Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей с ОВЗ к школе
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей с ОВЗ к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semyami_vospitannikov_nagih.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей с ОВЗ к школе»

Роль семьи в формировании личности является исходной, её не может заменить ни один из социальных институтов общественного воспитания. Семья обеспечивает первичную социализацию. Семейное общение – важнейшее условие гармоничного полноценного созревания личности ребёнка. В процессе подготовки ребёнка к школе семья призвана выполнять и функцию психологической защиты, поскольку основой взаимоотношений с ребёнком должна выступать не столько система родительских требований, сколько, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребёнку, забота о нём как самоценной личности. То есть принятие его таким, какой он есть. Ведущими факторами в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста являются нравственная атмосфера жизни семьи, её уклад, стиль. Важным аспектом взаимодействия с семьями воспитанников в процессе подготовки детей  с ОВЗ к школе является проектная деятельность.

Данная работа с родителями входит в содержательный раздел адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования нашего учреждения, разработанной с учётом «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО, автора Н.В. Нищевой.

В течение всего учебного года в подготовительной к школе группе на основании тем недели осуществлялась проектная деятельность.

Так, в соответствии с лексической темой  в сентябре проводился групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой проект «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу». В рамках проекта создана выставка поделок из природного материала - совместное с родителями творчество «Праздник осени». В процессе работы над проектом родителям рекомендовалось погулять по осеннему лесу: посмотреть листопад, составить букет из осенних листьев, сходить в лес за грибами, собрать семена разных растений, заучить приметы и загадки об осени, сделать поделки из природного материала.

В декабре стартовал проект «Новый год у ворот». Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом годе как весёлом и добром празднике, развитие познавательных и творческих способностей  детей в процессе реализации творческого проекта, повышение эффективности детско-родительских отношений. В процессе работы над проектом у детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней ёлки, о новогодних традициях в России и разных странах мира, освоены навыки безопасного поведения во время украшения новогодней ёлки. Воспитанники совместно с родителями рисовали, лепили из пластилина и солёного теста, выполняли аппликацию, сочиняли небольшие новогодние истории. Особое внимание в ходе проекта было уделено воспитанию бережного отношения к ели. Кроме того, работая над проектом, мы совместно с родителями создали предметно-развивающую среду для ознакомления детей с историей возникновения Нового года в России:

  • подобрали художественную литературу на новогоднюю тематику;
  • создали коллекцию новогодних открыток;
  • провели конкурс «Новогодняя история»;
  • организовали мастер-класс «Звёздочка-снежинка» (оригами из разноцветной фольги).

Хотелось бы рассказать о следующем проекте ко дню 8 Марта «Мамочка милая мама моя». Цель проекта – формирование углубленного представления о семье, как о самом святом и надежном, что есть в жизни человека; представлений о своих семейных традициях, желания передавать их из поколения в поколение. В процессе подготовки к работе над проектом осуществлялисьродительские посиделки с целью знакомства с темой проекта и его содержанием и обсуждения идей реализации проекта. В результате работы над проектом дети узнали свои исторические корни, поняли, что хорошая семья - это пример для подражания. С помощью родителей организовали фото - выставку «Наши любимые мамы».

Проект «Я познаю мир», посвященный детскому экспериментированию. В процессе работы над проектом осуществлялись:

  • прогулки и экскурсии;
  •  наблюдения природных явлений в реальной жизни и плановые работы в уголке природы;
  •  беседа «В мире интересного»;
  • рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы по изучаемым темам: «Чудо - водичка», «Чудо - техники», «Тайны человеческого тела»;
  • дидактические, развивающие игры и упражнения;
  •  действия с магнитом, лупой, переливание жидкостей.

Вместе с родителями были проведены:

  • экспериментальные игры: «Тонет - не тонет», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать».

В мае реализовывали проект по сказкам А. С. Пушкина. Мы  предложили детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Так как в процессе реализации проекта детям предлагалось стать «Золотыми рыбками»,  с детьми и родителями проводился мозговой штурм, в процессе которого они все вместе придумывали, что, основываясь на творчестве А. С. Пушкина, можно создать и воплотить для радости окружающих.

Дети вместе с родителями предложили:

  • создать поделки-сувениры по сказкам Пушкина;
  • организовать мини-спектакль по одной из сказок Пушкина;
  •  сделать выставку рисунков по творчеству Пушкина;
  • подготовить поэтический вечер на основе творчества Пушкина;
  • организовать сбор книг А. С. Пушкина и  «кроссбукинга» (обмен книгами);
  •  оформить группу в стиле сказок Пушкина;
  • исполнить реальные желания окружающих.

В ходе выполнения проекта дети освоили новые техники выполнения изделий прикладного творчества; разучили новые стихотворные и музыкальные произведения, тематические танцевальные композиции.

Проектная деятельность осуществлялась и в рамках реализации парциальных программ.

Так в  ноябре выполнен проект по теме: «Азбука безопасности» в рамках парциальной программы Тимофеевой Л.Л. «Формирование культуры безопасности». Цель проекта: Создание условий, способствующих развитию и совершенствованию навыков по обеспечению собственной безопасности, и действиям в случае возникновения любой экстремальной ситуации.

Для обогащения игровой среды совместно с родителями были оформлены пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: «Служба 01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей».

Периодически в группу вносились опасные бытовые и электрические приборы: иголки, ножницы, ножи, вилки, лекарства, пылесос, кофемолка. Мы их рассматривали, как они работают, какой принцип заложен в механизм их действия. При изучении опасных и безопасных предметов (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами) вырабатывалось безопасное поведение дошкольника: увидел - позови взрослого. Организовали просмотр дисков с мультфильмами  из серии «Лунтик и его друзья» (основы безопасности) во второй половине дня.

Особое внимание в проекте мы уделили методу моделирования ситуаций. Научили детей составлять план - карту группы, участка, «читать карту». С родителями дети составляли безопасную план - карту дороги от дома до детского сада.

Родителям предлагались консультации «Правила поведения в быту», «Один на улице или безопасная прогулка», «Безопасность дорожного движения», домашние задания: разработать с детьми модели поведения в природе, на улице, в быту.

В процессе работы над проектом привлекли родителей к изготовлению поделок из бросового материала на тему: «В стране безопасных игрушек». Наши родители совместно с детьми участвовали в познавательной викторине «Что мы знаем о правилах безопасности?».

Таким образом, организация проектной деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования нашего учреждения, разработанной с учётом «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО», Н.В. Нищевой, парциальных программ АОП ДО обеспечила тесное взаимодействие с родителями воспитанников, повышение уровня образовательной деятельности с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовки детей к школе "

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального образования выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активно...

Статья «Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации образовательной программы»

Повысить педагогический уровень в построении взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации образовательной программы....

«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»

laquo;Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»...

«Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»

laquo;Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовке детей к школе»...

Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей к школе

Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать при...

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания по художественно­ эстетическому развитию детей.

В наш стремительный век человечество постепенно возвращается к вечной истине, благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в себе. Вот почему так важно научить ...