Дополнительная общеобразовательная программа для детей-инвалидов с нарушениями развития "Слышу, понимаю, говорю"
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Сологуб Елена Сергеевна

 Программа разработана для детей-инвалидов с нарушениями развития, которые являются получателями социально-педагогических услуг в  социально-реабилитационном центре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_slyshu_ponimayu_govoryu.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

 «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

Калининского района Санкт-Петербурга»

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

СПБ ГБУСОН «ЦСРИиДИ

Калининского района»

Протокол № _____

от «____»_______________201___г.

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом № ______

от «_____»_____________201____г.

по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ

Калининского района»

Директор _____________Яцышин С.М.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

«СЛЫШУ, ПОНИМАЮ, ГОВОРЮ»

                                                                                     

Возраст учащихся: 3-7 лет

Срок реализации: 48 часов

                                                                                                 Разработчик:

Сологуб Е.С., логопед                                             

 Санкт-Петербург

2017

Оглавление

№ стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Учебный план

8

3

Календарный учебный график

8

4

Рабочие программы

8

4.1

Рабочая программа (1 модуль) «Развитие коммуникативных навыков у детей с легкой степенью системного недоразвития речи при умственной отсталости»

8

4.2

Рабочая программа (1 модуль) «Развитие коммуникативных навыков у детей со средней и тяжелой степенью системного недоразвития речи при умственной отсталости»

11

4.3

Рабочая программа (2 модуль) для детей-инвалидов с двигательными нарушениями

12

4.4

Рабочая программа (3 модуль) для детей-инвалидов с сенсорными нарушениями и расстройствами аутистического спектра

15

5

Система контроля результативности обучения

19

6

Перечень нормативно-правовых и методических документов

19

7

Перечень литературных источников

19

Приложения

21

1. Пояснительная записка

        Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями развития «СЛЫШУ, ПОНИМАЮ, ГОВОРЮ» (далее – Программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
  • Уставом Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга», утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 01.12.2015 № 1334;
  • Лицензией № 2928 от 24.04.2017 на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования (дополнительное образование детей и взрослых), предоставленной на основании распоряжения Комитета по образованию от 24.04.2017 №1429-р;
  • Положением о проектировании, принятии, утверждении и реализации дополнительной общеразвивающей программы, утвержденным Приказом № 124/01 от «21» сентября 2017 года по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района».  

Направленность Программы: социально-педагогическая.

Актуальность Программы: клиентами СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Калининского района» являются дети-инвалиды, имеющие интеллектуальные, двигательные,  сенсорные и множественные нарушения развития. Большинство детей не могут посещать массовые, специализированные детские образовательные учреждения, часть из них посещают несколько коррекционно-развивающих занятий в неделю        , некоторые школьники обучаются на дому. Очевидно, что эти дети испытывают колоссальный дефицит общения, который порождает негативизм к общению, агрессию и элементарное неумение общаться с окружающими. Подавляющее большинство детей имеют речевые нарушения в разных звеньях речевой функциональной системы: от непонимания обращенной речи до простых форм нарушения звукопроизношения (встречается крайне редко). В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию и способствовать полноценному формированию коммуникативных навыков. Речь напрямую связана с развитием мышления, недоразвитие речи отражается на когнитивной и эмоционально-волевой сфере, потребность в общении снижена из-за низкого уровня познавательного интереса к окружающим его вещам и явлениям. Все эти факторы тормозят процесс формирования коммуникативных навыков. Процесс развития коммуникации, является важным условием для социализации ребенка.

Отличительные особенности Программы:

Дети – инвалиды с раннего детства испытывает трудности в общении
с окружающими, в выборе средств общения, в установлении контакта
с другими людьми, в обмене информацией.

