Консультация для родителей "Что такое фонематический слух?"
консультация по коррекционной педагогике по теме

Луговая Елена Владимировна

Материал  о  фонематическом слухе и его развитии у детей, через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Что такое фонематический слух»

«Какой бывает слух?»

Каждый логопед при диагностике речи интересуется состоянием физиологического слуха ребенка. Это вполне понятно родителю, так как снижение физиологического слуха негативно сказывается на восприятие и понимании речи окружающих. Но логопеда интересует не только состояние физиологического слуха, в равной степени важна сформированность, так называемого, фонематического слуха. Услышав данный термин, родители теряются. Все еще со школьной скамьи знают, что слух бывает физиологический и музыкальный. Давайте разберемся в чем же отличие физиологического слуха от фонематического, и почему важно своевременно обратить внимание на недоразвитие фонематического слуха.

Для начала определимся с терминами! Физиологический слух – это сформированность анатомического органа слуха, позволяющего нам слышать. Фонематический слух включает в себя восприятие и различение неречевых звуков (так называемых, шумов, например, ребенок с закрытыми глазами может различить шум проезжающей машины и шум пролетающего самолета, звук издаваемый колокольчиком и звук издаваемый дудочкой и т. д.) и речевых звуков или фонем (различение звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости).

Фонематический слух включает в себя несколько фонематических процессов: фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие и фонематические представления. Познакомимся с каждым понятием отдельно.

Фонематический анализ представляет собой определение места звука в слове, определение порядка следования звуков в слове. Дети подготовительной и старшей групп должны с легкостью определять наличие заданного звука в слове, место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Фонематический синтез – это умение сливать звуки в слова на слух.

Фонематическое восприятие – это умение различать звуки по твердости-мягкости, глухости звонкости.

Фонематические представления – умение подобрать слово на определенный звук.

Родители сами могут проверить сформированность фонематических процессов у своего ребенка, предложив ему следующие задания:

Фонематический анализ: Просим ребенка определить какой первый звук в слове Ослик, Зонт? Какой последний звук в слове стоЛ, краН?

Фонематическое восприятие: Просим повторить ребенка вслед за взрослым слоги (слова): та-да-та; крыша-крыса.

    Играя, развиваем фонематический слух ребенка

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных игровых упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.  

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

– «Узнай по звуку» – «Скажи что слышишь?»

– «Кто играет в барабан?» – «Тихо-громко» – «К кому пришел от кого ушел волк?»

–«Внимательные ушки»

2. Игры на развитие речевого слуха

– «Угадай, чей голосок» – «Близко – далеко» – «Кто как кричит?»

– «Три медведя» – «Запомни, повтори»

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

– «Будь внимателен» – «Найди пару» – «Цепочка» – «Самое короткое (длинное) слово». Логопед произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое короткое (длинное) слово.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

– «Назови по порядку слоги» Логопед произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

– «Эхо»

– «Гусеница» Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его формировать"

В статье раскрывается понятие "фонематический слух" и говорится о его роли в процессе обучения грамоте. Описываются этапы работы по развитию фонематического слуха и приводятся примеры упражнений каждо...

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие

В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его  развития на формирование других умени...

Консультация для родителей "Что такое фонематическое недоразвитие. Способы выявления фонематического недоразвития у детей, методы работы".

В сложном строении речевой деятельности различают проявления,составляющие звуковую,произносительную части речи,фонематические процессы,лексику и грамматику.     Нарушения речи могу...

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух"

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек...

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...

"Что такое фонематическое восприятие и фонематический анализ?"

В статье раскрываются следующие понятия: что такое  фонематическое восприятие, фонематический анализ, говорится о его роли в процессе обучения грамоте....