Психолого-педагогические условия развития памяти, внимания, зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста посредством настольной игры
статья по коррекционной педагогике на тему

Зимина Елена Федоровна
Во все времена ведущей деятельностью в развитии ребенка является игра, организованная игра представляет собой многословное, сложное, психолого-педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и формой регуляции поведения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
В современном обществе настольные игры заменяются играми интерактивными, и если в ДОУ интерактивные технологии еще не вытеснили настольные игры, то в семьях воспитанников уже давно в них никто не играет. Проще дать ребенку гаджет, и он занимается самостоятельно. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_zhurnal.docx239.13 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия развития памяти, внимания, зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста посредством настольной игры

Автор: Зимина Елена Федоровна

МБДОУ детский сад «Белый медвежонок»

Во все времена ведущей деятельностью в развитии ребенка является игра, организованная игра представляет собой многословное, сложное, психолого-педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и формой регуляции поведения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В современном обществе настольные игры заменяются играми интерактивными, и если в ДОУ интерактивные технологии еще не вытеснили настольные игры, то в семьях воспитанников уже давно в них никто не играет. Проще дать ребенку гаджет, и он занимается самостоятельно.

Вашему вниманию предлагаю настольную игру «Почемучкам в помощь»

Данную игру мы проводим с детьми, начиная с трехлетнего возраста постепенно увеличивая сложность и время проведения за игрой. Игра состоит с листов бумаги (плотный картон) размером 20x20 см. разбитую на квадраты Рис. 1 на каждого ребенка 5-7 лет и Рис. 2 на каждого ребенка 3-4 лет, конверта с набором картинок в зависимости от поставленной задачи.

Игра «Почемучкам в помощь» способствует получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения. В игре развивается речь воспитанника, пополняется и активизируется словарь, в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится помогать.

 

 

 

                                   Рис 1                                                             Рис 2

Игра  «Бабочка» (возраст 3-4 года не более 6 детей, воспитанники играют в парах, самостоятельно или подгруппой)

Цель игры:

  • развитие внимание, умения выполнять инструкцию;
  • закрепления знаний цвета, размера или знакомство с новым цветом, размером;
  • развитие мелкой моторики руки ребенка.

Описание игры. В первую очередь необходимо создать мотивацию. В группе происходит важное событие, с улицы прилетела бабочка, она села на лист (демонстрационный материал подобный раздаточному, но больше в размерах) и ей очень одиноко. У каждого ребенка в конверте (именно конверт, а не тарелочка, всегда интереснее то, что спрятано) набор однотонных, разноцветных бабочек Рис. 3 разного размера. Всем малышам необходимо поставить бабочку-подружку на своем листе, так же как и у педагога и назвать цвет бабочки ее размер.

    http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg   http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg

                                                      Рис. 3

Вопросы:

  • каким цветом ты поставил бабочку рядом с бабочкой красного цвета?
  • какая бабочка больше синяя или красная?

Игра продолжается 2-5 минут, меняются задания, например:

  • посадите на лист только красные бабочки, только синие и т. д.
  • посадите только большие или только маленькие.

Усложняем задание:

  • посадите на лист только большие красные или маленькие синие бабочки.

В заключение игры воспитанникам предлагается любая подвижная игра с бабочкой, которую они выпускают на «улицу» а ее новые подружки будут ждать ее в гости в своих конвертах, в которые необходимо собрать всех бабочек.

Важно, что в этой игре воспитанники знакомятся с клеткой, работают руками, а точнее пальцами, происходит развитие мелкой моторики руки ребенка.

Требовать от ребенка 3 лет, чтобы он раскладывал бабочек точно в клетку не стоит, а предложить необходимо. Если ребенок имеет признаки одаренности, то задачи при индивидуальной форме работы, необходимо усложнить.

Если ребенок, по каким либо причинам отказывается раскладывать бабочек, то настаивать не стоит. Во время игры, как правило, малыш сам включается в игру и тогда необходимо похвалить его.