          Речевое развитие у детей - инвалидов с разными видами нарушения развития имеет свои специфические особенности. У детей - инвалидов с интеллектуальными нарушениями отмечается системное недоразвитие речи, которое может быть легкой, средней и тяжелой степени выраженности. При тяжелой степени системного недоразвития речи у детей грубое, полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие простых форм фонематического анализа, ограниченный запас пассивного и активного словаря, формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

           При системном недоразвитии речи средней степени тяжести
у детей - инвалидов с интеллектуальными нарушениями грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, ограниченный лексический запас, выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении предложно-падежных окончаний, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного, несформированность словообразовательной функции, отсутствие или недоразвитие связной речи.

            Системное недоразвитие речи легкой степени, характеризуется стойкими нарушениями звукопроизношения, недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза.   Аграмматизмы  проявляются в сложных формах словоизменения: в предложно-падежных конструкциях, в согласовании прилагательного и существительного
в падежах. Нарушена функция словообразования, недостаточная сформированность связной речи, при пересказе наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушается передача последовательности событий.

              Речевое развитие детей при сенсорных нарушениях развития, а также имеющих расстройства аутистического спектра имеет свои специфические особенности и зависит от степени сложности дефекта и повреждения анализаторов.

              У детей с нарушением слуха отмечаются фонетико-фонематические нарушения (тяжесть обусловлена степенью тугоухости), затруднена слуховая дифференциация звуков,  затруднено формирование звукопроизношения гласных и согласных звуков из-за неполноценной работы речеслухового и речедвигательного анализаторов. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер и имеет сложную сенсомоторную обусловленность. Развитие лексико-грамматической стороны речи отстает от нормы, ввиду невозможности дифференцированного восприятия на слух близких
по звучанию слов и нечеткость восприятия безударных частей слов, нарушена звуко-слоговая структура слов.  Ограниченность словарного запаса у слабослышащих детей приводит к неточности употребления слов, к расширению их значения. Недоразвитие грамматического строя речи замедляет овладение связной речью. Аграмматизмы встречаются при согласовании слов,  в неправильном употреблении падежных окончаний.

               При нарушении деятельности зрительного аппарата у слепых
и слабовидящих детей речевое развитие имеет специфические особенности. Расстройство речи слепых и слабовидящих детей является сложным  и многообразным дефектом, по степени выраженности и по структуре. Выделяют четыре уровня сформированности речи у таких детей.

             Первый уровень характеризуется единичными нарушениями звукопроизношения, однако он не является вариантом речевой нормы.

             Второй уровень речевого развития детей с нарушением зрительного анализатора характеризуется наличием полиморфного нарушения звукопроизношения, недостаточной сформированностью слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений, ограниченностью словарного запаса.

             На третьем уровне отмечается бедность экспрессивной речи, страдает соотнесенность слова и образа  предмета, обобщающие понятия. Связная речь с аграмматизмами, нет развернутых рассказов, страдает формирование фонетико-фонематического анализа и синтеза.

            Четвертый уровень отличается значительными нарушениями
в соотнесении слова и образа предмета, связная речь состоит из отдельных слов, имеют место эхолалии. Несформированы  фонетико-фонематическая  и грамматическая стороны речи.

              Речевые нарушения у слепых и слабовидящих детей носят системный характер. Дефицит предметных образов негативно сказывается на формировании речевого высказывания, правильного грамматического конструирования предложения. Как один из факторов обуславливающих уровень речевого нарушения, выделяется время проявления зрительного дефекта.

               Дети-инвалиды с расстройствами аутистического спектра имеют нарушения коммуникативной сферы. Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. У таких детей грубо нарушено понимание обращенной речи, отсутствует экспрессивная речь, дети не поддерживают контакта глаз, имеют сенсорные  нарушения, а именно гипо- и гиперчувствительность к внешним раздражителям (звуковым, зрительным, тактильным). Отмечаются расстройства психоэмоциональной и волевой сферы, нарушения интеллектуального развития. Дети с РАС, нередко проявляют негативизм и агрессию, направленную на других, а также аутоагрессию. Формирование предметно-практической деятельности затруднено, склонны к стереотипиям, часто они выглядят отрешенными от действительности. Их поведение называют «полевым», они как - бы вскользь дотрагиваются до предметов, не задерживают на них внимания и не манипулируют ими. Дети не стремятся к общению ни со сверстниками, ни с взрослыми. Тяжесть речевых нарушений напрямую связана со степенью выраженности РАС.

