Консультация для педагогов на тему:" Дети с СДВГ и коррекционная работа педагогов".
консультация по коррекционной педагогике по теме

Морозова Эмма Игоревна

               Вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в настоящее время приобрели существенную значимость в связи с широким распространением данной патологии среди детей: от 2 до 45%.

               Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ — это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_sdvg.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования САО г.Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Инженерно-техническая школа г.Москвы имени дважды героя Советского Союза П.Р.Поповича

(дошкольное отделение)улица Черняховского,д.15,корпус 3

                                                                                                     

Консультация для педагогов на тему “Дети с СДВГ и коррекционная работа педагогов”

Подготовила и провела учитель-дефектолог  Морозова Э.И.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕФИЦИТЕ ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

               Вопросы психолого - педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в настоящее время приобрели существенную значимость в связи с широким распространением данной патологии среди детей: от 2 до 45%.

               Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ — это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии.

               Большинство исследователей признают выраженные характерологические особенности у детей с СДВГ, основными из которых являются: низкая уверенность в себе, плохая сообразительность, сниженная общительность, быстрая смена настроения, эмоциональная лабильность, раздражительность, импульсивность, низкая познавательная активность, склонность к реакциям гнева и страха, усиление потребительской ориентации и развитие социальной инфантильности. Такие дети более подвержены депрессии, легко расстраиваются из-за неудач, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Почти не реагируют на наказание, но легко отвечают на малейшую похвалу. Следовательно, для детей с СДВГ оптимальна позитивная модель воспитания, предполагающая не только отказ от наказаний, но и повышение самооценки ребёнка за счёт похвалы и одобрения.     Вследствие высокого уровня личностной тревожности эти дети склонны воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность. Это способствует снижению самоконтроля и уверенности в своих силах, в случае ошибок в деятельности у детей наблюдается неадекватное отношение и стремление объяснить их внешними причинами, появляются раздражительность, нетерпеливость. Поэтому для таких детей необходимы игры, направленные на снятие тревожности и эмоционального напряжения: разрывания бумаги, рисование красками, бросание теннисных мячиков в стену, метание дисков и др.

                В отношениях с ровесникам такие дети агрессивны и требовательны, не умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят сопереживать. Не любят уступать в чём-либо и никогда не признаются в своей неправоте, стремятся к лидерству, но не умеют взаимодействовать с другими. Свойственные им колебания настроения, взбалмошность, безудержная болтливость, навязчивость в общении и в то же время обидчивость, эгоистичность настраивают против них других детей. Родители часто жалуются, что их дети не имеют друзей, сверстники отказываются с ними играть. При социометрических исследованиях дети СДВГ получают от своих товарищей зачастую отрицательную характеристику: они являются «причиной беспокойства», «докучают другим детям». Из-за неприязни со стороны сверстников и стремления верховодить они вынуждены общаться с самыми покладистыми или с более младшими. У ребёнка с СДВГ наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и со взрослыми. Уже в раннем возрасте в поведении гиперактивных детей отмечаются негативное отношение к окружающим. Это диктует необходимость обучения таких детей навыкам эффективного взаимодействия с другими людьми с помощью игро-, сказко - и арт - терапии, проведения различных тренингов. Многие педагоги оценивают нарушенное поведение детей с СДВГ как пороки воспитания. Но неумение управлять своими действиями и эмоциями является следствием задержки созревания высших корковых функций и слабым развитием ассоциативных связей между структурами мозга. Поэтому таким детям необходима не только медикаментозная, но и психологическая поддержка, направленная на приобретение ребёнком навыков физического и психического самоконтроля.

Для детей с СДВГ характерны трудности в освоении чтения, письма, счёта. Но это связано не с дефектом интеллекта, а с запаздывающим и зачастую, не гармоничным развитием высших психических функций. Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к интеллектуальным играм, рисованию, что приводит у них к отсутствию тяги к систематическим, требующим внимания занятиям. Нарушения концентрации внимания приводят также к изменениям целенаправленного поведения: произвольное внимание у гиперактивных детей ещё не развито, поэтому ребёнок постоянно переходит от одного занятия к другому и ни одно не заканчивает. В связи с этим следует включить в программу коррекции детей с СДВГ мероприятия, направленные на тренировку произвольного внимания, выработку навыка усидчивости.

