и игровой опыт детей помогает им творчески воспроизводить деятельность. Это возможно лишь при комплексном руководстве игрой, системном подходе к её формированию. Для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приёмы, а единый комплекс обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры.

Формирование игровой деятельности можно начинать с 1,5 – 2 месячного возраста. Когда малыш бодрствует, находясь в кроватке или манеже, подвешиваю игрушки на расстоянии вытянутой руки ребёнка. При этом игрушки должны быть яркие, только тогда они будут привлекать внимание малыша, и содействовать развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения, возникновению зрительно – слуховых связей.

В 4 месяца ребёнок способен следить за раскачивающейся погремушкой, прислушиваться к её звучанию, тянуться к яркой игрушке, наталкиваться на неё ручонками, пытаться схватить её и ощупать. Сколько удовольствия на их лицах.

К 5 месяцам движения малыша становятся более совершенными, он уже преднамеренно тянется к яркой игрушке, старается схватить её и удержать, с любопытством рассматривает, берёт в рот. В этом возрасте начинаю учить малыша брать из моих рук погремушку. Взяв в свои руки погремушку, ребёнок с удовольствием ею манипулирует. Это ещё не игра, но, однако действие с предметами занимают малыша, доставляя ему удовольствие, создают бодрое настроение, вырабатывают умение сосредоточиться. Надо помнить, что игрушка для ребёнка – не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, понимание речи.

В 6 – 7 месяцев во время игровой деятельности  побуждать ребёнка к целенаправленным действиям с игрушкой, используя слова: дай, на, положи, постучи, потрогай, погладь и т. д. Играя с малышом, использовать различные предметы: кубики, мячи разного размера, колокольчик, барабан. Учить его выполнять с игрушками разнообразные действия (стучать, греметь, перекладывать, катать), захватывать мелкие предметы тремя пальцами, а крупные двумя руками, выполнять по просьбе взрослого действия «на», «дай», «положи».

С 8 – 10 месяцев, проводятся специальные игры, способствующие развитию понимания речи, умения сосредоточенно смотреть и слушать, выделять в пространстве конкретный предмет, устанавливая связь между предметом и словом. На данном этапе игры большое значение занимает кукла. И  задача воспитателя, не только научить ребёнка действиям с ней в процессе игры, но и обращаться как с живым существом: называя её по имени, не забывая успокоить, пожалеть куклу, если она упала, заботиться, чтобы она не замёрзла на прогулке; аккуратно поправляя ей  шарфик и шапку. Куклу, как бы включаю в жизнь детей: «она наблюдает за деятельностью детей». И постепенно кукла становиться любимой игрушкой, побуждая детей к разнообразным играм.

Во время игры с куклой, постоянно создавать игровую обстановку, ситуацию, показывать пример отношения к кукле. Учить ребёнка играть.

Например, воспитатель показывает ребёнку куклу, ласково разговаривая с ним: «Вот наша Ляля. Иди, Ляля, к Даше. Вот как Ляля шагает!» (выполняет действие с куклой). Кукла «подходит» к ребёнку: «Дай, Даша, ручку Ляле, скажи: «Здравствуй, Ляля, погладь куклу по головке» (берёт руку ребёнка и гладит куклу). «Ещё раз погладь». Потом прячет куклу за спину: «Где Ляля? Нет Ляли». Смотрит по сторонам, имитируя поисковые действия: «А вот Ляля!», показывает куклу: «Здравствуй, Даша! Это я – Ляля». Игра повторяется несколько раз. В конце игры  воспитатель сажает куклу на место и говорит: «Где Ляля? Покажи пальчиком».

К 11 – 12 месяцам у ребёнка совершенствуются умения и навыки действовать с предметами. Известно, что предметно – практическая деятельность является ведущей в раннем возрасте. Вместе с совершенствованием и изменением всех видов детской деятельности ребёнка изменяются и развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление и речь. Предметная деятельность играет большую роль в развитии ориентировки на свойства и качества предметов, служит одной из важных основ формирования и развития различных видов детской деятельности (самообслуживание, конструирование, лепка, рисование).   Формирование предметной и предметно игровой деятельности направлено на обучение детей умению брать предметы одной рукой, двумя руками, удерживать их, уметь выпускать, ставить на определённое место. В целях формирования этих навыков я провожу следующие игры и упражнения: «Брось шарик в коробку», «Сними колечко» и т. д. в этом возрасте очень любят играть с мячом, воздушным шаром, наблюдать за заводными игрушками, смотреть и слушать, как воспитатель действует и разговаривает с куклой, мишкой и другими игрушками.

У ребёнка второго года жизни на основе действия с предметами появляются простейшие виды отобразительной игры. Он начинает действовать с игрушкой, подражая тому, что видел: убаюкивает куклу, кормит курочку, собачку, кошку и т. д.

Развитию такой игровой деятельности способствуют проигрывания с малышом различных сюжетов, игр – упражнений. Например: воспитатель берёт куклу и говорит ребёнку: «Кукле Кате пора спать. Сейчас я заверну её в одеяльце и покачаю»

Баю – баю – баю,

Куколку качаю!

Куколка устала:

Целый день играла.

Потом предлагает ребёнку повторить мои действия: «А теперь ты её покачай». Игра повторяется несколько раз. За самостоятельность всегда необходимо поощрять ребёнка. Для сенсорного развития проводятся с детьми дидактические игры, которые обогащают умение различать цвета, размер предмета «большой – маленький», его форму «Шарик, кубик, кирпичик». Использовать на занятиях такие игрушками как: матрёшки, шары, башенки, кубики, колокольчики, парные картинки, которые содействуют развитию внимания, воображения, зрительного и слухового сосредоточения.

