Здоровьесбережение в системе формирования психолого-педагогических концепции педагогов в условиях реализации ФГОС.
статья по коррекционной педагогике на тему

Авдиенко Наталья Витальевна

Дети, в зависимости от особенностей их проблемного развития нуждаются в индивидуальном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_v_sisteme_formirovaniya_psihologo.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в системе формирования психолого-педагогических концепций педагогов  в условиях реализации ФГОС.

«Чем младше ребёнок и тяжелее дефект, тем

больше индивидуальной работы требуется при

его коррекции»       Л.С. Выгодский.

     Хорошо известны каждому педагогу слова одного из классиков психологии Жана  Жака  Пиаже: «Отрицание закона поэтапного развития психики – серьёзная ошибка старой психологии». Известно также, что сказаны были эти слова  больше двухсот лет назад.

     Нарушение законов развития психики наносит вред здоровью (вплоть до ревматологических заболеваний), затрудняет дальнейшее обучение, вызывая задержку развития.

     Современный автор, доктор наук  А.Л.Сиротюк ещё более конкретно утверждает: «Преждевременное обучение ребёнка (знаковым системам, буквам, цифрам, нотам, схемам ориентировочной основы действия. (Курсив мой.) недопустимо, т.к. в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счёт другого), это приводит в дальнейшем к неуспеваемости в поведении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

     Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. N1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N30384) выдвигает и закрепляет следующие постулаты в числе прочих.

     Постулаты: ребёнок не объект, а субъект педагогического воздействия. Основная задача охрана жизни и здоровья ребёнка. Дошкольное детство самоценно для развития личности, это не подготовительный этап к школе, а самостоятельный, незаменимый по ценности этап развития и жизни ребёнка.

( Ребёнок имеет право быть интровертом или экстравертом,  пользоваться своими каналами познания мира ( сенсорным, визуальным, кинестетическим, смешенным и т.д., принимать или не принимать информацию, критиковать её и т.д.(Курсив мой.) Никакие меры физического или психического насилия недопустимы, т.к. травмируют личность, и бессмысленны, ведь до 7 лет у большинства девочек и до 8 лет у мальчиков  превалирует непроизвольное внимание, непроизвольная память. Запоминает ребёнок лишь эмоционально положительно окрашенную информацию, пропуская её через собственный опыт.

    Поэтому наиболее важными принципами подхода к детям с речевыми нарушениями являются:

1. Полноценное проживание всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

2. Построение образовательной системы на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

3. Коррекция речи обязательная и непременная, т.к. дошкольный возраст является синзитивным в освоении речи; недопустимо раннее знакомство с письменной речью во всех её формах (кроме случаев сенсорной алалии); коррекция успешнее при учёте ведущей рецептивной системы.

4. Инициатива ребёнка должна поддерживается в деловом плане в случае её успешности, в эмоциональном плане в случае её явной абсурдности.

5.Необходимо единство режимных, социокультурных и психологических требований в семье и в детском саду.

6. Формировать познавательные интересы и потребности нужно обязательно в соответствии с возрастными и индивидуальными (в случаях проблемного и (или) опережающего развития каких либо сторон).

7. Возрастная и (или) индивидуальная адекватность условий, требований, методик (игра у дошкольников ведущая деятельность).

8. Учёт этнокультурной ситуации развития детей. ( Условия большого города не дают возможности непосредственного знакомства с флорой и фауной).

     Федеральный государственный образовательный стандарт диктует состояние программы учреждения, которая направлена на создание условий развития ребёнка, разрабатывается в каждом учреждении.

      В образовательной области программа ориентирована на социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

     Содержание коррекционной  работы и (или) инклюзивного образования включает в программу  специальные образовательные программы и методы, использование специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

      Понятно, что дети с нарушениями речи требуют не только усиленного внимания, но и грамотного отношения всех участников коррекционно-педагогического процесса. Поэтому важен тесный контакт с учителем-логопедом всех участников коррекционно-воспитательного воздействия,  как в дошкольном учреждении, так и в семье.

