Консультации для родителей
консультация по теме

Беломытцева Лариса Станиславовна

Игры и упражнения на развитие мышления. Если ребёнок растёт застенчивым, как ему помочь? Памятка взрослым. Игры для гиперактивных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры  и  упражнения  на  развитие  мышления.

«Коробка форм»

Перед ребенком ставится коробка с фигурами, фигуры вынимают. «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

«Разрезные картинки»

 Ребенку предлагаются четыре части картинки. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?». Ребенок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребенок не называет, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке».

«Найди домик для картинки».

Перед ребенком выкладываются 4 домика. В каждом домике по 4 окна. На чердаке  первого домика – овощи, во втором домике – посуда, в третьем домике – одежда, в четвертом домике – фрукты. Затем ребенку поочередно предлагаются картинки, относящиеся к заданным группам: «Найди домик, где живет эта картинка».

«Нелепицы»

Ребенку предлагается картинка со словами: «Посмотри, какая у меня картинка». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку.

«Четвертый лишний»

Ребенку предлагается серия картинок. «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из 4-х предметов лишний. И почему?»

Игры  и  упражнения  на  развитие  памяти.

«Спрячем слово»

Воспитатель  называет слово, а ребенок рисует картинку, которая помогла бы ему запомнить это слово. Важно, чтобы рисунок не содержал записей или цифр. Предлагаемые  слова: Храбрая девочка, радость, печальный щенок, птичье пение, злая соседка, холодная осень, обида, глубокий колодец, праздник, звездное  небо.   Диктуйте не торопясь, но изображение не должно занимать больше чем 1 минуту.

После того как ребенок окончил занятие, предложите ему на 10 минут другую игру, а затем попросите вернуться к картинкам и вспомнить слова, которые ему предлагались.  Считается хорошим показателем, если ошибок не больше 2. Если же их больше, необходимо упражнять произвольную память.

«Отгадай-ка»

Можно играть как с группой, так и с одним ребенком.  Ребенка просят по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнеры

угадали.  При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.

После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали

предмет, водящий дает в руки любому играющему камешек как приглашение к рассказу. Получивший камешек рассказывает о загаданном предмете.  Когда загадка отгадана, ее автор передает камешек в руки следующему. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумал свою загадку.

Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему дать достаточно полное описание задуманного предмета.

«Угадай, чего не стало?»

Перед ребенком выставляют 6 игрушек и предлагают назвать их. «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки надо будет угадать, каких игрушек не стало».

«Бабушка  укладывает в свой чемодан...»

Игра для развития механической памяти

Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше — компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: «Бабушка укладывает в свой чемодан…расческу». Следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и ... тапочки» и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18—20 предметов.

Игры  и  упражнения  на  развитие  внимания.

«Найди такую же картинку»

«Посмотри, здесь нарисованы 4 картинки. Первая картинка потеряла свою сестренку (братика), которая  точь-в-точь похожа на нее. Посмотри внимательно и найди одинаковые картинки».

«Куда расплываются рыбки?»

Игра для развития устойчивости внимания

«Внимательно посмотри на рисунок. Здесь изображено семь разноцветных рыбок, каждая из которых плывет в свой домик — кто в норку под камень, кто прячется за ракушкой, кто под листиком». Линии соединяют каждую рыбку с ее домиком. Определи, где, чей домик, не проводя карандашом по линиям.

«Летает — не летает»

Игра для развития произвольности и слухового внимания

Играть можно как большой компанией, так и вдвоем с ребенком. Ведущий-взрослый объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Например, «Муха летает? Стол летает?» Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы

поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будь внимательным.

Затем ведущий начинает игру: «Голубь летает?» — и поднимает руки. Дети говорят: «Летает» и тоже поднимают руки. «Автомобиль летает?» — спрашивает взрослый и провокационно поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают.

Игра заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса. Ведущим может быть и другой, более старший ребенок.

«И я там был...»

Народная игра для развития внимания и произвольности

Можно играть как вдвоем с ребенком, так и большой группой. Ведущим обычно назначают взрослого. Ведущий объясняет: «Я буду рассказывать вам истории из моей жизни — о том, где я был, что видел. После каждого предложения я буду делать паузу (некоторое время молчать). Если подходит по смыслу, то вы можете в это время вставить слова «И я». Если же они не подходят, лучше промолчать. Итак, начали». Ведущий рассказывает: «Шел я как-то по лесу...» Дети: «И я». «Вдруг вижу — лисица с лисятами возвращается в норку». Дети молчат. «Я бросил ком снега, лисята как заверещат с испугу!» Дети: «И я» — все смеются и т. д.

