Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Брилева Анна Николаевна

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инклюзивное образование в ДОУ26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                     детский сад «Малыш» Зерноградского района

 Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района.

 

 

2018 год

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

  Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей.  С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И, если для родителей нормально развивающегося   ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.  

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которое обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.  

Основной целью и задачами инклюзивного образования в нашем ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями.     

Для оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста, имеющим различные речевые нарушения, в МБДОУ  детский сад   «Малыш» Зерноградского района функционируют три  логопедические группы   для детей с ТНР (ОНР) в возрасте от 5 до 7 лет.   Общая численность детей   в данных группах – 68 человек.  Дети, зачисленные в данные группы, получили  статус детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с обязательного письменного согласия их родителей (законных представителей). В ДОУ    создан психолого — медико — педагогический консилиум (ПМПк), разработано положение о деятельности консилиума, на общем родительском собрании  ознакомили родителей (их законных представителей) с требованиями ФГОС ДО, целями и задачами коррекционного  или инклюзивного образования в условиях детского сада, определили алгоритм выявления детей с ОВЗ.  

В начале нового учебного года педагоги ДОУ: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель проводят наблюдения за детьми и выявляют детей с ОВЗ.

После обследования детей проводится заседание ПМПк ДОУ, где рассматриваются представленные результаты наблюдений и обследований, и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.  

По результатам обследования, территориальная ПМПК выдаёт рекомендации (коллегиальное заключение) по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 ФЗ № 273), без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

На основании рекомендаций территориальной ПМПК, специалисты ПМПк ДОУ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и адаптированную образовательную программу. Особенностью нашей адаптированной программы является разработка комплексно — тематического планирования, соответствующего основной образовательной программе ДОУ. Воспитатели всех возрастных групп могут по каждой интегрирующей теме подобрать упражнения и задания со словарной наполняемостью для индивидуальной коррекционной работы с детьми.

 В зависимости от характера ограничений по здоровью, в рамках нашей  дошкольной образовательной организации,  используются две формы инклюзии:    дети с ОВЗ находятся в общеразвивающих группах   – в старшей логопедической группе,  в которой   находятся как обучающиеся с недостатками в речевом развитии, так и не требующие коррекционной работы, и 2 ребенка-инвалида – один по зрению в средней группе и ребенок  с синдромом Дауна во 2 младшей группе,   а также организованы чистые логопедические группы  для детей 6-7 лет, нуждающихся в коррекции речи.  

В штате ДОУ имеются  необходимые специалисты – старший воспитатель, педагог-психолог, 3 учителя-логопеда, воспитатели логопедических групп. Музыкальные руководители и инструктор по физической культуре также вовлечены в инклюзивное образование.   У каждого специалиста имеется отдельный кабинет, оборудованный и насыщенный необходимым минимумом оборудования для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В данное время обучающиеся, которым необходима коррекционная работа, имеют свободный доступ в наше учреждение.  Но, для    обеспечения в случае необходимости, безбарьерной среды,  нами разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, утвержденный в УСЗН Зерноградского района.

         Педагоги ДОУ  систематически  повышают свою  квалификацию   по темам коррекционной направленности.  В истекшие три года  специалисты и воспитатели логогрупп обучались по темам «Организация и содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с учетом требований ФГОС» в  ГБУ ДПО РО «РИПК и ППРО»,  «Инновационные технологии реализации индивидуальных образовательных маршрутов  «Диагностика. Развитие. Коррекция»,  в  ФГАОУ ВО РНЦ РАО в ЮФУ,  являлись активными слушателями  авторского педагогического центра  доктора педагогических наук, доцента Ефименко Н.Н.,  по темам  «Как по-новому планировать физическое воспитание и оздоровление дошкольников»,  «Плантография – или о чем говорят отпечатки детских стоп». Воспитатель логопедической группы Лимаренко С.В. получает специальное логопедическое (дефектологическое) образование, обучаясь на заочном факультете в Таганрогском институте им. А.П.Чехова.

На базе МБДОУ функционирует консультативный пункт для родителей детей нашего  поселения, не посещающих ДОУ.  Специалисты проводят консультации по организации коррекционной помощи, беседы согласно плана работы и по запросу родителей.

         Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в воспитательно-образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей), создавая для всех эмоциональные,   коммуникативные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности.  Мы придерживаемся мнения, что в рамках инклюзии должны гармонично развиваться не только дети с ОВЗ, но также и их сверстники, не имеющие ограничений по здоровью, за тем исключением, что в отношении детей с ОВЗ нужен более индивидуальный подход. В том случае, если мы будет акцентировать внимание лишь на детях, имеющих сложности со здоровьем, то это пагубно скажется на общем развитии группы и каждого отдельного ее воспитанника.   Для обеспечения развития, как обычных детей, так и детей с ОВЗ,   воспитатель   применяет преимущественно традиционные технологии, осуществляя учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ лишь в отдельно взятых случаях (при раздаче учебных заданий,   проверке их выполнения, при возникновении непрогнозируемых трудностей и др.)          

 В инклюзии большую значимость представляют социально-культурные технологии, в которых важен принцип партнерства. Различные мероприятия,   (праздники, развлечения),  в группах корректирующей направленности, и в группах, которые посещают дети-инвалиды,  строятся при активном участии   родителей   детей с ОВЗ, которые, как правило,    проявляют повышенное внимание по отношению к развитию своих детей, поэтому вполне уместно с нашей стороны привлекать их к составлению сценария театральной роли их ребенка на мероприятии, к определению времени его участия в культурных мероприятиях и другое.    Например,  несмотря на частые болезни девочки с синдромом Дауна и ее редкие посещения образовательного учреждения, вполне естественным было желание ее мамы, чтобы ребенок посетил новогодний утренник. В связи с этим были выработаны необходимые сопроводительные мероприятия – обговорено присутствие мамы в зоне ближайшего доступа, один из воспитателей группы, хорошо знакомый девочке, постоянно находился рядом, обеспечивая необходимый досмотр и дозированное вовлечение ребенка в    праздничную деятельность, а при необходимости  обеспечивая ей отдых (держал и носил на руках). В результате мама и ребенок испытали максимум позитивных эмоций и впечатлений.

          Таким образом, инклюзивное образование в нашем дошкольном учреждении обеспечивает   социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности такие общечеловеческие ценности, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, возможность взаимопомощи и развития   способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус.  Но для более качественного решения поставленных задач,   конечно, хотелось бы,  чтобы предметно-развивающая среда ДОУ была оснащена более современным оборудованием  и   имела  новейшее методическое и техническое оснащение.  Решение  кадрового вопроса также имеет место быть – требуются узкие специалисты для качественного сопровождения индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ, а также оптимизации нагрузки на педагогов, работающих в данных группах, для обеспечения полноценного проживания дошкольного детства обучающимися из общеразвивающих групп, в которых находится ребенок с ОВЗ.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".

В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...

Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»

В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....

Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка....

«Внедрение современных педагогических технологий в практику работы дошкольной образовательной организации в рамках образовательной программы «Вдохновение»

Работа по апробации и внедрению инновационной программы началась в содружестве с детскими садами № 25, 5, 11, 46....

Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации ФОП ДО

в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦ...