Консультация для педагогов -Падежные конструкции у детей с нарушениями речи
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кузнецова Алена Борисовна

Падежные конструкции у детей с ОНР

У детей с ОНР, а таких детей в наших логопедических группах – большинство, наблюдается недостаточная развитость грамматических форм языка. Одним из ее проявлений является неверное употребление падежных окончаний форм, ошибки в согласовании и управлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для   педагогов

Тема:  «Падежные конструкции у детей с нарушениями речи»

Падежные конструкции у детей с ОНР

У детей с ОНР, а таких детей в наших логопедических группах – большинство, наблюдается недостаточная развитость грамматических форм языка. Одним из ее проявлений является неверное употребление падежных окончаний форм, ошибки в согласовании и управлении.

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

  1. Неправильное употребление существительных в различных падежах:

Винительный падеж, ед. число. Чаще всего допускаются ошибки при употреблении слов, которые обозначают неодушевленные предметы, дети смешивают с родительным падежом: увидел топора, стула; ошибаются они и при употреблении слов с беглой гласной в корне: нарисовал лефа (льва).

Винительный падеж, мн. число.

Родительный падеж, ед. число. Ошибки в основном на ударение. Например, часть тела  кого? Часть чего? Ответ: Хвост павлинА, ножка стОла, опять же – хвост лефа.

Родительный падеж, мн. число. Это самый трудный для детей падеж. Полет детской фантазии безграничен. Весьма затрудняет детей употребление числа существительных в зависимости от числительных, числительные 1, 2, 3, 4 вызывают не такие большие трудности, как числительные , начиная от «5» ("На ветке висит пять вишнев"; «5 куклов, 6 платий, 7 вёдров, 8 карандашов, 9 стулов, 10 окнов, деревов; собирательные числительные - "двое пуговицей"; "пара варежков"). Большее количество ошибок дети допускают при употреблении среднего рода.

Дательный падеж, ед. число. Ошибки допускаются реже, чем в родительном падеже. Происходит смешение падежей, они заменяют на родительный падеж. Например: «дадим сено козЫ, цветок пчелЫ».

Дательный падеж, мн. число. Ошибки: опускают предлоги, заменяют его на именительный падеж. Например: «пчелки подлетели цветы», «дадим  птицы»

Творительный падеж, ед. число. Заменяют слова в данном числе и падеже на множественное число дательного падежа; окончания  женского рода превращаются в окончания мужского и среднего рода.

Например: «едим ложком», «вилком»,  «чистим щетком».

Творительный падеж, мн. число. Замены на множественное число именительного падежа. Например: «едут за птицы, за кошки».

Предложный падеж, ед. число. Ошибки в ударении, например: где нашлись бусы? - «на шкАфе, на пОле, на стОле».

Предложный падеж, мн. число. Это сложные для детей конструкции, допускают много самых разнообразных ошибок. Например: на чем могут передвигаться люди? – «на мотоциклы, на мотоциклов, мотоциклав; на самолеты, на самолетыв, на автобусых, на автобусыв, на автобусы, на  автобусов», «лежат на столов, на столы».Идет смешение нескольких падежей: заменяют на именительный, родительный.

  1. Неправильное согласование нескольких частей речи в разных падежах.

При этом дети  допускают много ошибок. Вариантов может быть очень много. Например, дана картинка, по которой надо составить предложение: Девочка нашла двух полосатых котят.   Что составляют наши дети? «Два полосатых котятов, двух полосатым котятам, о двум полосатым котятам» и т.д.

Игры и упражнения для формирования падежных конструкций

Именительный падеж

«Назови парные картинки»

Шар – шары, оса – осы; кубик – кубики; глаз – глаза; стул – стулья.

«Назови картинки по порядку»

Запомнить, перевернуть – назвать их в том же порядке.

«Найди себе пару»

Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, вторая – с изображением нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня дерево». Из другой – «У меня деревья». Эти дети становятся рядом.

«А у вас?» (по картинкам, игрушкам, предметам).

- У меня кукла, а у тебя? – А у меня куклы.

«Назови, кто это?» (по парным картинкам).

Котенок – котята.

«Кто пришел, и кто ушел?» (по фигуркам или картинкам животных и их детенышей).

«Кто что нарисовал?»

- Что нарисовал мальчик? – Шар.

- Что нарисовала девочка? – Шары.

«Магазин».

У меня машина, а в магазине что? – Машины.

«Измени слово, как я».

Лист – листья, стул – стулья.

«Какое слово я задумала?».

