"Организация работы в группе комбинированной направленности"
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Хабибуллина Ирина Владимировна

Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться  вместе с другими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл habibullina.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

"Организация работы в группе комбинированной направленности"

Воспитатель 1 кв. категории:  Хабибуллина И.В.

Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать обычные ДОУ и воспитываться  вместе с другими детьми.

2 слайд

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 установлено:  « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой …».

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей. 

Задача детского сада в психолого-педагогическом сопровождении дошкольника, это сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации.

Создание в детском саду специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, но и с изменением всей образовательной среды. В детском саду мы стараемся создать достойные условия для ребенка с ОВЗ. Я работаю в группе, которую посещают 28 человек - дети среднего и старшего дошкольного возраста, 1 ребенок инвалид, 1 ребенок с задержкой психического развития.

Когда в  нашу  группу пришел ребенок с коллегиальным заключением ПМПК. В первую очередь я прошла курсы по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях» в объеме 72 часа. Закупила необходимую литературу. Провела диагностику по образовательным областям. Внесла изменения в рабочую программы группы, т.к. на то время она была уже подтверждена. Разработала индивидуальную рабочую программу для детей, имеющих задержку психического развития. Планирование которой  учитывает особенности психического, речевого, эмоционального развития ребенка, имеющего задержку психического развития (ЗПР). Программа является актуальной в организации коррекционно-развивающей работы с ребенком, посещающим комбинированную группу. 

Слайд

Содержание индивидуальной программы составлено на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой, Образовательной программы МБДОУ с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования; заключения и рекомендаций ПМПк.

Планирование коррекционно-развивающей работы строились на основании  рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) (У ребенка темпово-задержанное развитие (гармонический инфантилизм. Задержка речевого развития.) Ребенок не разговаривал, называл всех  взрослых «мам», не умел одеваться.

Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года. Мама заполнила заявление что она согласна, что ее ребенок будет заниматься по индивидуальной программе. Прежде я ее ознакомила с целью и задачами индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Следуя рекомендациям ПМПК образовательная деятельность проводилась по программе младшего возраста. Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие восприятия (развития сенсорных эталонов), развития внимания, памяти, мышления, ознакомление с предметным и социальным окружением, с миром природы, развитие речи, развитие общей и мелкой моторики, развития трудовой деятельности, развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Коррекционные индивидуальные занятия проводятся во второй половине дня, длительностью 15 минут. Пока для него это достаточно.

Также были определены форма работы с родителями: консультации, практикум,  обмен опытом на родительском собрании.

Часть из рекомендаций ПМПК. Проведение индивидуально - групповых коррекционно-развивающих занятий с учителем - дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом.-  не осуществлялось,  т.к. данные специалисты в детском саду отсутствуют.

 В течение первого учебного года мы наблюдали очень незначительные изменения в поведении ребенка при контакте со взрослыми и сверстниками. Он стал проговаривать «Ты Иина, я Андей». Взаимодействуя с ребенком второй год, мы видим, что у ребенка пополняется словарный запас, у него появилось желание, интерес к совместным действиям с детьми, очень любит физкультуру и конструирование, подвижные игры, после которых ему еще очень сложно переключиться на другую деятельность. А также в течение всего дня, во время проведения режимных моментов постоянное общение  с ним, т.к. он очень любит быть во внимании, стал по- своему общительный, настоящий почемучка, ему все интересно,  ласковый, но иногда стает очень упрямым, с большим желанием посещает детский сад.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с ребенком с задержкой психического развития, , является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме.   Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой.

В дополнении к традиционным методам воздействия я использую нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Световой стол для рисования песком

Слайд

Предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей ребенка., Может в некоторых садах он есть уже давно, но для меня была большой радостью его приобретение в группу для проведения коррекционных занятий. На данный момент мы рисуем на нем манкой.

Метод рисования на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут.

. В ходе игрового сеанса допускается использование музыкального сопровождения (например, серия «Наедине с природой» и др.).