     Вопрос о соблюдении норм педагогической этики стоит в группах компенсирующего типа особенно остро, т.к. специальными знаниями об особенностях психики и поведения логопатов владеет только учитель-логопед. Сделать индивидуальный подход максимально успешным можно лишь  при тесном контакте всех участников педагогического процесса в детском саду и в семье.

  Коррекционная работа направлена на:

 1. Оказание квалифицированной помощи в освоении общеобразовательной программы.

  2. Обеспечение детям, имеющим речевые нарушения, всестороннего развития.

  3. Пропедевтику в плане подготовки к школе.

 Краткая характеристика логопатов дошкольных компенсирующих групп с общим речевым заключением Общее недоразвитие речи:

1.Социализация отстаёт от нормы или искажена, т.к. требования родителей ориентированы лишь на возрастные нормы  и не учитывают специфических психических особенностей.

2.Понимание речи нарушено. Речь детей бедна и непонятна, даже ситуативная. Накапливаются отрицательные эмоции и негативные реакции.

3.Имеет место моторная неловкость, сокращение  объёма и качества движений, плохая ориентировка в пространстве, сопутствующие движения.

4.Замкнутость в случаях с аутическими чертами, алалией,

излишняя навязчивость в общении в случаях с логоневрозом, неумение дождаться своей очереди при минимальной мозговой дисфункции.

5.Нарушение всех  произвольных действий в случаях со стёртыми видами дизартрии.

6.Истощаемость у всех категорий, крайне резко выраженная в случаях с сенсорной алалией,  серьёзная в случаях с логоневрозом.

7.Расторможенность и травмоопасность в случаях с ММД, аутизмом и логоневрозом.

     Вначале хочется остановиться на особенностях работы с детьми, имеющими стёртые виды дизартрии. Большая часть группы это дети со стёртой дизартрией. Для родителей и воспитателей я провожу консультации, разъясняю, что дети с дизартрическим синдромом страдают нарушением всех произвольных функции, рекомендую подбирать игровые приёмы и моменты для вовлечения в занятие каким либо видом деятельности.

                           Группа компенсирующей направленности включает теперь детей с разным уровнем речевого развития и разными причинами нарушения или отставания в развитии речи.

   В случае, если у ребёнка логоневроз, мы строго соблюдаем режим. Режим сна: общая продолжительность сна от 13 до 14 часов, в тишине, допускается ночник спокойных тонов, в детском саду таких детей укладываем спать первыми, поднимаем последними. Для детей с логоневрозом соблюдается в детском саду и дома режим питания: диета №7, отсутствие  пищи, которая требует значительных усилий при пережёвывании. Учитель-логопед, воспитатели и родители следят за соблюдением режима общения: предпочтительнее дети младше возрастом, спокойные, уравновешенные.  Дети с заиканием не должны ни на минуту оставаться без внимания и контроля взрослого, несмотря на кажущуюся послушность и спокойствие они часто создают опасные ситуации. Режим информации: просмотр телевизионных передач, компьютерные игры, чтение книг и заучивание стихов отменяется или резко ограничивается. Ребёнок возвращается к предметной деятельности, озвучивает её. Музыкальный работник и родители заучивают и поют вместе с ребёнком песни, сначала используя живую музыку, в дальнейшем караоке. Используем элементы аутогенной тренировки. Родителям предлагаем дополнительные физкультурные занятия, занятие спортом.

     Ребёнка с моторной алалией мы приучаем к увеличению учебной нагрузки постепенно, занятие непосредственной образовательной деятельностью и коррекцией речи проводиться строго в утренние часы, на индивидуальные занятия беру его первым. Воспитателям и родителям рекомендую беречь такого ребёнка от излишней шумовой нагрузки (просмотр передач домашними в наушниках). Планировать обучение дома советую заранее, обязательно в утренние часы, давать или закреплять информацию  кратко и самую важную.

     В последнее время случаи  элективного мутизма участились.

 Огромное терпение, ласковое, доброе отношение требуется от всех участников педагогического процесса. Я объясняю всем взрослым, что не надо ждать, что ребёнок немедленно отзовётся на доброе отношение. Обучение откладывать нельзя, нельзя ждать немедленного результата.  У таких детей очень хорошая память. Обучение обязательно пойдёт впрок. Досаду, недовольство, огорчение показывать нельзя. Нужно твёрдо и уверенно сказать, что всё равно он (она) всё запомнит и потом сможет рассказать.