               У детей-инвалидов с двигательными нарушениями развития одним из симптомов заболевания является нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим нарушением иннервации речевого аппарата – дизартрия. Дизартрия возникает вследствие поражения определенных отделов центральной нервной системы, что вызвано нарушением мозгового кровообращения, травмами мозга, воспалительными процессами и т. др. У детей с детским церебральным параличом,
в зависимости от локализации очага повреждения выделяют дизартрии корковые, подкорковые, мозжечковые, бульбарные и псевдобульбарные.
По степени тяжести дизартрию делят на тяжелую степень – анартрия (полный паралич речедвигательных мышц), среднюю степень тяжести и на стёртую форму дизартрии, при которой нарушение легко выражено.  

               Речь детей с дизартрией смазанная, нечеткая, грубые нарушения звукопроизношения делятся на антропофонические (искажения звуков)
и
фонологические (отсутствие, смешение, замены звуков). Страдает не только общая моторика у детей, но и артикуляционная, мимическая, тонкая. Движения языка ограничены, затруднено удержание артикуляционной позы, мягкое нёбо малоподвижно, вследствие этого голосу придается носовой оттенок, затруднены акты жевания и глотания, выраженное слюнотечение. При дизартрии, также нарушен мышечный тонус (гипотонус, гипертонус, дистония), характерны насильственные движения (гиперкинезы) и оральные синкенезии, которые усиливаются при произвольных движениях.
При системном подходе к анализу речевых нарушений дизартрии
выявляется как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так и общее недоразвитие речи.

              Нарушение коммуникативной функции у детей с ДЦП обусловлено
не только проблемами вербализации, но и особенностями эмоционально-волевой-сферы (негативизм, инфантильность, бурные аффективные вспышки, капризность, тревожность и т.д.), особенностям когнитивного развития, а также физическими возможностями детей.
 

Программа построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических, нейропсихологических исследованиях.

К основным принципам относятся:

  • деятельностный,
  • онтогенетический,
  • единства диагностики, коррекции и развития,
  • общие дидактические принципы.

Помимо вышеперечисленных принципов она учитывает:

  • характер ведущей деятельности,
  • структуру и степень выраженности нарушения,
  • ведущие мотивы и потребности ребенка в различные возрастные периоды.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми-инвалидами, которые имеют интеллектуальные нарушения, проводится с учётом возраста детей и степенью выраженности интеллектуальной недостаточности и речевого недоразвития. Коррекционно-обучающая работа логопеда ведется в тесной взаимосвязи с педагогами социально-реабилитационного центра, которые включены в социально-педагогический процесс реабилитации детей-инвалидов. Коллегиальность и взаимопомощь позволяют повысить эффективность социально-реабилитационных мероприятий, которые направлены
на повышение качества жизни детей - инвалидов и интеграцию их в общество.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие коммуникативных навыков у детей-инвалидов с двигательными нарушениями развития направлена на создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и использование её, как средства коммуникации.

Логопедическая коррекция при дизартрии проводится блоками,
по 16 занятий в каждом. С целью повышения эффективности реабилитационных мероприятий необходимо понимать механизмы речевых расстройств и структуру речевого дефекта. Исходя из понимания характера поражения, планируется коррекционная работа с детьми. Содержание логопедической работы напрямую связано с уровнем развития ребенка, его психофизическими возможностями.

Адресат Программы: дети-инвалиды 3-7 лет с нарушениями развития.

Цель Программы: активизация коммуникативно-речевой сферы детей - инвалидов  для интеграции их в социальную среду.

Задачи Программы:

  • формирование мотивации к общению и установление контакта;
  • выбор средств общения;
  • развитие интереса и внимания к речи;
  • развитие умения пользоваться единицами языка (звук-слог-слово…);
  • формирование мотивации к обучению;
  • обогащение пассивного, активного словаря, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи с опорой на опыт ребенка;
  • развитие коммуникативных навыков и умений;
  • расширение представлений об окружающем мире.