Время, в течение которого такие дети могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут. По истечении его они теряют контроль над умственной активностью и наступает период «отдыха» (3-7 минут) перед следующим рабочим циклом. В момент «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова педагога не реагирует. Затем, умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается», и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным. Такое «цикловое» функционирование мозга необходимо использовать на занятиях в ДОУ; каждые 10 минут детям следует давать возможность подвигаться.(Это могут быть приседания,подскоки)Педагог может выносить “волшебный коврик” на котором дети могут попрыгать несколько минут,затем сесть на свое место.

Кроме дефицита внимания для гиперактивных детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. С раннего возраста дети с СДВГ отличаются низкой эмоциональные ограничения аффективными реакциями и агрессивностью. Требования окружающей среды превышают возможности ребёнка. В результате развивается состояние постоянного напряжения, которое внешне проявляется невротическими симптомами: сосание пальцев, обкусывание ногтей, нарушениями сна и аппетита. Поэтому необходимо своевременное оказание им медико - психолого - педагогической помощи для предотвращения перехода функциональных отклонений в клинические формы.

У детей с СДВГ к 7 годам все функции мозга ещё не созревают, поэтому они не готовы к обучению в школе, что приводит к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развитию школьного дезадаптационного синдрома. Поэтому диагностику и реабилитацию имеющихся расстройств необходимо проводить в максимально ранние сроки, до окончания созревания функциональных мозговых структур (10-12 лет) пока ещё возможно включение компенсаторных механизмов.

Кроме описанных поведенческих, характерологических и когнитивных расстройств у половины детей с СДВГ выявляются двигательные и координационные нарушения: недостаточность мелкой моторики (завязывание шнурков, вырезание ножницами, раскрашивание, письмо), нарушение равновесия (дети часто спотыкаются при ходьбе, им трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственная координация (дети испытывают трудности в играх с мячом). Несмотря на то, что крупная моторика развита достаточно хорошо, дети с СДВГ имеют заметные трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу – пронация, супинация и др.). Часто недостаточная сформированность мелкой моторики сочетается с недоразвитием навыков самообслуживания. Родители отмечают, что такие дети неаккуратны, неряшливы, долго не могут научиться самостоятельно одеваться и обуваться. В дошкольном возрасте они часто испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков. Из-за отставании в развитии навыков опрятности поддержание гигиены тела вызывает определённые затруднения.

Недостаточное развитие мелкой моторики делает ребёнка неуспешным на занятиях конструированием, лепкой и рисованием. При обучении письму могут появляться неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы. Поэтому, кроме стандартного комплекса упражнений на развитие ловкости и координации движений рук, следует обучить ребёнка самомассажу кистей, обогатить досуг вышиванием, бисероплетением, вязанием крючком, выжиганием, выпиливанием, лепкой, нанизыванием и раскрашиванием макаронных изделий, рисованием пальцами, ладонью, губкой.

                                             Прогнозирование

Исследователи СДВГ считают, что синдром может в неизменном виде перейти из детского в подростковый и юношеский возраст или наблюдаться в остаточном состоянии с уменьшением интенсивности его признаков. Симптомы, связанные с дефицитом внимания, с возрастом уменьшаются, тогда как гиперактивность и импульсивность имеют тенденцию к сохранению. Все это может служить благоприятной почвой для возникновения ряда психических заболеваний (неврозов, психопатий), школьной и социальной дезадаптации, антисоциальных поступков и правонарушений.

Цель медико - психолого - педагогической коррекционной работы

Целями медико - психолого - педагогической коррекционной работы с детьми, имеющими СДВГ, являются:

  • повышение качества жизни ребёнка,
  •  улучшение его психического здоровья;
  •  установление положительного отношения к себе, другим людям к миру (без чувства вины, стыда или тревоги);
  •  нивелирование защитных реакций, тренировка естественности в поведении, приобретение навыков соблюдения принятых условностей без ущерба собственным интересам;
  •  помощь в осознании своих желаний, влечений, чувств, развитие дружелюбия к окружающим, образование детей в сфере здоровья (формирование у детей здоровьесберегающего режима труда и отдыха).

Для детей с СДВГ необходимо создать условия для снятия эмоционального напряжения и стимуляции развития высших мозговых функций. Это достигается щадящим режимом дня, средствами лечебной педагогики, индивидуальной и групповой игро-, сказко-, танц - и арт - терапией. Для улучшения эмоционального состояния используется музыкальное сопровождение различных видов деятельности ребёнка (игр, прогулок, физкультурных занятий, процесса засыпания и пробуждения). Правильно подобранная музыка (функциональная, релаксационная, классическая) играет роль модулятора положительного эмоционального состояния, позволяет сгладить и ускорить готовность переход к различным видам деятельности, повысить уровень готовности к усвоению материала, снизить утомляемость.

 

Большой удельный вес в реабилитационных мероприятиях занимают физическое упражнения, направленные на укрепление различных групп мышц, основной целью которых является соединение движений тела с музыкой в условиях общего ритма. Используются динамические и статические физические упражнения, элементы психофизической релаксации.

Наиболее эффективным являются иглотерапия общения и сказкотерапия. Драматизация сказки позволяет сблизиться ребёнку с общим персонажем, с которым он себя идентифицирует, и овладеть позитивными эталонами эмоционально-волевого поведения, деятельности. У детей повышается коммуникативная готовность: желание участвовать в общении с окружающими, передавать своё отношение к происходящему, умение вести диалоги, рассуждать, давать описание услышанного, увиденного, осуществлять взаимоотношения с детьми и взрослыми, выбирать наиболее целесообразные приёмы совместных действий.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТРАДАЮЩИМИ СДВГ

В коррекционной работе с детьми с СДВГ необходимо рекомендовать родителям обратиться к неврологу  для назначения медикаментозной терапии и проводить регулярный мониторинг препаратов.Педагоги должны строить коррекционную с учетом особенностей детей.Необходимо работать над развитием всех психических функций(внимание,восприятие,память,логическое мышление,развитие мелкой моторики рук).В занятия включаются упражнения на ориентировку в пространстве.координацию движений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТРАДАЮЩИМИ СДВГ

1.  Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте похвалы для ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2.  Изменяйте режим занятия – устраивайте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.

3.  В комнате для занятий желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с СДВГ часто забывают его.

4.  Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально.

5.  Оптимальное место для гиперактивного ребёнка – в центре комнаты, напротив педагога, чтобы он мог быстро обращаться к нему за помощью в случаях затруднений.

6.  Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время занятия попросите его убрать пособия, собрать рисунки и т. д.

7.  Давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

8.  На определённый отрезок времени давайте одно задание. Если ребёнку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

9.  Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребёнка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований.

10.  Создавайте ситуации успеха в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны, научите его лучшие их использовать, чтобы компенсировать слабые функции.

                                                ЛИТЕРАТУРА

1.  Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение  психиатрии и медицинской психологии им. . СПб., 1995 № 5.

2.  Жданова” Деятельность организма ребёнка при адаптации к школьному обучению: Автореф. дисд-ра мед. наук. М., 1990.

3.  Заваденко “Понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.

4.  Платонов “Внимание с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. М., 1997.

5.  Сиротюк “ Дефицит внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему : «Дети с нарушениями речи»

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их...

Консультация для педагогов на тему: Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

Познакомить педагогов ДОУ с основными категориями детей с ОВЗ, особенностями их развития....

Консультация для педагогов (практическая): «Социо-игровая технология в коррекционной работе по развитию речи».

     В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральным...

Консультация для педагогов и родителей.«Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»»

Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных коррекционных технологий, среди которых важное место зан...

Консультация для педагогов: Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...