Слайд

Игры с кинетическим песком для развития ребенка

В нашей группе также есть очень интересное направление песочной терапии – использование  и применение кинетического песка. У нас космический песок – по сути аналог швейцарского. Игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность.

В 2006 году на базе нашего доу был организован семинар для педагогов нашего района, на котором я поделилась опытом  по внедрению здоровьесберегающей технологии песочная сказкотерапия. Тогда мы мастерили эти ящики, пытались делать подсветки, разрабатывали занятия. Кстати я и сейчас частично использую авторские методики Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, Татьяны Михайловны Грабенко, Панфиловой  Марины Александровны. Их методики  -это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Кинетический песок – новый материал, который позволяет в процессе образовательной деятельности использовать различные анализаторы ребёнка (полисенсорное воздействие), что позволяет добиться наиболее полного и прочного усвоения знаний, умений и навыков.

Игры с песком я использую на индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, стараюсь поддерживать его речевую активность и познавательный интерес.

Использование игр с кинетическим песком позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Слайд

Ландшафтный игровой стол

Считаю этот стол очень ценным, так как на нем можно осуществлять сразу несколько образовательных задач. А так же в свободное время дети могут хорошо планировать игровую деятельность на ландшафтном столе. Стол на колесах, может трансформироваться. Сделан полностью из дерева по принципу М. Монтессори. Дети играют с удовольствием.

Cтол подходит для игр с детьми, к которым требуется особенный образовательный подход и учет их индивидуальных возможностей.

Слайд

Рекомендуется для игр с детьми старше 3 лет. Особенно подходит для детей, которые любят играть стоя. Набор позволяет детям воспроизвести в игровой форме повседневные действия и события.

При помощи различных фигурок и шаблонов рельефов можно создавать разнообразные ландшафты: лес, водоем или городскую улицу.

С помощью деревянных фигурок можно организовать различные сюжетные игры, направленные на формирование представлений об окружающем мире.

Во время игры детям приходится взаимодействовать вместе, поэтому необходимы правила игры, которые дети придумывают сами или с помощью педагога.

Так же можно учить детей счету в пределах образовательной программы.

В процессе игры дети общаются, разговаривают, а значит развивают свою речь, и коммуникативные навыки. Узнают новое о себе и других людях.
Формируются и закрепляются понятия об экологических представлениях

Все используемые фигурки по завершению игры можно разложить по специальным пластиковым коробочкам, расставленным для удобства под игровой поверхностью.

Наклейки на коробках с соответствующими фигурками помогут поддерживать порядок.

Слайд

Логопедическая игрушка «Лягушка Клава»

Об этой игрушке я узнала из журнала «Дошкольное воспитание», идея мне очень понравилась. К моему счастью в магазине Фикспрайс г.Кусы продавалась игрушка лягушка бибабо сделано из мягкой трикотажной зеленой ткани. Я ее немножко перешила. В задней части головы — прорезь для руки, обшитая красной тканью так, чтобы при продевании в это отверстие кисть руки попадала в красный свободно лежащий мешочек-язык, которым можно управлять.

Лягушка Клава — знакомый детям персонаж из мультфильма «Лунтик», поэтому при ее использовании создается хорошая мотивация во время занятий. Педагог или ребенок может надеть ее на руку, другой рукой открыть или закрыть рот, потрогать язык, рассмотреть нёбо; узнать все о языке: его кончике, боковых краях, спинке, корне (сначала у игрушки, затем у себя). И все это происходит в игровой форме.

 

Слайд

Су – Джок терапия

Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джок массажёров.

Существует несколько приёмов су-джок терапии: Массаж специальным шариком, эластичным кольцом.

Создателем метода cу-джок является корейский профессор Пак Чже Ву.

Эта методика очень интересна детям, а также хорошо влияет на речевое развитие ребенка. Ведь у детей с ЗПР большие внутренние резервы, однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи трудно, поэтому я использую различные методы коррекционной работы для достижения положительного результата.

Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. Все движения сопровождаются текстом на какую-нибудь тематику. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

Массаж эластичным кольцом, помогает стимулировать работу внутренних органов.

Слайд

Игры с пуговицами

Для оснащения развивающих занятий характерно использование самого разного оборудования и предметов, в том числе и пуговиц.

Многим детям очень нравится играть с пуговицами. Можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).

С пуговицами можно делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски (не обязательно их наклеивать на рисунок), выкладывать пуговицами верную дорогу в лабиринтах для детей, делать украшения (бусы, например). А еще с ними можно делать массаж стоп и рук.

Слайд

   Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитии  речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающим миром.

Слайд

Картотеки. Создала  картотеку для индивидуальной         работы с ребенком, в которую входят игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания, пальчиковые игры, игры-упражнения с массажными шариками и др.

Слайд

Работа с семьей

Работу с семьей этого ребенка можно выделить как основной метод положительного воздействия на ЗПР. Обычно у родителей наблюдается повышенная эмоциональная ранимость, тревожность. Мне удалось быстро найти подход к ним. Мы очень много беседовали, разговаривали о том, что своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Мама и папа настроены на сотрудничество очень позитивно. Они постоянно общаются с ребенком, выполняют мои рекомендации. Главное - родители оценили возможности ребенка и его успехи, заметили прогресс (пусть незначительный). Я надеюсь, что только совместная работа с семьей пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам. Вот мама поделилась с вами фотографиями, на которых для развития ребенка она использует камешки для аквариума.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению. Задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации. Это необходимо для подготовки детей с задержкой психического развития к успешной интеграции в коллективе здоровых сверстников и в обществе вообще.

слайд

Перечень коррекционных программ и технологий

  1. Преодоление задержки психоречевого развития  у детей 4-7 лет: система работы с родителями, мастер-классы, планирование индивидуального маршрута ребенка/ авт.-сост.О.А.Ромнович. изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 233 с.
  2. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / авт.-сост.Н.В.Ротарь, Т.В.Карцева. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 153 с.
  3. Коррекционно-развивающие технологии в ДОО: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс / авт.-сост.Л.В.Годовникова {и др.}. – Волгоград: Учитель.- 187 с.
  4. Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников:учеб.пособие/под ред.Т.М.Бабуновой, Н.И.Левшиной. – Магнитогорск:МаГУ,2007.-161с.
  5. Сказка как источник творчества детей: пособие для педагогов дошк.учреждений/ Науч.рук.Ю.А.Лебедев. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. -288 с. – (Здоровьесберегающая педагогика)
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-160 с. (В помощь психологу)
  7. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших дошкольников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 20005. -128 с.
  8. Бахчеева О.В. Поможем речевому развитию ребенка: методическое пособие./ О.В.Бахчеева – Магнитогорск: МаГУ, 20008.-54с.
  9. Мичурина Ю.А., Заремба Е.В., Ермухаметова М.А. Труд как средство социализации с нарушениями в развитии (из опыт работы). – Магнитогорск: МаГУ, 2007.- 56с.
  10. Картотеки пальчиковых игр по Н.В.Нищевой
  11. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
  12. Картотека упражнений с мячиками Су-Джок по лексическим темам.
  13. О.Н. Земцова. Тесты для детей 3 – 4 лет. Умные книжки.
  14. Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем.-М.:Генезис, 2005.-143 с.
  15. Фопель К. Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем.-М.:Генезис, 2005.-143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с ОНР с 5-6 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКоррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей с ОНР с 5-6 летразработана на основе ООП МКДОУ «д/с № 15»  и с учетом «Комплек...

Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.

В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162....

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей 5- 7лет

Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение и...

Аналитическая справка "Организация РППС в группе комбинированной направленности"

Аналитическая справка "Организация РППС в группе комбинированной направленности"...

Презентация "Взаимодействие специалистов ДОУ посредством организации РППС в группах комбинированной направленности"

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды  ДОУ  в группах комбинированной направленности на сегодняшний день стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС и ФОП РППС д...