Условия реализации Программы: 

Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.

Объем учебного времени составляет  48 часов без учета каникулярного времени.

Программа предусматривает следующие формы работы с детьми-инвалидами:

  • индивидуальная;
  • малая группа;

Режим занятий рассчитан на два занятия в неделю, время  занятия составляет 15-20 минут в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей учащихся.

Программа предусматривает 48 занятий, включающих в себя три блока (каждый блок - 16 занятий). По окончании каждого блока проводится диагностика речевого и коммуникативного развития, по результатам которой планируется коррекционно-развивающая работа последующего блока занятий.

Материально-техническое обеспечение Программы:

Дидактический материал и оборудование

  •         Доски и рамки – вкладыши: «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Геометрические фигуры» и др.
  • Доски Сегена с вкладышами, с вложенными фигурками и др.
  • Мелкие резиновые, пластмассовые, пенопластовые игрушки, игрушки-пищалки и др.
  • Мягкие кубики, деревянные, пластмассовые  кубики.
  • Игрушки музыкальные: бубны, маракасы, дудочки, трещотки, погремушки, синтезатор, барабан и др.
  • Заводные игрушки, машинки разного цвета и размера.
  • Интерактивные игрушки: «Гоша», «Незнайка», «Кто как говорит» и др.
  • Коробки –  вкладыши  с отверстиями, мисочки и другие ёмкости для раскладывания мелких игрушек.
  • Пирамидки с разным количеством колец и разного размера, матрешки.
  • Куклы разного размера и из разных материалов (пластик, резина, материя).
  • Спортивные резиновые и модульные мячи и др.
  • Музыкальный центр с дисками детских песенок.
  • Картонные картинки из 2 –х, 3 – х, 4 – х частей,
  • Деревянные доски и рамки -  вкладыши,
  • Мягкие конструкторы, пирамидки разного размера,
  • Шнуровки, логические мозаики, тряпичные куклы, одевающиеся на пальцы, на ладонь;
  • Матрешки, машинки, ёмкости с фасолью, горохом, манкой и другими сыпучими продуктами, детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, барабан, синтезатор и др.).
  • Принадлежности для рисования (карандаши, краски (пальчиковые, акварельные), кисточки, пластилин, и др.

Планируемые результаты: развитие коммуникативных навыков с использованием доступных средств общения  (вербальных, невербальных).

2. Учебный план

Программа предусматривает III модуля по 48 занятий:

  • I модуль: развитие коммуникативных навыков у детей инвалидов с интеллектуальными нарушениями (III блока по 16 занятий каждый)
  • II модуль: развитие коммуникативных навыков у детей инвалидов с двигательными нарушениями (III блока по 16 занятий каждый)
  • III модуль: развитие коммуникативных навыков у детей инвалидов с сенсорными нарушениями (III блока по 16 занятий каждый)

3. Календарный учебный график

Уровень обучения

Дата начала обучения

по Программе

Дата окончания обучения

по Программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 –й модуль

В соответствии с ИППСУ

48

два занятия в неделю, время  занятия составляет 15-20 минут в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей учащихся

2 – й модуль

48

3 – й модуль

48

4. Рабочие программы

4.1. Рабочая программа (1 модуль)

«Развитие коммуникативных навыков у детей с легкой степенью системного недоразвития речи при умственной отсталости»

Блоки

№ занятия

Содержание логопедической работы

1 блок

16 часов

(1-16 занятие)

Развитие общих двигательных и речевых навыков. Формирование правильного дыхания и осанки: глубокого диафрагмально-реберного дыхания, бесшумного вдоха и плавного выдоха через рот.

Развитие слухового восприятия, внимания к речи окружающих взрослых и сверстников, обучать умению определять местонахождения источника звука. Учить пониманию одноступенчатой инструкции, развивать способность слушать речь взрослого во время чтения маленьких стишков, потешек, сказок.

