Картотека упражнений, направленных на развитие психических процессов
картотека по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Картотека упражнений,

направленных на развитие     психических процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений,

направленных на развитие     психических процессов

 

«Солнечный зайчик»

Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

Оборудование:   лист бумаги, краски.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует на листе бумаги яркое пятно  и предлагает детям смотреть на него как можно дольше.

Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.

                                                       

«Волшебный круг»

Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

Оборудование: лист бумаги с нарисованным кругом.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку смотреть только на один предмет. Круг можно медленно вращать.

Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.     

                                       

                                                          «Лабиринт»

Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

Оборудование: карточки  с лабиринтом, карандаш.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку найти дорожку к чему – либо, т.е. пройти извилистую линию лабиринта. Ребенок вначале может прослеживать дорожку с помощью карандаша или пальца, затем только зрительно.

Речевой материал: сиди спокойно, думай; (в зависимости от изображения на картинке)

                                                  «Назови быстрее»

Цели: развивать усидчивость, устойчивость, концентрацию и объем внимания, закреплять знание о числовом ряде, развивать речь.

Оборудование: таблица с нарисованными цифрами.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог рисует таблицу с цифрами и предлагает ребенку назвать их по порядку.

Речевой материал: Один, два, три, четыре, пять, шесть, … Сколько?, думай внимательно, верно – неверно.

                                    «Посмотри и сосчитай»

(одновременный счет нескольких объектов: грибочков и ягодок)

Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять навык количественного счета, развивать речь.

 Оборудование: картинки с изображением различных предметов.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет картинки с разным количеством предметов и предлагает детям быстро назвать сколько грибочков, а сколько ягодок?

Речевой материал: один, два, три. ….., сколько грибочков?, сколько ягодок?, считай верно, считай быстро, думай, верно – неверно,

                                                  «Не запутайся»

Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять знание детей о числовом ряде, закреплять названия букв.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными цифрами и буквами.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предъявляет ребенку таблицу с цифрами и буквами и предлагает вначале назвать буквы, а затем цифры или наоборот. Цифры необходимо называть по порядку.

Речевой материал: один, два, три. ….., (названия букв), назови цифры, назови буквы, называй верно, говори хорошо, думай, верно – неверно.

                               

«Асимметричная гимнастика»

Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, активизировать двуполярную деятельность мозга.

«Голова – живот»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить (стучать) по животу.

«Стол – стена»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой «мыть» стол, другой – «мыть» стену.

«Попробуй напиши»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой писать «+++++++++++++», другой – «00000000000».

«Попробуй нарисуй»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку двумя руками рисовать различные геометрические фигуры.

                               «Быстрее нарисуй»

Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание.

Оборудование: карандаш, таблица с нарисованными знакомыми предметами.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается таблица с изображением по строчкам знакомых предметов и педагог дает задание зачеркивать одни изображения и обводить другие.

Речевой материал: смотри внимательно, обведи, зачеркни, верно – неверно, думай.

 

                                                 «Продолжи ряд»

Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость.

Оборудование: карточки с изображением чередующихся предметов.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается карточка с изображением чередующихся фигур и педагог предлагает ребенку продолжить ряд.

Речевой материал: смотри внимательно, думай, продолжи ряд, начинай, верно – неверно.

                                      «Съешь, вспомни, назови»

Цели: развивать вкусовую, словесную память, развивать внимание, активизировать словарный запас детей.

Оборудование: продукты питания, картинки, таблички.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает съесть ребенку 2, 3 или более продукта, а затем вспомнить, назвать или показать их в нужной последовательности.

Речевой материал: съешь, запомни, что ты ел, назови, скажи, верно – неверно, названия продуктов питания (яблоко, груша, огурец, конфета, печенье, ……. ).

                                                «Послушай, назови»

Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование:  таблички с названиями предметов.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.

                                                       «Запомни слова»

 Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов на определенную букву, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование:  таблички с названиями предметов на определенную букву.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.

                                               «Вспомни картинку»

Цели: развивать зрительную, словесную долговременную память, развивать внимание, учить детей удерживать информацию долгий период времени.

Оборудование: картинка, таблички.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. В начале какого – либо занятия педагог показывает детям картинку или какую либо картинку, делая установку на запоминание, а в конце занятия предлагает ее вспомнить.

Речевой материал: посмотри и запомни, смотри внимательно, вспомни, что ты видел, верно – неверно, молодец.

                             

                                   «Узнай букву, вспомни, повтори»

Цели: развивать тактильную память, внимание, закреплять знание детей о буквах русского языка.

Оборудование: тактильные (объемные буквы).

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку узнавать  на ощупь тактильные буквы, а затем повторить   последовательность. С которой он их узнавал. Ребенок может называть буквы самостоятельно или выложить их последовательность.

Речевой материал: назови буквы, думай хорошо, запомни буквы, повтори. Выложи как было, верно – неверно

                                                      «Кукловоды»

Цели: развивать двигательную память, умение ориентироваться в пространстве.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ведет ребенка по какому – либо маршруту, а затем предлагает этот маршрут воспроизвести. Глаза у ребенка могут быть завязанными.

Речевой материал: иди вместе со мной, будь внимателен, запомни, повтори, как ты шел, верно – неверно, молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Игры, направленные на развитие психических процессов ребенка.

Игры, направленные на развитие внимания дошкольников,   на развитие различных видов памяти,  на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы,  на развитие мыслительных операци...

Игры, направленные на развитие психических процессов по лексическим темам

Подборка игр на развитие внимания, памяти, мышления, воображения по лексическим темам...

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов.

Игры, направленые на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста. С помощью этих игр у детей тренируется память, внимание, мышление,а так же развивается речь....

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....