Индивидуальное занятие "Весёлый песок"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Мнацаканян Светлана Викторовна

Данный конспект, поможет провести индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука "С" в словах с использование стола для песочной терапии и песка. Занятие получилось очень увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_veselyy_pesok.docx185.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8

ГОРОДА КРОПОТКИН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Конспект индивидуальной логопедической НОД

в старшей группе детского сада

с использованием песочной терапии

«Весёлый песок»

(автоматизация звука [С] в словах)

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Мнацаканян С.В.

2016г.

Цели и задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [С] в изолированном произношении, слогах и словах;

- развивать логическое мышление и внимание;

- закрепить знания по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Коррекционно - развивающие:

- развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать фонематический слух ребёнка и навыки звукового анализа;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать аккуратность, желание проявлять самостоятельность.

Оборудование: карточки-схемы артикуляционных упражнений; настольное зеркало; маленький снежок из ваты; предметные картинки по лексической теме, картинки со звуком  [С] в разных позициях (в начале, средине и конце слова), картинки без звука  [С]; домик звуков (три окошка); мобиль с бумажными снежинками; световой стол с голубой подсветкой; очищенный кварцевый песок; аудио запись «Метель».

Предшествующая работа:

- разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [С]; 

- развитие воздушной струи, направленной по середине языка;

- постановка правильного произношения звука [С]; 

- автоматизация звука [С] изолированно, в слогах и в словах;

- формирование умения определять  наличие звука [С]  в словах, его позицию в слове;

- согласование существительных с числительными.

ХОД НОД

        1. Организационный момент.

Л. (логопед) – Здравствуй  Р.(имя ребёнка), сегодня я хочу загадать тебе загадку. Внимательно послушай ее и назови мне отгадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима)

Р. – Зима.

Л. – Молодец, правильно, это зима. Я предлагаю тебе порисовать Зиму на световом столе, а заодно потренироваться в правильном произношении звука [С]. Хочешь?

Р. – Да!

Л. – Вот и отлично!

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания.

Л. – Но для начала, давай потренируемся и порисуем вот эти картинки (карточки-схемы арт.упр.)

Включенный световой стол стоит на столе, ребенок засыпает поверхность светового стола песком, а затем  рисует пальцем схему артикуляционного упражнения и выполняет его, контролируя себя с помощью настольного зеркала. Упражнения выполняются под счет до 10.

Схемы упражнений: «Заборчик», «Дудочка», «Месим тесто», «Блинчик», «Чистим зубки» (за нижними зубами),  «Горка».

Л. – Молодец! У тебя все отлично получается! Посмотри, у меня есть свои собственные снежинки (логопед показывает мобиль со снежинками), но они никак не могут научиться летать. Ты поможешь им?

Р. – Да!

Л. – Положи кончик своего языка на нижнюю губу и подуй на них, как ветер, чтобы они полетели, но следи за своими щечками, чтобы они не надувались.

Ребенок выполняет дыхательное упражнение «Ветер».

3. Автоматизация звука [С] изолированно и в слогах.

Пока ребёнок выполняет дыхательное упражнение, логопед готовит световой стол – равномерно засыпает его поверхность песком, рисует в центре снежинку, а в углах буквы А, О, Э, Ы (или раскладывает схемы этих звуков).

Л. – У тебя замечательно получилось изобразить вьюгу! Посмотри, а здесь еще одна снежинка и ей тоже нужна твоя помощь. Ты ведь уже умеешь дуть холодным ветром. Подуй, как ветер – посвисти.

Р. – С-С-С-С (педагог добивается долгого, и плавного звучания звука [С])

Л. – правильно, молодец. А теперь нужно помочь нашей снежинке слетать в гости к её подругам буквам (звукам). Для этого мы должны подуть холодным ветром (С-С-С),  пальчиком нарисовать его, а когда наш путь дойдет до нужной буквы (звука), мы назовем и ее. Смотри – логопед показывает ребёнку пример (С-С-С-С-С-А, С-С-С-С-С-О и т.д.)