Игра «Бабочка» вариант 1 (возраст 5-7 лет не более 6-8 детей, воспитанники играют в парах, самостоятельно или подгруппой).

Цель игры:

  • развитие внимание, умения выполнять инструкцию;
  • развитие умения ориентироваться на листе бумаги;
  • развитие умения ориентироваться по клетке;
  • воспитывать взаимовыручку, взаимопомощь

Мотивация та же, но бабочка прилетела потому, что в этой группе воспитываются самые умные дети, а она постоянно опаздывает к сбору нектара, так как не ориентируется в пространстве. Она не понимает где левая, правая сторона, как найти верхний или нижний угол. Воспитанники помогают ей.

Задание:

  • посадите бабочку фиолетовым цветом в правый верхний угол, синим цветом в левый нижний угол (между, с низу, с верху и т. д.)

Воспитанникам дается установка:

  • ребята, помогайте своему соседу, если он затрудняется в выполнении задания.

Обратите внимание на то, что в старшем возрасте добавляются к основным цветам оттенки.

Игра «Бабочка» вариант 2

Воспитанникам предлагается рассмотреть образец и выложить бабочек в том порядке, в котором они расположены на образце начиная с 2-4 бабочек одного цвета.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg

    Рис. 4

Постепенно цветные бабочки дополняются, а время, отведенное на задание, убавляется Рис. 4.

Игра «Будь внимателен» (возраст 6 лет, подготовительная к школе группа)

Игра направлена на принятие ребенком статуса ученика, развитие его активности в процессе познания действительности, способов взаимодействия с взрослыми и сверстниками, что являются важной возрастной задачей на этапе подготовки к школьному обучению. Но и тут необходимо создать мотивацию. С воспитанниками подготовительной к школе группы мы играем в лесную школу. Ребята сами выбираю, кем из лесных школьников они будут. Возможно белочкой, а возможно и енотом, одевают маски на голову и по звонку колокольчика спешат в «класс». В «классе» очень часто мы играем в игру «Будь внимателен». Есть несколько правил игры:

  • если один ученик отвечает, остальные слушают;
  • если сосед затрудняется, мы не подсказываем, а объясняем;
  • если учитель объясняет что то, мы внимательно слушаем;
  • если хотим высказать свое мнение, поднимаем руку.

Данные правила повторяются перед каждой игрой, каждый ребенок следит за соблюдением правил, а если он их нарушает, то всей группой мы их напоминаем.

Цель:

  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие внимания

Задание:

  • посмотрите, пожалуйста, на образец. Вам необходимо рассмотреть его и расположить фигуры в той же последовательности на своем листе Рис. 5, 6, 7.

Педагог психолог демонстрирует один из заранее приготовленных образцов, дает время на запоминание от 1 минуты до 10 секунд и убирает образец.

Время на выполнение задания так же ограничено, но тут решает сам педагог в зависимости от возможностей группы детей. По окончанию работы педагог показывает образец и детям дается возможность исправить ошибки. Игра повторяется несколько раз и имеет соревновательный характер.

 

 

                                                        Рис. 5

 

 

                                                               Рис. 6

 

 

                                                             Рис. 7

Во время проведения заданий педагог-психолог собирает диагностическую информацию методом наблюдения и фиксирует в журнале.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.  Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Данную игру можно сделать, имея под рукой компьютер, цветной принтер, ламинатор и огромное желание. Раздаточный материал заламинирован и это позволяет ему сохраниться длительное время.

Приложение

Демонстрационный и раздаточный материал для игры

Раздаточный материал на каждого ребенка

http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/6442/64256731.119/0_a8e0c_d9f61c43_XXXL.jpg

Карточка для игры для детей 3-4 лет

Карточка для игры для детей 5-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольнико...

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усв...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра – как средство, воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Сенсорное развитие детей младшего возраста – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве, вкус...

Проект «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством творческой игры в современных условиях»

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Разработан при содействии учителя-логопеда и воспитателя....