Конспект занятия "Времена года"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Рытова Марина Викторовна

Конспект занятия "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vremena_goda.docx181.92 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР – детский  сад  «Росинка»  

Конспект подгруппового занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе

 на тему:

«Времена года»

Составила и провела

                                                  учитель-дефектолог

 Рытова Марина Викторовна

Нерехта 2013 г.

Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

Программные  задачи:

Обучающие:

1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

 2. Закреплять названия  месяцев.

3. Учить отгадывать загадки про времена года, первоцветы.

4. Учить детей пониманию зашумленности изображения.

5. Учить соотносить деревья и принадлежащие им листья.

6. Учить исправлять ошибки на картине.

 

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.

2. Развивать зрительное  внимание и восприятие.

3. Развивать речь  детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.

4.Развивать координацию речи с движением.

5.Развивать скорость и полноту зрительного восприятия.

6.Развивать глазомер у детей.

7.Развивать мелкую моторику.

8. Учить легко ориентироваться на слово педагога.

Воспитательные:

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

4.Воспитывать интерес и любовь к природе.

Методы и приемы:

1.Наглядный

2. Игровой

3. Словесный

4. Практический

Материал:  часы «Времена года», домики времен года “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; картинки-символы, разрезная картинка "Выложи снеговика" (части снеговика), перфокарты (перелётные птицы и домики), загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», тренажер – дорожка «Посади бабочку на цветок» ( цветы и бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (контуры грибов наложенные друг на друга), «Что перепутал художник» (картинка), лабиринт (помоги деду Морозу добраться до деревни), листья деревьев: березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, фломастеры.

 Предварительная работа:

1.Знакомство с временами года, месяцами.

2.Рассматривание листьев и соотношение их с деревьями.

3. Отгадывание загадок про времена года, первоцветы.

4. Учились определять зашумленные изображения, обводить по контуру.

5.Выполняли задания – лабиринты.

Индивидуально-деференцированный подход – согласно зрительному диагнозу детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА"(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора - месяцы):

- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают  все времена года и их месяцы.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у них  у всех свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

2.Основная часть

 Путешествие  к зиме.

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

- Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.

 Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "зиму"

- Мы отправляемся в гости к зиме.

Домик ЗИМЫ

- А  вот и домик зимы. (Прикрепляет на ковролин синий домик с окошками)

- Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)

 - А теперь подберите картинки в зимний домик, что подходит к зиме? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Игра "Выложи снеговика" 

- Сейчас мы с вами будем собирать снеговиков. (Дети собирают снеговиков из деталей)

Д/и игра «Лабиринт»

- А еще зимой  у нас наступает какой праздник? (Новый год), правильно, приходит к нам Дед Мороз с подарками. Вот и мы сейчас поможем Деду Морозу добраться до деревни и подарить подарки детям (помоги Деду Морозу добраться до деревни).

 Путешествие  к весне.

 - В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает? (Весной)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "весну"

Домик ВЕСНЫ

-   А вот и её домик. (Прикрепляет на ковролин  зелёный домик с окошками)

- Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)

 - А теперь подберите картинки в  домик, что подходит к весне? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Игра «Птицы и домики»

- Весной к нам возвращаются перелётные птицы. А вы хотите увидеть этих птиц?

Вот вам задание, вам нужно птиц определить в свои домики (перфокарты)

Отгадывание загадок о первоцветах.

- Весной появляются первые цветы, как мы их называем (первоцветы). Отгадайте загадки о цветах, они и вырастут.

1. Первым вылез из землицы

    На проталине

    Он мороза не боится

      Хоть и маленький    (подснежник)

2. Горел в траве росистой

   Фонарик золотистый

    Потом померк, потух,

    И превратился в пух            (одуванчик)

3. Я знаменита не цветами

    А необычными листами:

    То твердыми, холодными

    То мягкими и теплыми         (мать-и-мачеха)

4.  Цветет он майскою порой,

    Его найдешь в тени лесной:

   На стебельке, как бусы в ряд,

    Цветы душистые висят.               (ландыш)

(Дети отгадывают загадки, педагог выставляет  картинки – цветы: подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, ландыш).

В гостях у какого времени года мы побывали? ( у весны). А теперь отравляемся в следующее время года.

Путешествие  в лето.

“Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не глянешь

Всё кругом светло

По лугу пестреют

Яркие цветы

Золотом облиты

Тёмные кусты.”

- Как вы думаете, в какое время года мы попали?

-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.

- Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "лето"

Домик ЛЕТА

-   А вот и  домик лета (Прикрепляет на ковролин  красный домик с окошками)

- Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)

- А теперь подберите картинки в  домик, что бывает летом? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Тренажер - дорожка «Посади бабочку на цветок» Идите все ко мне! Вот мы и на лугу. Посмотрите, как много здесь бабочек. Посадите бочек на цветы такого же цвета. Каждый по очереди будет  и проводить пальчиком по дорожке.

- (Дети выбирают цветы, «Сажают» на них бабочек и называют их цвет).

Игра “Путаница”.

Дефектолог  обращает внимание на странную картину, которую нарисовал художник. Ребята, художник пытался изобразить лето, как вы думаете, получилось ли у него это сделать. Всё ли правильно нарисовал художник? Дети рассматривают картину.

- Дефектолог предлагает исправить ошибки.

В гостях у какого времени года мы побывали? ( у лета). А теперь отравляемся в следующее время года.

Путешествие  в осень.

"Пусты поля, мокнет земля,

Лес облетает, когда это бывает"

(Осенью.)

Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень"

Домик ОСЕНИ

-   А вот и  домик осени (Прикрепляет на ковролин  желтый домик с окошками)

- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 - А теперь подберите картинки в  домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)

Игра «Съедобные – несъедобные»

F:\Аттестация оригинал\Открытое занятие\грибы0001.JPG

- Осенью в лесу можно собирать грибы. А кто знает: какие грибы можно собирать? ( Дети называют съедобные и несъедобные грибы)

Посмотрите, здесь изображены грибы, вам нужно обвести по контуру только съедобные.

Зрительная гимнастика «Послушные глазки»

- Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

-Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

-А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

- Нарисуем букву «О», получается легко,

-Вверх поднимем, вниз опустим

-Вправо, влево повернем, заниматься вновь начнем.

Игра «С какого дерева, какой лист?»

- Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…

Дефектолог  разбрасывает листочки и предлагает детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют.

Итог занятия.

- Вот и закончилось наше путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

- Сколько всего времён года? Назовите их.

- А сколько месяцев в году?

-Молодцы, можно отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года). Название: «О чём поют воробышки…»

Цель: расширять представления детей о весне, о поведении птиц весной, обогащать их знания новыми словами, понятиями....

Конспект "Военные года"

Итоговое занятие по математике для подготовительной группы...

Подготовила: Янпольская Есения Валерьевна Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года). Название: «О чём поют воробышки…»

Подготовила: Янпольская Есения Валерьевна Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года).Название: «О чём поют воробышки…»Цель: расширять представ...

Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года). Название: «О чём поют воробышки…» Воспитатель: Шашкова С.Г.

Конспект прогулки в весеннее время года (март - апрель) в группе детей раннего возраста (2 – 3 года).Название: «О чём поют воробышки…»Воспитатель: Шашкова С.Г....

Конспект по ФЭМП "В мире математики", конспект "Времена года"

Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.Задачи: - формирование представлений о временах года их смене и месяцах;- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;-...