"Развитие речи детей с ЗРР посредством театрализованной деятельности"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Гаева Светлана Петровна

В данной статье представлен материал по совместной работе воспитателей, педагогов и родителей по развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речи детей с задержкой речевого развития посредством театрализованной деятельности».

Гаева Светлана Петровна – воспитатель, СПДС «Золотой колосок» ГБОУ лицей с.Хрящёвка

Доронина Ирина Юрьевна – воспитатель, СПДС «Золотой колосок» ГБОУ лицей с.Хрящёвка

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».

К.С. Станиславский.

Актуальность: Ранний дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. 
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, стали заменять и детям, и взрослым простое человеческое общение. А компьютерные игры, непонятные зарубежные мультфильмы потихоньку замещают и совместную игровую деятельность. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Работая с детьми раннего возраста, имеющих  ЗРР, мы решили реализовать в группе долгосрочный проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности». Нами был разработан ряд педагогических мероприятий.

Участниками проекта являлись: дети, родители, воспитатели группы, педагоги и соц. партнёры. Данный проект  был рассчитан на год. 
Важный принцип этого проекта – интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

 Цель проекта: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

 Задачи:
- познакомить детей с разными видами театра; с приемами вождения настольных кукол;
- учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.); 
- способствовать развитию речи как средства общения (речь должна стать полноценным средством общения детей друг с другом);
- развивать понимание речи; 
- активизировать, обогащать словарь детей;
- вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками (раскрепощение ребенка);
- упражнять детей в  правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз;

- формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

 Ожидаемый результат: 
К концу реализации проекта дети младшего дошкольного возраста должны уметь:
- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов. 
- владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (плоскостным, пальчиковым, настольным и др.) ;
- перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль. 


В предварительной работе мы провели анкетирование: с целью получения информации о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей в обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом. На родительском собрании сообщили цели и задачи проекта. В ходе консультации «Развитие речи у детей 2-3 лет. Игры и упражнения по развитию речи» обучили родителей различным играм для использования их с детьми дома. Провели  мастер-класс по использованию в работе с детьми «Кукол-топотушек», которые надеваются на ноги и расположены на уровне глаз детей. Получается, что дети взаимодействуют непосредственно с ними. Совместными усилиями  организовали акцию: «Подари книжку в группу» и  привлекли родителей к созданию книжек-малышек с любимыми сказочными героями детей.

Также в рамках проекта, для развития речи детей мы использовали игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, закрепление звуков, общей моторики. Разучили с детьми пальчиковые гимнастики и игры-подражания с речевым сопровождением. Эти игры дети воспринимали радостно, с воодушевлением, с удовольствием выполняли инструкции воспитателей.

Знакомя детей со сказками, мы использовали различные виды театра: пальчиковый, бибабо, настольный, ростовой, театр на фланелеграфе. Детям очень понравилось  наряжаться в костюмы и подражать героям сказок. (курочка Ряба, теремок).

В рамках долгосрочного проекта мы внедрили несколько краткосрочных:

Двухнедельный проект  «Моя любимая игрушка». Родители вместе с детьми нарисовали любимые игрушки детей. А сотрудники библиотеки исполнили главные роли в развлечении для детей по стихотворениям А. Барто «Игрушки» и подарили нашим детям книжки-раскраски этой писательницы.

Ещё один краткосрочный проект «Сказки в гости к нам пришли». В ходе данного проекта  родители наших воспитанников  изготовили  своими руками разные виды театра, пошили  костюмы. Ими были организованы и показаны детям кукольные спектакли: «Репка», «Теремок». Совместно с педагогом-психологом и учителем-логопедом  мы провели развлечение для детей «Цыплята». Дети  искали маму Курочку и выполняли не сложные задания сказочных героев.

Как показала практика музыкальные подвижные игры и песенки с движениями  так же способствуют активному развитию речи детей. Нами была собрана картотека таких игр, которые мы используем не только в образовательной деятельности как физкультурные минутки, в режимных моментах утром и вечером, но и  проводим тематические родительские гостиные. Здесь мы играем, танцуем и поём все вместе. Всё строится на взаимодействии: «родитель- педагог-ребёнок».

Обязательным моментом нашей встречи является продуктивная деятельность. Взрослые и дети рисуют, лепят, экспериментируют с различными материалами и веществами и т.д. Дети проявляют  бурю эмоций,  приходят в восторг от совместной деятельности с родителями.

Мы увидели, что благодаря систематическим театрализованным, развивающим играм и упражнениям, непосредственно близкой совместной работе родителей и педагогов можно улучшить степень речевого развития детей. Данный метод явился очень эффективным. Уже к середине года наши дети заговорили, а к концу года мы с детьми смогли поставить полноценный спектакль по русской народной сказке «Репка». Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Будем и дальше продолжать развивать наших детей, чтобы в будущем из них выросли творческие и талантливые личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество форм и методов работы по развитию речи детей. Театрализованная деятельность  - одной из таких форм работы. Театрализованная деятельность эт...

"Развитие речи детей с ЗРР посредством театрализованной деятельности"

Фотоотчёт о проделанной совместной работе воспитателей, педагогов и родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития....

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности"

Данная статья повествует о том, как театрализованная деятельность неоспоримо положительно влияет на развитие речи детей с самого раннего возраста...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

«Развитие речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности».

В статье говориться о том, как с помощью театрализованной деятельности развивать речь детей с диагнозом ОНР...

Развитие речи детей средней группы посредством театрализованной деятельности

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...