Доклад для молодых воспитателей на тему "Подбор дидактических игр по развитию словообразования"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Подбор  дидактических игр по развитию словообразования:

- рекомендации по проведению тематических занятий;

- типы игр для проработки лексических тем;

- лексические темы;

- отработка слов со сложной слоговой структурой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида № 1823

Доклад для молодых воспитателей

Тема: «Подбор дидактических игр по развитию словообразования»

                                        Подготовила учитель-логопед

                                                        Терновская С.Ю.

      2012 - 2013

Москва

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

План:

  • рекомендации по проведению тематических занятий

  • типы игр для проработки лексических тем

  • лексические темы

  • отработка слов со сложной слоговой структурой

Словарный запас бывает пассивным и активным.

Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.

Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.

         Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия. Подробнее о темах занятий и типах игр будет рассказано ниже.

         В ряде случаев ребенок может неправильно произносить слова со сложной слоговой структурой. Имеет место нарушение порядка слогов, некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки и слоги. В данном разделе приведены игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры.

КАК ПРОРАБАТЫВАТЬ ТЕМЫ

  • каждую тему нужно прорабатывать не менее недели;
  • занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого

усвоение ребенком материала будет практически невозможно;

  • перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку

(например, на осенней прогулке показать ребенку листья с различных деревьев);

  • способ выполнения ребенком упражнения зависит от уровня его речевого развития:

если ребенок не говорит, он должен показать предмет;

  • подберите ребенку стихотворения по каждой теме.

ТИПЫ ИГР

         Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.

  • «Что бывает в это время года?»

Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).

Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).

  • «Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.

  • «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия предметов и их свойства.

Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.

Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.

1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.

2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

  • «Назови ласково»

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах.

Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

  • «Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

  • «Что пропустили?»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой.

  • Разрезные картинки

Цель: научить составлять целое из двух или трех частей.

Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.

Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки).

  • «Что убрали?»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.

  • «Чего не хватает?»

Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета.

Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки, платье без рукава).

Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее.

  • «Какой предмет лишний?»

Цель: расширить словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года.

Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.

  • Игры на развитие правильного употребления предлогов

Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «что находиться на..., под..., около..., за..., в..., над...».

  • «Собери фигуру»

Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой.

Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме.

Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

тема: «Осень»

Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева.

Игры:

  • «Что бывает осенью?»
  • «Один - много»
  • «Какой предмет лишний?»

тема: «Весна»

Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики.

Игры:

  • «Что бывает весной?»
  • «Какой предмет лишний?»
  • «Назови ласково»
  • «Разрезные картинки» (кораблик)

тема: «Зима»

Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают.

Игры:

  • «Что бывает зимой?»
  • «Какой предмет лишний?»
  • «Назови ласково»
  • «Собери фигуру» (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков)

Праздник Новогодней Ёлки

Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек.

Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Что на елке, что под елкой?» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «на» и «под»)
  • «Собери фигуру» (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников)

тема: «Лето»

Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт.

Игры:

  • «Что бывает летом?»
  • «Один - много»
  • «Какой предмет лишний:»
  • «Назови ласково»
  • «Игры с водой» (покажите ребенку на примерах различие между глаголами «наливать, выливать, переливать, доливать, лить»)

тема: «Овощи»

Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства.

Игры:

  • «Чудесный мешочек» (оба варианта);
  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Загадки Зайца»
  • «Что пропустили»
  • «Поваренок" (попросите ребенка приготовить вам салат из овощей; ребенок должен

выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это угощение; ключевые слова - «брать, мыть, чистить, резать, варить»)

тема: «Фрукты»

(прорабатывается аналогично теме «Овощи»)

тема: «Игрушки»

Игры:

  • «Загадки Зайца»
  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Что убрали?»
  • «Чудесный мешочек» (2 вариант)
  • «Разрезные картинки» (матрешка)
  • «Чего не хватает?» (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса)

тема: «Одежда»

Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Чего не хватает?» (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)
  • «Кто во что одет?» (ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать eё

по примеру: «У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки»; взрослый может помогать ему наводящими вопросами)

  • «Уложим куклу спать» (ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый

комментирует действия ребенка по примеру: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Потом снять маечку. Потом снять колготки и т.д.»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Что нужно снять сначала, что потом?»)

  • «Кукла проснулась» (игра, противоположная предыдущей)
  • «Нарядим куклу» (приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее;

попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы...»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Где у платья рукава? А где карманы?)