Выполнение по подражанию и с речевым сопровождением игровых упражнений по развитию речевой моторики детей. Упражнения
для согласованности речи и дыхания. Совершенствование у детей навыков правильного манипулирования игрушками, предметами, узнавать предметы на ощупь.

Развитие динамической организации движений, последовательность и переключение с одного действия к другому. Игры и движения направленные на развитие координации, ритма, ориентации в пространстве.

Игры и упражнения на формирование и уточнение правильной артикуляции звуков (а, о, и, у) в изолированной форме (малыш плачет:
а-а-а; волк воет:  у-у-у), на материале звукоподражаний животным (ко-ко-ко, га-га-га, ку-ку).

Развитие силы голоса, пропевание гласных звуков, с дирижированием. Занятия проводятся утрированно эмоционально, используются простые театрализованные манипуляции с игрушками (объемные, пальчиковые, куклы бибабо) с целью двигательной и эмоциональной подражательности.

Игры на развитие подражания взрослым, развитие мимики,  имитации движений, а также обучение работе перед зеркалом.

Создание бытовых и игровых ситуаций,
в которых детям необходимо обращаться
с просьбой, с вопросом, за помощью. Учить выслушивать вопрос, поддерживать зрительный контакт с педагогом.

Развитие активного и пассивного словаря, соотносить слово с определенным понятием или действием, наглядно подкреплять каждое слово, создавать позитивный эмоциональный фон. Стараться побуждать детей к вербализации своих просьб, действий с учетом их возможностей, поощрять вербализацию.

Необходимо обучать детей в ходе игры,
по словесной инструкции показать, найти предмет по названию, цвету, форме. Активизировать глагольный словарь, прилагательные, местоимения, числительные и предлоги, в соответствие с возрастом и психофизиологическими особенностями детей.

Литературный материал: потешки («Идет коза рогатая», «Сорока-ворона», «Гуси-гуси», «Котик-коток», «Ладушки», «Наши уточки» и др.). Русские народные сказки («Курочка-Ряба, «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Стихи детских поэтов (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак).

II блок

16 часов

(17-32 занятие)

Знакомство детей с изобразительным материалом: предметные картинки, иллюстрации
к знакомым сказкам, фотографии, картинки
с изображение игровых ситуаций, а также природы и  времен года. Создание игровых ситуаций
для узнавания соответствующей картинки, проигрывание с детьми содержания картинки.

Продолжение работы над развитием диафрагмально-реберного дыхания, развивать самоконтроль над правильностью выполнения упражнений, подражать педагогу. Усложняются упражнения по развитию силы голоса. Игровые упражнения на развитие слухового внимания, восприятия, фонематического восприятия. Игры для развития умения воспринимать
и воспроизводить простые ритмические рисунки (похлопать, постучать, потоптать). Стимулировать и поощрять желание детей слушать звучащую речь на материале потешек, сказок, стишков и песенок.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игровые упражнения должны быть направлены
на обучение детей умению соотносить предметы
и действия, а также качества с их словесным обозначением. Побуждение детей к употреблению слов в речи в соответствие с возможностями детей, фиксировать их внимание на правильной звуко-слоговой структуре слова. Уточнение понимания существительных в соответствие с лексической тематикой, развитие глагольного словаря, за счет введения противоположных понятий (стоять-идти, бросать-ловить, открывать-закрывать и т. д.). Обогащение словаря прилагательных (мягкий - твердый, горячий - холодный, высокий - низкий и т. д.); местоимений (я, ты, он, этот, тот); наречий (быстро, медленно, светло, много, мало, сейчас); количественных числительных (один, два, три); предлогов (в, на, за, под, у). Игровые упражнения, направленные на формирование у детей умения понимать смысл сказанного, ориентируясь
на грамматические формы слов. Игровые ситуации, в которых  у детей развиваются навыки самостоятельного использования грамматических форм словоизменения  и словообразования. Стимулировать детей к использованию усвоенных форм в предметно-практической, игровой и других видах деятельности. Стимулирование речевой активности, создание ситуаций, в которых у детей развивается умение отвечать на вопросы, задавать вопросы в процессе деятельности. Способствовать формированию вопросно-ответной речи с опорой на наглядность.