     Любые голосовые реакции рекомендую обязательно поощрять, так как дети начинают пробовать голос, сначала неумело регулируя громкость, силу и высоту звука.

     В составе группы чаще стали появляться дети с аутическими чертами. В случае с тяжёлыми речевыми нарушениями любые голосовые и двигательные реакции ребёнка также поощряются.                                                     Поначалу в лицо ребёнку мы не смотрим, затем смотрим недолго и с улыбкой отводим взгляд. В обучении схемы и указатели используем как можно чаще. Без контроля взрослого такие дети, как и дети с логоневрозом, оставаться не должны ни в коем случае. Такие дети боятся незнакомых взрослых и детей, не умеют вести себя в новой ситуации, путают сказочные и жизненные ситуации, порой сами создают травмоопасные ситуации.

      Дети с минимальными нарушениями слуха теперь являются полноправными участниками в группе компенсирующего вида. При обучении таких детей рекомендую педагогам инструкции малышу  давать громким голосом, лучше на уровне роста ребёнка. На подгрупповом задании такого ребёнка советую усаживать  близко к взрослому. Особое внимание при работе над речью уделяется уточнению и закреплению глаголов и их форм.

     По новому стандарту в состав группы входят дети и с минимальными нарушениями зрения. Круг знаний и представлений этих детей мал. Для детей характерна моторная неловкость, замедленность. Пространственные и временные представления сильно отстают в развитии по сравнению со сверстниками, не имеющими подобных проблем.

 Это учитывается при планировании работы с ребёнком. Работа над речью с этими детьми также имеет ряд особенностей. Включение в работу разных анализаторов, закрепление представлений об окружающем, работа над схемой тела и ориентировкой в окружающем, кинезиологические упражнения, всё это постепенно приносит  результаты в коррекции и обучении.

     Перед началом подгрупповых занятий я обычно выясняю, какая рука, нога и глаз у ребёнка являются ведущими. Для этого использую следующие задания: 1. Открути крышечку. (Держит бутылку, флакон ведомая рука, движения выполняет ведущая рука).

                2. Попади в цель (мячик ребёнок бросает ведущей рукой).

                3. Сложи мозаику в коробку (мозаику ребёнок берёт ведущей р

                4. Попади мячом в ворота (бьёт по мячу ведущая нога)

                5. Попрыгай на одной ноге (обычно это ведущая нога)

                6. Сделай шаг вперёд ( шагает с ведущей ноги)

                7. Посмотри в калейдоскоп или подзорную трубу (ведущий глаз                                                 смотрит)

                 8. Закрой один глаз (смотрит ведущий глаз)

                 9. Загляни за шкаф (смотрит ведущий глаз)

                                                                                                                                          В случае, когда латералита не сформирована (ребёнок поочерёдно использует обе руки, ноги или глаза), или искажена (ведущими являются правая рука и левый глаз), упражнения для развития мелкой моторики руки и зрительного прослеживания начинаю с ребёнком как можно раньше.

     На индивидуальных и подгрупповых занятиях я использую элементы аутогенной тренировки, работаю над схемой тела и схемой тела стоящего напротив человека, учу ориентироваться в пространстве вокруг и в пространстве листа бумаги, затем в клеточках тетради.

     Я закрепляю понимание названий частей и сторон тела, уточняю, закрепляю и активизирую словарь пространственных предлогов, простых и сложных, пространственных наречий и прилагательных, включаю в динамическую паузу кинезиологические упражнения.

     Для домашней работы я рекомендую родителям  кинезиологические комплексы для коррекции зрения, для коррекции и регуляции межполушарного взаимодействия в случаях раннего начала обучения чтению.

     Появилось много случаев отставания в развитии в связи с ранним использованием компьютеров и других сложных электронных устройств.