тема: «Чайная посуда»

Игры:

  • «Один - много»
  • «Что убрали?»
  • «Разрезные картинки» (чашка, блюдце)
  • «К кукле пришли гости» (взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и просит

накрыть на стол по примеру: «Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца...»; затем взрослый задает ребенку вопросы типа «Какого цвета блюдце? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?)

  • «Ложка и стакан» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «за»,

«из»; взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах по примеру: «Я положил ложку В стакан. Я вынул ложку ИЗ стакана. Я положил ложку ЗА стакан...»)

тема: «Дом»

Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Мой дом» (на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома - окно, стена, крыша, дверь,

труба; определите, высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа «Через какую часть дома люди заходят и выходят?...»)

  • «Кошкин дом» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «на»,

«из», «под»; приготовьте игрушечный дом и кошку или их картонные заменители; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать те же действия и помогите ему при необходимости)

  • «Разноцветная улица»  (приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и

постройте вместе с ребенком улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов)

  • «Строитель»  (постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте

свои действия по примеру: «Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу...»; задавайте ребенку вопросы типа «Что мы поставили сейчас? Какого цвета кубик?...»; можно усложнить игру, построив целый город)

тема: «Мебель»

Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена.

Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Спрячь мячик» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «около»,

«на», «за», «под»; ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул...»)

  • «Мастер» (ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой

игрушки; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сейчас мы сделаем стул для куклы. Мы будем строить стул из кирпичика и кубика. Какого цвета кубик?...»)

тема: «Человек»

Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают; например: «Это глаза. Они нужны для того, чтобы смотреть. Глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться.»

Игры:

  • «Один - много" (части тела)
  • «Назови ласково»
  • «Доктор» (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором

будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова/нога/рука; врач должен осмотреть больного и полечить его; затем пациент и доктор меняются ролями)

  • «Два и две» (игра на обучение правильному употреблению числительных «два» и «две»;

объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов)

тема: «Домашние животные»

Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу по примеру: «Какого цвета шерсть у этой собачки? Покажи ее хвостик. Где собачка живет?...»

Игры:

  • «Один - много»
  • «Собери фигуру»  (конура: квадрат, треугольник и кружок)
  • «Назови ласково»
  • «Помоги маме найти своих детенышей»  (ребенку показывают изображение взрослого

животного, и просят помочь найти ему своих детенышей по примеру: «Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их...»; ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки)

  • «Кто где спрятался? » (игра на обучение правильному употреблению предлогов;

взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка? (под стол) Правильно, собачка под столом...")

  • «Кто как кричит»  (взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь

животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)

  • «Кто чем питается»  (показать ребенку картинку с изображением животного и спросить

у ребенка, что оно любит кушать)

тема: «Домашние птицы»

(прорабатывается аналогично теме «Домашние животные»)

тема: «Дикие животные»

(прорабатывается аналогично теме «Домашние животные»)

тема: «Насекомые»

Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики.

Игры:

  • «Один - много»
  • «Разрезные картинки»
  • «Кто улетел?»  (игра по принципу «Что убрали»)

тема: «Птицы»

Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв.

Игры:

  • «Один - много»
  • «Собери фигуру»  (голубятня: квадрат и треугольник)
  • «Кто улетел»  (игра по принципу «Что убрали»)

тема: «Транспорт»

Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины.

Игры:

  • «Один - много»
  • «Чудесный мешочек»  (1 вариант)
  • «Где сейчас машина?»  (игра на тренировку предлогов; «Стоит у гаража, едет по

дороге, стоит под деревом...»)

  • «Собери фигуру»  (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники,

маленький квадрат)

ОТРАБОТКА «СЛОЖНЫХ» СЛОВ

Игры:

  • «прошагай слово»

Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» - 1 шаг, «самолет» - 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.

  • «поднимись по лесенке»

Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.

  • «посадим деревья»

Ребенку предлагается прослушать названия деревьев. Затем выбрать для посадки деревья с односложными, двусложными или трехсложными названиями.

Деревья: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива.

  • «магазин овощи-фрукты»

Вам понадобятся деньги (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.

Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.

Фрукты и ягоды: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.

  • «Зоопарк»

Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую - с названиями из двух слогов и т.д.

Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы р...

Дидактическая игра по развитию словообразования у дошкольников: "Где живут продукты"

       Работая в детском саду и проводя ежегодные обследования состояния речи дошкольников, мы обращаем внимание на то, что за последние годы резко возросло число детей, име...