Литературный материал: русские народные сказки, произведения классической и современной литературы. Л. Толстой, С, Маршак, В. Сутеев,
А. Барто и т.д.  

III блок

16 часов

(33-48 занятие)

Занятия третьего блока направлены на закрепление и расширение приобретенных коммуникативных навыков.   Проводятся игровые упражнения, направленные на развитие общеречевых навыков: формирование диафрагмально-реберного дыхания, плавного удлиненного выдоха. Упражнения на развитие фонематического восприятия гласных звуков, различение согласных звуков с опорой на картинки-символы, различение существительных сходных по звучанию,
но отличающихся одним звуком (бочка-точка,
лак-мак, лук-жук и т.д.).

Упражнения по развитию артикуляторной моторики  по образцу, по речевой инструкции, развивать умение выполнять мимические инструкции.

Упражнения на развитие просодической стороны речи, интонационного компонента. Формировать умение слышать выразительность речи других.

Развитие импрессивного словаря, стимулировать экспрессивную речь. Побуждать детей к использованию в связной речи слова с исправленной звуко-слоговой структурой с учетом возможностей ребенка. Обогащение словаря предметного, глагольного, словаря прилагательных, числительных, местоимений, предлогов. Стимулирование детей к использованию в речи усвоенных грамматических форм словообразования и словоизменения. Развитие навыков общения, формирование элементарных навыков самостоятельного высказывания. Беседы по содержанию сказок, доступных текстов, побуждение детей к эмоциональной оценке поступков героев. Организация ситуации, побуждающей ребенка к общению, к совместной деятельности с педагогом, другими детьми.

Литературный материал: русские народные сказки («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот и Петух», «Колобок», «Петух и хозяин», «Вершки и корешки» и др.), произведения классической и современной детской литературы А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. Бианки, В. Сутеева, С. Маршака.

4.2 Рабочая программа (1 модуль)

«Развитие коммуникативных навыков у детей со средней и тяжелой степенью системного недоразвития речи при умственной отсталости»

Блоки

№ занятия

Содержание логопедической работы

1 блок

16 часов

(1-16 занятие)

Стимулирование детей к эмоциональному отклику на выражение лица взрослого, поддержание зрительного контакта, понимание простых жестов.

Побуждение к желанию общаться со взрослыми
и другими детьми посредством жестов
и вокализаций. Создание ситуаций, в которых дети совместно с педагогом знакомятся с разнообразными средствами эмоциональной выразительности: мимика, жесты, голосовые реакции. Проводятся игры направленные на обучение детей жестам, умению повторить их по подражанию и в дальнейшем целенаправленно использовать их для взаимодействия (указательный жест и др.). Игры типа «Ладушки», «Ку-ку», «Коза рогатая», «Сорока-ворона», направлены
на развитие и имитацию простых жестов, слов, действий.

Особое внимание уделяется играм, обеспечивающим появление у ребенка реакции на собственное имя, узнавание самого себя в зеркале, изучение частей собственного тела и соотнесение их со словами (голова, глаза, нос, рот и др.). Формирование у детей понимания словесных инструкций («где?», «дай», «на»).

Речевые упражнения на развитие у детей умения произносить лепетные слова, имеющие предметную соотнесенность (мама, папа, баба, тетя, би-би).

Обучение детей выполнять отдельные движения руками, выполнять две-три инструкции: «дай», «возьми», «покачай».

По напоминанию взрослых, используя вербальные и невербальные средства общения, обучать детей здороваться и прощаться.

Литературный материал подбирается индивидуально и зависит от уровня познавательно-речевого развития ребенка.

II блок

16 часов

(17-32 занятие)

На этом этапе проводятся игры и упражнения
по обучению детей выражению эмоций радости
и грусти с помощью мимических
и пантомимических средств и речи (радость – грусть). Создание  ситуаций для эмоционально-речевого контакта детей со взрослыми, использовать при этом символические жесты.