Безграмотное и бесконтрольное занятие ребёнка с компьютером приводит к задержке формирования речи и задержке социализации. В детском саду такой ребёнок не находит себе места, часты аффективные вспышки, нарушается сон, общение как со сверстниками, так и с взрослыми затруднено. Родителям я объясняю, что содержание просмотров и характер игр должны соответствовать возрасту ребёнка. Занятие с компьютером должно быть по времени ограничено до 15 минут, иначе зрение малыша портится. Во время занятия с гаджетами нужно следить за осанкой, часто менять позу. Разъясняю, что получение информации с помощью компьютера не отменяет участие близких взрослых в воспитании и образовании ребёнка, потому, что маленький ребёнок нуждается в телесном и эмоциональном  контакте. Распознавать эмоции малыш учиться, глядя на лицо близких взрослых,  наблюдая их реакцию на свои поступки, компьютер не заменит собеседника ещё и потому, что коммуникативную функцию речи он не выполняет.  

      Работу над фонематическими представлениями начинаю с уточнения артикуляции гласных, затем подсчитываем количество гласных в ряду из 1-3, затем из 1-4 звуков, дети называют число и показывают столько же пальчиков, сколько было названо звуков. Учимся угадывать гласные первого ряда по беззвучной артикуляции. Одновременно учимся делить слова на части, подсчитывать количество частей, показывать столько же пальчиков, сколько было частей, сначала 2-3, затем 1-3, потом и 1-4. Учимся выделять начальный ударный гласный с опорой на артикуляцию в игре «Смешное эхо». Рассказываю детям, что дети пошли в лес за ягодами, разбрелись по лесу, стали звать друг друга, кричать «ААААня», а эхо кричит «ААА». На следующих занятиях выделяем начальный безударный гласный в той же игре «Смешное эхо».

     Затем дети считают количество звуков в обратных слогах, тренируются в синтезе односложных слов с гласными первого ряда, я предлагаю «угадать» словечко, одновременно описывая этот предмет: «Это слово бывает ночью, но как будто человек не лежит, а ходит «С   О   Н», «Это слово горькое Л У К». С опорой на артикуляцию угадываем гласный первого ряда в односложных словах. На занятиях я учу детей   добавлять или убирать начальный согласный звук затем начальный слог, получая при этом новое слово. Дети восстанавливают короткие деформированные слова, угадывают предмет по гласным звукам его названия. Одновременно дети   выделяют конечный согласный в словах, вначале взрывной, затем сонорный и после этого шипящий или свистящий.  Я провожу упражнения для пальчиковой гимнастики, которые беру  как из сборника «Развиваем мелкую моторику» Инны Светловой, так и кинезиологические упражнения, предложенные А.Л. Сиротюк. Понятно, что на каждое занятие я беру одно-два задания каждого раздела. Например, в начале работы план индивидуального занятия может выглядеть так:

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Вызывание звука.

3.Уточнение артикуляции гласных.

4.Подсчёт звуков в ряду гласных первого ряда 1-3.                                    5.Деление слов на части, подсчёт количества частей 2-3.                         6.Схема тела и ориентировка в окружающем: подними вверх правую руку, опусти. Левую руку отставь в сторону, шагни в левую сторону. Похлопай по коленям, хлопни по пяткам, топни левой ногой, потопай правой ногой,  назад, прыгни вперёд, шагни в левую сторону, хлопни в ладоши за спиной, хлопни под коленями, попрыгай на двух ногах.                                  7.Обучение пересказу текста.                                                                                 8. Упражнения для мелкой моторики рук и кинезиологические упражнения .                                                                                                                     9.Итог: напоминание этапов занятия.                                                                      10. Организованное окончание. К выходу из кабинета идём приставным шагом, на каждый шаг хлопок в ладоши поочерёдно впереди или сзади.

     Такое построение занятия позволяет избежать утомления детей из-за частой сменяемости видов деятельности, кинезиологические упражнения решают задачи коррекции зрения, активизируют мыслительную деятельность. Всё это позволяет  достигать хороших результатов в освоении фонематических представлений, в обучении ориентировке в пространстве.

           

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система формирования психолого - педагогической компетентности родителей одарённых детей в условиях ДОУ.

В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно,  играет семья.  Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одар...

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

В первые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт "Педагог", который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству обра...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и раз...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...