Две картинки: «- онок» - медвежонок, « - ата» - медвежата.

«Где нарисован мак, а где – маки?»

«Помоги закончить предложение».

Рано утром запели …

«Назови, какой и какие предметы».

«Будем мы сейчас играть и картинки называть».

Виноград, арбуз, брусника,

Помидор, укроп, черника,

Грач, ворона, воробей,

Крот, комар и муравей.

Родительный падеж

С числительными понятиями – много, мало, 2, 3, 4, 5.

«Один – много»: конь – коней, гусь – гусей.

«Докончи предложение» (по картинкам)

В лесу много деревьев, грибов, ягод …

«Чего здесь много, а чего мало?»

«Поручения» -  игра с мишкой.

- Попроси мишку принести тебе 5 кубиков.

- Что сделал мишка?

«Нет и много».

Выдать детям по три фишки. На вопрос дети должны отвечать «нет» или «много».

- В раздевалке есть варежки?

- В пенале есть карандаши?

За каждый неправильный ответ отбирается фишка. Выигрывает тот, у кого останется больше фишек.

«Магазин».

Дети покупают разное количество предметов (один лимон, много лимонов и т.д.)

«Парные картинки».

Подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много.

«Чего много в магазине?»

(по стихотворению С. Михалкова «Андрюшка»)

Лежали на полке, стояли на полке

Слоны и собаки, верблюды и волки,

Пушистые кошки, губные гармошки,

И утки, и дудки, и куклы – матрешки.

«Какие предметы называют со словом пара?»

«Сколько их?»

(по картинкам с изображением животных)

«Угадай, кого я спрятала?»

Телят, котят и т.д.

Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например: Тетя купила много продуктов: печенья, конфет, хлеба. Мы видим много фруктов: яблок, груш, апельсинов.

«Угадай по листу дерево?»

(березу, тополь и др.)

«Это часть какого предмета?»

Крыша дома, спинка стула и т.д.

«Угадай, чего не стало?»

«Чего не хватает Мише, чтобы перейти улицу?»

Дательный падеж

Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие.

С предлогом «У», к которому направлено действие для обозначения предмета. С предлогом «ПО» для обозначения предмета.

«Кому дать?»

Встали дети в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому дать?

Кому флаг передать?

- Я дам флажок Кате.

«Кому какой корм ты дашь?»

(по картинкам или предметам) – Молоко я дам кошке.

«Кому что нужно для работы?»

 Врачу – градусник, повару – половник.

«Передай ключ».

Дети садятся в круг, логопед начинает игру: - Я даю ключ Тане, а она Саше и т.д.

«Кому – что?» (стихотворение  В. Сапгира)

Иголке – нитка, забору – калитка,

Книжке – обложка, мышке – нора,

А братишке – сестра.

Утке – пруд, а лентяю – труд.

Солнышку – лето, рифмы – поэту.

И всем воскресенье нужно без сомненья.

«Кому что не хватает?»

Сумка – Доктору Айболиту, кисточка – Незнайке.

«Чему обрадовалась девочка?»

«К чему подъехала машина?»

Винительный падеж

Направленный на неодушевленные и одушевленные предметы.

Инсценировка сказки «Репка»

Уродилась репка, вросла в землю крепко.

Тянет дед, потянет – вытянуть не может.

Кто придет в огород, кто ему поможет?

Мышка за кошку, кошка за Жучку,

Жучка за внучку, внучка за бабку,

Бабка за дедку, дедка за репку.

Вытащили, вытащили репку!

«Экскурсия в зоопарк».

Кого ты видел в зоопарке?

«Кого Красная Шапочка видела в лесу?»

Волчат, лисят и т.д.

«Что ты взял?» (с опорой на картинки, предметы).

«Дай мне…».

Выполнить инструкции: Что ты сделал?

«Кто что любит?»

 Собака косточку, кошка молоко и т.д.

«Кого (что) ты видел в магазине?»

 Рассмотреть картинки, запомнить, перевернуть и назвать, какие игрушки можно купить в магазине.

«Закончи предложение» (с опорой на картинки).

Папа читает … книгу. Мама моет …дочку. Бабушка вяжет …носки.

«Сундучок с картинками»

Я картину положила в разноцветный сундучок.

Ну-ка, Таня, подходи, вынь картинку, назови.

- Что ты вытащила? – Красное яблоко, синее ведро.

Для обозначения места, с предлогами «В», «НА».

«Кто самый наблюдательный?».

Логопед или ребенок останавливают взгляд на любом предмете, находящемся в комнате, говоря при этом начало фразы: «Я смотрю на…» Дети добавляют: цветок.

