Система сопровождения детей с ОВЗ через включение в инклюзивную практику групп "Сложные дефекты"
проект по коррекционной педагогике на тему

Котина Наталья Александровна

Образовательный проект. Авторская разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx21.69 КБ
Файл annotatsiya_k_obrazovatelnomu_proektu.docx12.8 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

Авторская разработка на тему:

«Система сопровождения  детей с ОВЗ через включение

в инклюзивную практику групп «Сложные дефекты».

      Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Именно в дошкольных учреждениях комбинированного вида имеется возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию «особенных», различными видами комплексной помощи.

      Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования, в совместную деятельность.

     В нашем дошкольном учреждении организация инклюзивного обучения была построена  с учетом требований федеральных государственных стандартов, где особое внимание уделялось всем видам детской деятельности. Для нас первоначальной целью, остающейся актуальной и посей день, является: включение в работу элементов инклюзии для успешной социализации детей с ОВЗ и принятие данных детей сверстниками, посещающими общеразвивающие группы.

      Цель инклюзивного образования – включение в работу элементов инклюзии для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и принятие данных детей сверстниками, посещающими общеразвивающие группы.

    Задачи инклюзивного обучения:

- создание уютного, комфортного пространства для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

- социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся сверстников;

- увеличение социальной активности ребенка;

- накопление   положительного опыта межличностного общения.

      Социализация, как цель развития инклюзивной практики в нашем учреждении – является процессом и результатом  усвоения ребенком опыта общественной жизни и общественных отношений, которые обеспечивает ему адаптацию в современном обществе, стоит отметить, что это ещё и процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.

     Инклюзивную практику мы стали  вводить c 2014 года. Сначала, было проведено анкетирование родителей общеразвивающих групп и посещение  родительских собраний  с целью информирования «Что такое инклюзивное образование?».

    По уровню включения детей в образовательный процесс проводилась «Частичная инклюзия», которая предполагала включение детей в режиме половины дня и неполной недели.  Начиная с 2016 года мы стали пробовать вариант  «Полной инклюзии» -  посещение ребенком группы в режиме полного дня,  основывались на непосредственно образовательную деятельность общеразвивающей группы, адаптированной к детям со «Сложной структурой дефекта», где отражался коррекционный компонент. Составляли  индивидуальный  маршрут на каждого инклюзируемого ребенка с составлением плана включения его в непосредственно образовательную деятельность общеразвивающей группы. В инклюзивной практике мы  задействовали ресурсный потенциал нашего дошкольного учреждения: сенсорную комнату, с пособиями и материалами Марии Монтессори; пособия PERTRA; релаксационную комнату; интерактивную доску и стол с программным обеспечением; кабинет ЛФК, оборудованный оздоровительной системой ТИСА.  Начиная с 2017 года, мы стали пробовать выходить на социальное партнерство, волонтерское движение, благотворительные акции,  вовлекать  детей со «Сложной структурой дефекта» и их родителей в  общественную жизнь. Родители стали посещать вместе с детьми цирк, зоопарк,  места общественного питания,  детские прогулочные  площадки, театральные представления.

         Проанализировав работу прошлых лет, мы пришли к выводу, что не все виды инклюзии результативны в рамках дошкольного учреждения. Мы полностью исключили «точечную инклюзию», когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья  включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх. Наиболее подходящей для нас сегодня является «Частичная инклюзия», предполагающая включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, участвует в совместной деятельности разного направления, но основную часть образовательного материала осваивает в ходе индивидуальной работы. Вариант «Полной инклюзии», также возможен, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещает группу в режиме полного дня самостоятельно, но сопровождение специалистом остается.

      С 2018 года на базе нашего учреждения открылась общеразвивающая группа с инклюзией. Дети с ограниченными возможностями здоровья  присутствуют совместно со сверстниками на всех режимных моментах дня. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

       Важным является, что вся развивающая среда  нашего учреждения направлена как на развитие обычных детей, так и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, наличие во всех группах детского сада разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада со специальным оборудованием для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды нашего дошкольного образовательного учреждения позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

       Сегодня для нас главным направлением в деятельности инклюзивных групп становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск направлен на то, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.

    Вывод по оценке эффективности инклюзивного образовательного процесса за 2014-2018 учебные года.  Внедрение инклюзивного обучения в педагогическую практику в нашем дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической  помощи большому количеству детей, а также   помогает подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.



Предварительный просмотр:

Аннотация

Образовательный проект

Авторская разработка на тему:

«Система сопровождения  детей с ОВЗ через включение в инклюзивную практику групп «Сложные дефекты».

Актуальность: в нашем дошкольном учреждении  организация инклюзивного обучения была построена  с учетом требований федеральных государственных стандартов, где особое внимание уделялось всем видам детской деятельности.

Цель инклюзивного образования – включение в работу элементов инклюзии для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи инклюзивного обучения:

- создание уютного, комфортного пространства для детей, имеющих разные стартовые возможности;

- создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

- социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся сверстников;

- увеличение социальной активности ребенка;

- накопление   положительного опыта межличностного общения.

Вывод: Внедрение инклюзивного обучения в педагогическую практику   в нашем учреждении  делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической  помощи большому количеству детей, а также   помогает подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Педагогическое сопровождение детей по разработке и включению в работу дидактической игры "Улица нашего города"

В своём проекте я разработала поэтапное обучение детей подготовительной группы новой дидактической игре, опираясь на методику Натальи Михайловны Крыловой. Мы с детьми создали самостоятельно д/игру "Ул...

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОУ

Дошкольному образованию отводится первостепенная роль в сопровождении развития ребенка, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и...

Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОО

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обуславливают п...

Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...

«Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (очная)

Повышение квалификации за межаттестационный период «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (о...

"Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного процесса" (презентация к проекту).

Презентация к проекту «Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного процесса»...