Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)
консультация по коррекционной педагогике на тему

Яковлева Анжелика Алексеевна

Данный буклет способствует повышению  компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в игрофой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_3.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 1: предлагаем послушать звуки за окном, во время прогулки на улице. Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка).  Послушаем вместе и определим, какие звуки доносятся из коридора, из кухни.

Упражнение 2: на столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, детское пианино, металлофон. Предлагаем  послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребенок отворачивается. Малышу нужно только на слух без зрительной опоры определить, что звучит, указать на игрушку. Называем каждый звучащий предмет. Количество предметов увеличивается постепенно, от двух до пяти и более.

Упражнение 3: выставляются различные предметы: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, керамическая кружка, деревянная шкатулка и др.  Карандашом многократно стучим по каждому предмету, пока ребенок не уловит характер звука. После этого ребенок отворачивается. Начинаем с двух контрастных звучаний: о металл и о дерево, потом добавляем другие варианты звучания. Затем ребенок поворачивается и указывает, какой предмет звучал.

Упражнение 4: выставляем хорошо знакомые  предметы: карандаш, ножницы, чашку с водой, пустую чашку, бумагу. Переливаем воду из одной чашки в другую, режем бумагу ножницами, рвем ее, мнем, стучим ножницами по чашке, водим карандашом по бумаге, стучим карандашом по чашке. Ребенок повторяет движения и внимательно слушает, затем отворачивается.  Повторяем действия. Ребенок называет, какое действие мы совершаем.

Упражнение 5: на подносе различные по форме, размеру стеклянные бокалы, до середины наполненные водой.  Берем палочку и ударяем по краю бокалов. Ребенок повторяет действия и слушает, как звенят бокалы с водой. Можно экспериментировать, отливая и доливая воду. Обращаем внимание, что количество воды влияет на звон.

Упражнение 6: ребенок помогает нам помещать в одинаковые металлические баночки (из-под леденцов) сыпучие продукты с частицами разной величины: манную и гречневую крупу, горох, фасоль, сахарный песок и др. Предлагаем послушать и запомнить звучание каждого продукта о коробочку при ее встряхивании. Называем содержимое баночки. Так как звуковые различия незначительны, вначале берется не более двух банок, потом их количество медленно увеличивается.

Упражнение 7: отстукиваем в бубен, проигрываем на металлофоне определенный ритмический рисунок (ритм). Ребенок прислушивается.  Предлагаем попробовать повторить. Ритмические рисунки даём начиная с простых, далее в порядке усложнения. (Например: один длинный - пауза - три коротких.)

Упражнение 8:ударяем палочкой по клавишам металлофона, рождается короткая мелодия, вместе слушаем. Передаем молоточек и предлагаем сочинить свою музыку. Ребенок может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.

Упражнение 9: предлагаем картинки, где названия некоторых предметов имеют схожее звучание. Называем их и просим ребенка показать на картинке, предлагаем  ребенку предложения с этими словами. Например:

Покажи, где:

усы, уши//коза, Лиза// ветка, клетка

//лимон, вагон// ком, дом

На лугу пасутся козы. У Сони длинные косы.// Мама ставит на стол миску. Таня сажает на диван мишку.

Упражнение 10: предлагаем  вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просим отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?

«Кто ел из моей чашки?»

«Кто спал в моей постели?»

«Кто же был в нашем доме?» и т.п.

произносим поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени,  предлагаем ему показать соответствующее изображение на картинке.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, просим его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Упражнение 11:предлагаем ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).

Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т.п.

Упражнение 12: произносим один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просим воспроизвести образец.

- А - плачет, кричит девочка

- А - поет певица

- А - качаем малыша.

Упражнение 13 направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе: предлагаем ребенку сказать, например, МЯУ громко (кот рядом и просит поесть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Изменяем звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОПИЛКА

 

Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,
слуховой памяти и фонематического слуха детей

 от 1 года до 3 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

Этапы развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия...

Игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

Игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия....