Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения»
консультация по коррекционной педагогике по теме

Рытова Марина Викторовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему:

«Развитие мелкой  моторики у детей с нарушением зрения»

Составлено учителем-дефектологом

Рытовой М.В.

Нерехта 2012 г.

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Это очень трудная задача для маленького человечка, мы не можем рассчитывать на то, что ребенок сам, естественным образом, приспособится к преодолению трудностей, вытекающих из его инвалидности.

Дети дошкольного возраста играют в разные игры. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира.

Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство - в двигательном поведении.

Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения. Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения. В связи с этим в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.

На занятиях необходимо, решать комплекс тифлопедагогических задач, включая различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику. При достижении цели можно применять много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада:

• упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную);

• упражнения в шариковом бассейне;

• упражнения в пальчиковом бассейне;

• упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.

Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

Разноцветные прищепки на сетке

Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.

Материалы: сетка (малая волейбольная) располагается вертикально, разноцветные прищепки.

Описание работы

Ребенок подходит к своему рабочему месту - сетке (прищепки в корзине). Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:

Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.

Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).

Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже ... )

в разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.

• Пальчиковый бассейн

Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.

Материалы: в большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробка закрыта, для рук сделаны отверстия.

Описание работы

Пальчиковая гимнастика.

• Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)

• Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)

• Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

• Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)

• Потешка «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

Диагностические пробы

Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.

Занятия в «Шариковом бассейне»

Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:

• сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих,

желтых, зеленых);

• рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;

• рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;

• бросание шариков вверх и сопровождение их взором;

• подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой сидя в бассейне, лежа в бассейне;

• ………………зарывшись в шарики;

• перекладывание шариков из одной руки в другую из положения: сидя, лежа, зарывшись в шарики;

• ……………..катание шариков в ладонях из положения сидя;

• упор на шариках руками в положении лежа на животе;

• разбивание шариков правой, левой рукой в положении сидя;

• отодвигание шариков рукой вправо (влево) в положении сидя, стоя;

• перебрасывание шариков из одной руки в другую;

• поднимание шариков ногами вверх из положения: сидя, лежа;

• подбрасывание шариков ногами из положения лежа;

• отталкивание шариков ногами к барьеру бассейна одной, двумя ногами в

положение сидя, лежа;

• собирание шариков ногами в положении сидя;

• катание шариков вправо-влево из положения сидя;

• катание шариков ногами в положении стоя;

• отодвигание шариков двумя руками вправо (влево) поверх шариков и

зарывшись в ни катание шариков вправо-влево из положения сидя;

• подтягивание ног к себе, отбрасывание шариков в положении лежа;

• поворачивание с бока на бок, разгребая шарики;

• передвижение по бассейну, сначала сверху шариков, затем зарывшись;

• ныряние в шарики;

• релаксация (лежа в шариках).

Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия.

Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию

ФОРМА

Знакомство с геометрическими фигурами:

- первичное знакомство с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг ,овал, квадрат ,прямоугольник,шар,куб);

- накопление сенсорного опыта, обследование фигур с помощью разных анализаторов.

 Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами:

 - Сравнение и группировка фигур (абстрагирование от цвета и величины);

- Игровые упражнения с целью развития у детей умения зрительно расчленить

форму предмета на части и воссоздать предмет из частей.

ВЕЛИЧИНА

Обучение способам сравнения предметов:

• накопление сенсорного опыта, определение размера предмета (большой,

поменьше, маленький);

• сравнение предметов способом наложения и приложения;

• сравнение предметов по высоте;

• сравнение предметов по ширине;

• сравнение предметов по толщине;

• введение в активный словарь понятий «большой, поменьше, маленький, больше, меньше, длиннее, короче, одинаковые, выше, ниже, толще, тоньше, размер предмета».

Обучение установлению отношений между тремя предметами по размерам: выстраивание ряда с постепенным изменением величины с ориентировкой на образец; обучение приему попарного сравнения предметов для выстраивания ряда с постепенным изменением величины.

Подбор и группировка предметов по заданному признаку:

• выбор среди нескольких предметов такого же по образцу;

• классификация предметов с учетом одного качественного признака;

• классификация с учетом нескольких качественных признаков.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Определение пространственного положения предметов относительно себя:

 • повторение названий частей тела и лица;

• обучение определению на себе различных сторон и одновременные упражнения в различении взаимообратных направлений (вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад);

• закрепление правильного использования в активной речи точного значения предлогов (в-на-под-за-перед);

Обучение умению передвигаться в заданном направлении:

• передвигаться в указанном направлении в соответствии с вербальной инструкцией;

• формирование представлений (ближе-дальше, близко-далеко, высоконизко);

• перенос навыков пространственной ориентировки на плоскость листа;

• закрепление правильного использования предлогов (в-на-под-за-передмежду).

Наши любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения, обеспечивают всестороннее развитие ребенка, улучшение и исправление зрения, и успешную подготовку к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения"

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения -обязательный компонент коррекционной работы с этими детьми....

Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"

В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....

Консультация для педагогов "Организация прогулки для детей с нарушением зрения"

Консультация для педагогов "Организация прогулки для детей с нарушением зрения"...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для родителей "Развитие моторики у детей с нарушением зрения"

Консультация для родителей на тему "развитие морики рук у детей с нарушением зрения"....