Методы и приёмы работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

В данном материале описывается методы и приемы работы с детьми-аутистами 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

    Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

    Наиболее ярким внешним проявлением нарушения эмоционально-волевой сферы является   аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками.

    Я работаю с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности. Дети данной группы имеют различные заболевания, в том числе есть один ребёнок с синдромом детского аутизма. Мальчик посещает группу третий год. Адаптировался ребёнок очень трудно, первые два месяца посещал группу 1-2 часа вместе с мамой. Когда ребёнок привык к нам (воспитателям и младшему воспитателю), мама стала уходить домой.

Для формирования навыков самообслуживания использовали карточки: алгоритм одевания, раздевания, мытья рук, хождения в туалет. Достаточно много  времени понадобилось для того, чтобы  ребёнок стал выполнять данные действия самостоятельно, глядя на карточки, прикреплённые в раздевалке, умывальнике, туалете, в группе.

У мальчика наблюдается характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции, но пассивный словарь формируется и со временем ребёнок стал понимать словесные инструкции, относящиеся к самообслуживанию: мыть руки, раздеваться, одеваться, садиться за стол. Иногда он отказывается выполнять нужные действия, тогда мы оставляем ребёнка в покое, даём время успокоиться и повторяем попытку.  При возникновении тревожности мальчик начинает грызть игрушки, на этот случай мама принесла силиконовые прорезователи  для зубов, с их помощью ребёнок быстрее успокаивается. Также с помощью мамы мы определились со способом поощрения ребёнка после выполнения задания – это слово «молодец», аплодисменты, поглаживание по голове.

После полной адаптации ребёнка в группе мы приступили, к формированию  способности находится со сверстниками в процессе деятельности: на музыкальном занятии стоять в кругу с остальными детьми; на физкультурном занятии стоять на кружке, квадрате или другом выбранном зрительном ориентире, но пока мальчик быстро утомляется и уходит от контакта.  В игре со сверстниками он пока не учувствует, но уже может манипулировать игрушкой рядом с детьми.  

Вся индивидуальная работа с мальчиком проводится по рекомендациям  психолога.  

Длительное отставание в способности правильно использовать в речи личные местоимения: ребёнок  называл себя «ты», «он»

 Формировать способность применять местоимение «ты»

Развивать способность раскладывать картинки по порядку действия: в 2-х картинках; в3х-4х картинках

Создавать условия для понимания обозначения действий: спит, сидит, смотрит, ест, пьёт, прыгает, идёт.

Формировать способность применять местоимение «мне»

Формировать способность узнавать свою половую принадлежность: «Ты девочка или мальчик?»

«Я мальчик»

Создавать вербальную связь между игрушкой и действием с ней: корова - ест, коза -  прыгает и т.д.

Развивать способность вербализировать утверждения относительно предметов---

Формировать умение сообщать о том, что при выполнении задания какая-либо деталь не подходит: повторяет: «Не подходит»; сообщает самостоятельно.

Развивать умение выполнять двойные инструкции: «Жёлтый кубик положи в лодку и кати лодку до стульчика.

Формировать способность выполнять постройку по образцу из 1-2х кубиков.

Формировать способность называть желаемый предмет с применением местоимения «я»,  «мне», «я хочу». «Кому дать?» - «Мне».

Развивать фразовую речь, применяя прилагательные, обозначающие цвет, размер: «Большой, маленький кубик»; «Какой по размеру?»; «Какой по цвету?».

Формировать умение сообщать о местонахождении предметов с помощью предлогов «в», «на», «за», «под».    Например: «Где самолет?».

Продолжать развивать умение выполнять двойные инструкции.

Развивать способность различать радостное настроение.

Дифференциация местоимений «мне-тебе».

Развивать способность об осведомлённости: «Я знаю/Я не знаю».

Развивать дифференцировку эмоциональности в различных социальных ситуациях.

Развивать умение задавать вопрос «Где?».

Формировать умение сообщать о любимой игре: «Я люблю играть… или смотреть…»

Формировать способность определять своё местонахождение с помощью фотографий: «Куда пришёл?»  - «В группу, на участок, в музыкальный зал и т.д.»

Развивать умение обозначать предметы по двум признакам (цвет+ размер)

Развивать эмоциональную дифференцировку – различать на фото, картинках настроение детей.

Параллельно с психологом с мальчиком работают и учитель-дефектолог, и учитель-логопед они также рекомендуют игры,  упражнения, которые мы используем в индивидуальной работе с ребёнком. Дефектолог чаще всего рекомендует: игры для развития мышления «Что лишнее?»; игры на развитие тактильного восприятия «Определи на ощупь», «Дифференциация  геометрических, предметов разных по фактуре»; игры на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации «Рисование на песке (круги, змейки)», «Игры с прищепками», «Игры с матрёшкой (4-5 мест)», «Игры с мозаиками различной величины», «Игры со шнуровками, ковриками-вкладышами»; игры для развития пространственных и временных представлений «Где игрушка?», «Выложи фигуру из палочек», «Когда это бывает?»; игры для развития слухового восприятия «Угадай, что звучит», «Слушай хлопки»; игры на развитие умения сравнивать и группировать предметы по 1-2 признакам (величина, величина/цвет) и т.д.

Коррекционная работа по заданию учителя-логопеда сводится к выполнению артикуляционной гимнастики и упражнений, направленных на закрепления умения, например, проговаривать определённые фразы, слова-действия (я играю, я сижу, я рисую и т. д.) игры; отвечать на вопрос «Какой?» (большой, маленький, синий и т.д.)        

 Все рекомендации, упражнения, игры выполняются не только воспитателями, но и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста

Некоторые нетрадиционные приемы и методы  работы с детьми старшего возраста для  развития слухового развития и фонематического восприятия.         Работа с ребе...

Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми, имеющие нарушения эмоционально-волевой сфердыт

Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы...

«Совместное рисование, как прием индивидуальной работы с дошкольниками, имеющими нарушения эмоциональной волевой сферы».,

Взаимодействие с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, всегда требует особого подхода. Предлагаю свой опыт работы по совместному рисованию. наши индивидуальные занятия  занятия пр...

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми имеющими нарушения в эмоционально- личностной сфере.

В данной статье говорится о коррекционной направленности сказки. На примере сказочных историй, приведенных в статье можно помочь ребенку  справиться с различными трудностями....

Использование сказкотерапии в работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

Цель:представление использования метода сказкотерапии                     в воспитательно-образовате...