Сюжет истории должен включать смешные и неожиданные повороты событий, чтобы дети были внимательны.



Предварительный просмотр:

Если ребенок растет застенчивым, как ему помочь?  

  (рекомендации родителям)

Нельзя!!!

1. Высказывать ребёнку свою тревогу по поводу этой черты.

2.Упрекать ребенка.

3. Ставить в пример других детей.

4. Обещать  ему всевозможные затруднения из-за застенчивости в будущем.

5.Выделять застенчивость как главную черту своего ребенка.

6.В ситуации явного отказа от общего разговора или игры   стыдить и  принуждать. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: "Похоже, что тебе сейчас не хочется играть (разговаривать, бегать и т. д.)".

7.Нельзя  заставлять сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но понятно, что не следует и излишне опекать ребенка.

Можно, необходимо:

  1. Подчеркивайте в разговорах с ребёнком и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, способность понимать чувства других, сдержанность, осторожность и т.д.
  2. Старайтесь сами проявлять активность в общении. Побуждайте ребенка больше разговаривать.
  3.  Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей.
  4.  Предоставляйте на выбор разнообразные занятия. Заметив успешность ребенка в каком-то деле, подскажите, как он может использовать свои новые знания или умения в общении с другими ребятами. Ведь нередко застенчивый ребенок считает себя неинтересным для других людей.
  5. Рассказать  родителям об особенностях ребенка в контактах с другими детьми и о его сильных сторонах. Попросить  дать ему возможность проявить свои способности и умения.
  6.  Если в жизни ребенка предстоят большие изменения, помогите ему с наименьшими потерями приспособиться к новой обстановке и людям. Проиграйте с ним возможные ситуации - что он может увидеть, услышать, что ответить.
  7.  Поделитесь с сыном или дочерью собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами.
  8. Лучшее средство меньше думать о своих проблемах и трудностях - помочь другому.
  9.  Поможет общение с четвероногими друзьями. Не исключено, что ежедневные прогулки со своим питомцем расширят круг приятных знакомств - например, с другими владельцами собак.

Важно изменить знак постоянных переживаний застенчивого ребенка

 с отрицательного на  положительный.



Предварительный просмотр:

Взрослые, помните об этом!

  • Если ребенка постоянно критикуют, – он учится ненавидеть
  • Если ребенок живет во вражде, – он учится агрессивности
  • Если ребенка высмеивают, – он становится замкнутым
  • Если ребенок растет в упреках, – он учится жить с чувством вины

  • Если ребенок растет в терпимости, - он учится принимать других
  • Если ребенка подбадривают, - он учится верить в себя
  • Если ребенка хвалят, - он учится быть благодарным 
  • Если ребенок растет в честности, - он учится быть справедливым
  • Если ребенок живет в безопасности, - он учится верить людям 

 



Предварительный просмотр:

ИГРЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. «КЛУБОЧЕК» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Обучить ребенка одному из приемов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

  1. «РАЗГОВОР С ТЕЛОМ» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель: Обучить ребенка владеть своим телом.

Содержание: Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть . более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

  1. «АРХЕОЛОГИЯ»

Цель: Развитие мышечного контроля.

Содержание:Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

        

  1. «ПОСЛУШАЙ ТИШИНУ» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребёнка и умение владеть собой.

Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. п. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по ) кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

  1. «БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» (Ю. С. Шевченко)

 Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.

 Содержание:   Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно   выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

  1. «ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС "МОЖНО"» (Е К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель: С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их не слышит). Ребенок получит возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый — способ управлять его поведением.

Содержание :Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. п.

Примечание «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

  1. «РАССТАВЬ ПОСТЫ» (Е К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель: Игра развивает навыки волевой регуляции, воспитывает у ребенка способность концентрировать свое внимание на определенный сигнал.

Содержание: Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Таким образом командир  расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. п.).

  1. «ПОЖАЛУЙСТА»

Цель: Игра быстро учит детей умению быстро переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой, помогает им преодолеть двигательный автоматизм.

Содержание: Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.

Примечание: Вместо слова «пожалуйста» Можно добавлять и другие слова, например: «король приказал», «Чебурашка просит» и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...