Ребёнок указательным пальцем ведущей руки рисует спирали или волнистые линии до букв (звуков), произнося слоги. Потом можно предложить ему вернуть снежинку домой, произнося обратные слоги (А-С-С-С, О-С-С-с и т.д.)

4. Автоматизация  звука [С] в ловах. Игра «Назови несколько».  

Л. – А сейчас предлагаю тебе нарисовать зимнюю картину, чтобы наш световой стол превратился в снежную поляну. Мы нарисуем сугробы, снеговиков и снежинки.  А потом все это посчитаем.

Логопед во время инструкции готовит световой стол к работе (засыпает его песком), ребенок начинает рисовать, а педагог ему помогает и направляет его. После того как зимняя картина нарисована логопед предлагает ребёнку посчитать вслух сугробы, снеговиков и снежинки.

Р. – Один сугроб, два сугроба, три сугроба. Один снеговик, два снеговика. Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок и т.д.

Л. – Р., у тебя здесь так много снежинок! А какое слово мы говорим, когда снег падает?               Р. – Снегопад.             Л. – Правильно. Умница.

5. Физкультминутка.

Л. – А теперь давай мы вместе с тобой слепим снеговика! Подходи ко мне…

Инструкция логопеда

Выполняемые движения

Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок.

Ребенок и педагог идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.

Он превратится в толстый ком,

Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла!

Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(В. Егорова)

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

6. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Л. – из нас получились красивые снеговики?

Р. – Да!

Л. – Я тоже так думаю… а у меня для тебя приготовлены картинки, на которых тоже есть снеговик и не только… Давай посмотрим их и определим, есть ли в словах – картинках звук С, а потом помелим его в нужное окошко нашего домика звуков.

Логопед и ребёнок рассматривают картинки, ребёнок называет их и определяет наличие или отсутствие звука [С] в слове. Если звук присутствует, то ребёнок находите его положение в слове (в начале, в середине или в конце) и кладёт картинку в нужное окошко. Слова – картинки со звуком [С]: снеговик, снег, сугроб, санки, сапоги, лес, нос, лиса, посадка, бусы (ёлочные), куст.

Слова – картинки без звука [С]: горка (снежная), ель, лопата, лыжи, клюшка, варежки

7. Рефлексия.

Л. – Р., ты молодец! Все картинки теперь на нужных местах. А ты знаешь, как шумит метель?

Р. – Нет.

Л. – Хочешь, я включу аудио запись и мы вместе с тобой послушаем ее?

Р. – Да хочу.

Логопед включает аудио запись, предлагает ребенку закрыть глаза и представить, что он находится в снежном поле, где дует ветер и метет метель.

8. Подведение итогов. Игра «Исправь ошибку». 

Л. – Скажи мне, о чем мы сегодня с тобой разговаривали, что рисовали?

Р. – Мы говорили о зиме. Рисовали снежинки, сугробы и  снеговиков.

Л. – Да ты прав. А еще мы с тобой назвали много слов со звуком…

Р. – Со звуком [С].

Л.  – предлагаю тебе на последок поиграть еще в одну игру. Хочешь?

Р. – Да.

Л. – Я тебе буду называть различные занятия, а ты слушай внимательно. Если я назову занятие, которое нельзя делать зимой тебе нужно будет хлопнуть в ладоши и поправить меня.

Логопед называет различные действия, например: Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость. А ребёнок поправляет его – Зимой дети НЕ катаются на велосипеде.

Л. – Р., ты сегодня хорошо поработал, молодец!

Используемая литература:

1. О.С. Гомзяк «Говорим правильно. Тетрадь 2 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логопедической группе» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015г.

Интернет – источник:

http://vremyazabav.ru/zanimatelno/zagadki/pro-zimu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...

Игровое занятие на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"

Конспект игрового занятия на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"...