«Что куда?»

 Все расставить по местам: куклу – на полку, цветы -  на подоконник и т.д.

Для обозначения преодоления препятствий, с предлогом «ЧЕРЕЗ».

Выполнить инструкции: перешагни через кубик. Что ты сделал?

Творительный падеж

«Чем ты будешь рисовать шар?»

Ручкой, кисточкой, карандашом… Чем еще можно рисовать?

«Кто кем работает?»

«Закончи предложение».

Пол подметают (чем?) … веником (дополняет тот, у кого соответствующие картинки).

С признаками времени.

«Когда это бывает?»

Зимой, весной, вечером и т.д.

Для обозначения совместности, с предлогом «С».

«Догадайся, кто с кем разговаривает?»

«Найди свое место»

«С кем ты стоишь?»

«С чем едят?»

С хлебом, с супом, с мясом и т.д.

«Кто с чем вышел погулять?»

С игрушками и со спортивным инвентарем.

«Кто с кем вышел погулять?» (по теме «Животные»)

Для обозначения цели, с предлогом «ЗА».

«Кто за кем стоит?»

«Кто за чем прячется?»

Для обозначения местонахождения, с предлогами «ПОД», «НАД»

«Где сейчас красный мяч?»

Над столом, под столом…

«Узнай, куда спряталась игрушка?»

 Дети должны сказать, где стояли (над, под) игрушки.

Потешка о дружбе (по картинкам)

Сыр «дружит» с кефиром, а сахар с зефиром.

Кукла «дружит» с крышкой, а жираф с мартышкой.

Морковь «дружит» с картошкой, а рояль с гармошкой.

Перо «дружит» с вороной, а король с короной.

Матрац «дружит» с кроваткой, а портфель с тетрадкой.

Гараж «дружит» с шофером, а укроп с помидором.

Предложный падеж

Для обозначения предмета, о котором идет речь, с предлогом «О».

«Кто о ком заботится?»

Лиса о лисятах, кошка о котятах.

«О чем мечтает Оля?»

Для обозначения места с предлогами «В», «НА».

«Кто где живет?»

 Медведь в берлоге, лиса в норе.

«Где хранят вещи?»

В шкафу, в буфете …

«Что где растет?»

Ель, яблоня, ромашка…

«Поможем Незнайке»

Дети исправляют Незнайку: - Кошка сидит в крыша.

«Где лежит, где стоит предмет?»

«Догадайся, где я был?»

Я видел белку, ежа …в лесу

«Солнечный зайчик»

«Кто где?»

 Скворцы на березе, дети на диване…

«Где их можно увидеть?»

В лесу, в зоопарке, в цирке…

Любопытный светлячок

В нашей группе – новичок –

Любопытный светлячок.

Для начала сел …(на пол),

А потом шмыгнул … (под стол),

Ничего там не нашел

И решил залезть … (на стол).

Посидел он … (на столе),

А потом скользнул … (по мне).

Сел он …(на мое плечо),

Стало очень горячо.

Посветил он мне …(в глаза),

Я нахмурилась слегка.

Испугался и бежать!

Где он. Где же – не видать (за спиной).

За спиной сидеть нет толку,

Лучше прыгну я …(на полку),

Книжки умные стоят, и шалить мне не велят!

Скучно мне – скажу я вам,

Лучше загляну … (в карман).

В кармане пусто и темно.

Лучше посмотрю  .. (в окно).

Вот где весело и ярко,

Раздает весна подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме ‘’Ателье, ткани, одежда” Конспет занятия может быть использован педагогами коррекионным ГДОУ для детей с нарушениями речи

Конспект  занятияУчителя-логопеда  д/с №15 Петроградского района г. Санкт-ПетербургаПанариной Т.М. Методическая тема:            И...

Консультация для педагогов -Падежные конструкции у детей с нарушениями речи

Падежные конструкции у детей с ОНРУ детей с ОНР, а таких детей в наших логопедических группах – большинство, наблюдается недостаточная развитость грамматических форм языка. Одним из ее проявлени...

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для педагогов ДОУ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД" ( с картотекой подвижных игр во время ЛОК).

Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель.Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей....

Консультация для педагогов «Театральная деятельность как средство коррекции нарушений речи детей»

Театральная деятельность - это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества....

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности развития детей с нарушением речи"

Консультация  для педагогов, которые начинают работать или работают совсем недавно с детьми с ТНР. Разобраны основные виды речевых нарушений, особенности развития психических процессов детей с ТН...