Тактильно-игровые доски в работе с дошкольниками с ТМНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Устьянцева Евгения Андреевна

В статье описана  работа   с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ТМНР)  с помощью  тактильно-игровых досок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilno-igrovye_doski_v_rabote_s_doshkolnikami_s_tmnr.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тактильно-игровые доски в работе с дошкольниками с ТМНР.

Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.  Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них встречаются следующие проблемы:

  • Интеллектуальные нарушения характерны для большинства детей с ТМНР. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.
  •  Двигательные нарушения также часто встречаются у детей с ТМНР. Выраженность двигательных проблем варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.
  •  Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание), от незначительных проблем до полной потери.
  •  Эпилепсия диагностируется у многих детей с ТМНР. Части детей удается подобрать противосудорожную терапию, однако встречаются и некупируемые формы эпилепсии.
  • Могут присутствовать также расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.
  •  Особенности сенсорной интеграции, которые могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Это может выглядеть как необычное и непонятное поведение.
  •  Различные соматические заболевания также могут влиять на развитие ребенка. Важно понимать, что ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.

В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности.

Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на  чувственном познании.
       Всё что дети смогут увидеть, услышать, тактильно и эмоционально ощутить, является для них необходимой информацией о мире.  Воспитанники данной категории обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но вследствие инертности психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы - сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды достаточно проблематично и является очень продолжительным
 процессом.
В коррекционной работе с дошкольниками с ТМНР часто используют тактильно-игровые доски (Бизиборды), созданные индивидуально для ребенка с учетом его актуального развития, позволяющие решать огромный спектр коррекционных и педагогических задач.
 Тактильная доска является моделируемой и обновляемой, а самое главное мобильной.

Игра с развивающей доской благотворна для детей с ТМНР – она помогает им познакомиться с физическими свойствами простых вещей в окружающем их пространстве.

Главная цель работы с тактильной доской  состоит в обеспечении неограниченного процесса познания и развития ребенка. Такие доски увлекают надолго, в своей оригинальной подаче материала они ненавязчивы – атмосфера для обучения самая что ни на есть благоприятная. Как известно, развитие ребенка в игре очень гармонично.

Задачи развивающих стендов очень многогранны, так как развитие включает в себя многосторонние понятия:

• развитие мелкой моторики;

• тренировка памяти и логики;

• формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;

• изучение цветов и оттеночной палитры в целом;

• развитие самостоятельности;

• стимулирование познавательной активности;

• развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;

• углубление фантазии и образного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска в работе с дошкольниками

Методическая разработка по работе с интерактивной доской на примере одного проекта "Осень урожайная". Материал был представлен на Конференции "Учитель и современность", проходящей в Муниципальном...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Интересная информация для педагогов....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

План работыИнструменты интерактивной доскиАлгоритм работы с интерактивной доскойТематика игр-занятий синтерактивной доской...

Консультация для педагогов "Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками"

В данном материале описываются возможности работы с интерактивной доской в ДОУ....

Возможности интерактивной доски в работе с дошкольниками с ОВЗ

Традиционные способы использования ИКТ и инновационныен подходы к работе с интерактивной доской в условиях детского сада  для детей с ОВЗ...

Технологии коррекционной работы с дошкольниками с ТМНР с использованием элементов песочной терапии

В статье представлен опыт коррекционной помощи в условиях дошкольной образовательной организации воспитанникам, имеющим сложную структуру дефекта, в частности педагогические технологии по речевому раз...

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога

Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...