Каждый день несёт ребёнку массу впечатлений. По мере действия различными предметами он делает бесконечные открытия.

И хотя многое ребёнку ещё не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет малыша отражать в своих действиях то, что захватило его ум и воображение. Игра как раз и предоставляет ему такую возможность.

В формировании игры можно выделить три этапа:

  1. Усвоение условных действий с игрушкой и предметами заместителями;
  2. Усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);
  3. Усвоение способов построения сюжета

Условно можно отнести этапы к определённым возрастам: первый – 1г. – 2г. 6м.; второй – 2г. 6м. – 4г. 6м.; третий – 4г. 6м. – 7 лет.

Рассмотрим второй этап (3 год жизни ребёнка), главная задача которого состоит в передаче детям способов ролевого поведения (обучение сюжетно – ролевым играм).

Преддверием игры сюжетно – ролевой, типичной для детей – раннего возраста, является предметно игровая деятельность и сюжетно – отобразительная игра. В сюжетно – отобразительной игре ребёнок с помощью игрушки отображает прежде всего отношения между людьми.

В начале третьего года жизни малыш ещё не берёт на себя роль. Но фактически выполняет её, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определённому лицу. Общения нет, ребёнок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены воображаемым общением и отображают социальный опыт. Чем ярче сюжетно – отобразительная игра ребёнка раннего возраста с её жизненным опытом, тем чётче в ней проявляется знание им назначения  предметов (игрушек) – их характерных свойств, того как их использовать, как относиться к ним. Именно ситуации общения, которые сначала неосознанно отражаются ребёнком в игре, определяют переход от игры предметной к игре ролевой.

На первых порах последовательность игровых действий не всегда соответствует жизненной логике. Первоначальную игровую деятельность для детей создаёт воспитатель, постепенно готовит ребёнка к ролевой игре. Для инсценировок, направленных на обогащение игр детей третьего года жизни, подбираются несложные сюжеты с 1 – 2 действующими лицами и с простыми предметными действиями, создаётся  игровая обстановка, ситуация, даётся образец игры. Например: «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», «Катя идёт в гости к Мишке» и т.д.

На третьем году жизни ребёнок начинает играть самостоятельно и использует простейшие формы совместных игр с другими детьми. На данном этапе роль воспитателя остаётся ведущей, он регулирует детские взаимоотношения, поощряя хорошие поступки детей и осуждая плохие. А самое главное, по прежнему, является участником детских игр, учит детей объединяться в маленькие группы (по нескольку человек), наблюдает за игрой и включается в неё, стремясь вовремя помочь ребёнку распределить обязанности в игре, договориться о совместных действиях между ними.

Общение взрослого с детьми в процессе игры, усложняющиеся игровые ситуации побуждают детей к самостоятельному поиску новых игровых задач. Такое общение взрослого с детьми чаще происходит в форме вопроса, ответа, подсказки.

Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах её развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогических взаимодействий

  1. На этапе формирования ознакомительной предметно – игровой деятельности главный компонент руководства игрой – подбор игрушек с определёнными свойствами и общение взрослого с ребёнком;
  2. На этапе образовательной игры – на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия (как покатать мяч, машинку и т.д.);
  3. На этапе формирования сюжетно – отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребёнком по ходу игры

Для перевода игры на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости от уровня развития игры на данном этапе.

Важное значение в игре имеет игрушка, она выступает в качестве своеобразного эталона (знака) тех предметов, узнать назначения которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребёнку.

Игрушки входят в жизнь человека с первых дней его существования и на протяжении ряда лет остаются его верными друзьями. Даже самых маленьких, находящихся в коляске детей привлекают висящие перед глазами игрушки.

Вначале игрушки очень простые: погремушки, кольца, шарики, пирамидки. Затем появляются и более сложные игрушки: машинки, строительные наборы, куклы и т.д., меняется и отношение ребёнка к ним.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (конструктор, транспортные и технические агрегаты); орудия труда (совок, лопата, молоток, отвёртка, игрушечные грабли, лопаты и т.д.); игрушки – забавы (театральные, музыкальные, спортивные).

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а так же нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.

Правильно подобранная игрушка способствует умственному развитию детей. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Различные мозаики, бирульки, способствуют развитию сосредоточенности, устойчивости внимания.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребёнка в активном движении.

Игры с мячом, шарами, кеглями развивают быстроту реакции, точность и координированность движений.

Разнообразные игрушки помогают ребёнку освоиться с привлекательным для него миром взрослых, познакомиться со свойствами и качествами разнообразных предметов, их назначением в быту и трудовой деятельности людей. Через игрушку взрослый может формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество.

Значение игры в воспитании ребёнка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьёзную и нужную для ребёнка деятельность. К.Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребёнка бесследно. Они могут определить характер и поведение человека в обществе. Также Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который призваны изменить» - так писал А.М. Горький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с детьми раннего возраста

Формы работы с детьми раннего возраста по образовательным областям ФГОС...

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста.

Коллеги, сдесь вы узнаете о моем опыте работы. Я с удовольствием с вами поделюсь....

Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста по художественно- эстетическому развитию.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.

План  по самообразованию"Развитие  мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...