Побуждать ребенка произносить слова имеющие объектную соотнесенность (кукла, мячик, машинка).

Создание игровой ситуации, где ребенок
по просьбе взрослого показывает знакомые предметы, части тела, предметы бытового обихода («где ушки?», «покажи глазки» и т. д.

Обучать детей манипулировать с предметами по подражанию и образцу («покорми куклу ложкой», «причеши куклу» и т.д.).

Создание игровых ситуаций, при которых детям необходимо обращаться с просьбой о сотрудничестве, с вопросом и отвечать на него.

Стимулировать речевую активность детей, учить говорить «спасибо», продолжать за педагогом фразы простейших потешек, стимулировать развитие невербальных средств общения («дай ручку - поздороваемся», «помаши ручкой, пока-пока»). Развивать пассивный словарь детей словами имеющими предметную и ситуативную соотнесенность. Побуждать детей к вербализации своих желаний и просьб, поощрять вокализации и воспроизведение «контуров» слов. Стараться в процессе игры обучать ребенка простым, двухсловным предложениям («Дай лялю.»,
«На мячик»).

Литературный и дидактический материал подбирается индивидуально в соответствие с уровнем познавательного интереса и индивидуальных особенностей ребенка.

III блок

16 часов

(33-48 занятие)

В третьем блоке коррекционно-развивающей работы, проводится закрепление приобретенных умений и навыков. В играх и упражнениях детей обучают выражению эмоционального состояния: радости, грусти. Продолжается обучение детей символическим жестам.

Создаются игровые и бытовые ситуации
при которых у детей возникает потребность
во взаимодействии со взрослым. Стимулируется потребность в общении, дети обучаются выслушивать вопрос, пытаться ответить жестом или простыми вокализами. Проигрывание различных ситуаций общения с игрушками. Побуждение детей к употреблению слов, в речи не предъявляя требований к правильному произнесению слов по звуко-слоговый структуре.
В игровых ситуациях стимулировать детей
к употреблению в речи двухсловных предложений (обращение + глагол).

Подбор лексического и дидактического материала проводится исходя из индивидуальных потребностей и особенностей ребенка-инвалида.

4.3. Рабочая программа (2 модуль)

для детей-инвалидов с двигательными нарушениями

Основными направлениями в преодолении речевых нарушений при разных формах дизартрии являются:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • развитие тонкой моторики;
  • развитие речевого дыхания;
  • обучение родителей  детей с ДЦП, приемам кормления;
  • развитие голоса и просодического компонента речи;
  • обучение приемам самоконтроля над дыханием («вдыхаем через носик», «закрываем ротик, если ничего не произносим»);
  • обучение приемам самоконтроля над слюнотечением («глотаем слюнки», «вытираем слюнки платочком»);
  • развитие зрительно-пространственной ориентации;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие конструктивного праксиса;
  • развитие графомоторных навыков (обучение умению держать карандаш, ручку).
  • стимулировать положительными эмоциями каждый успех ребенка;
  • проведение психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) ребенка-инвалида по подбору дидактического материала и организации доступной среды в домашних условиях.

Особенности планирования логопедической работы при мозжечковой форме дизартрии.

1. Проведение мимико-артикуляционной гимнастики.

Учим детей открывать и закрывать глаза вместе, поочередно;
«сердиться» - сдвигать брови, «удивляться» - поднимать брови, улыбаться, надувать и втягивать щёки. Развиваем движения круговой мышцы рта: упражнения «хоботок», «трубочка». Учим артикулировать гласные звуки «А», «О», «И», «У», «Ы».

Упражнения для развития артикуляционной моторики:

- «Лопаточка» («Блинчик») – сделать язык широким и распластанным;

- «Жало» («Иголочка») – сделать язык узким, напряженным;

- «Вкусное варенье» - облизывать верхнюю губу;

- «Качели» - тянуться кончиком языка то к носу, то к подбородку;

- «Лошадка» - учим щелкать языком.

                2. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции. Выработке синхронности способствует обучение ребенка пению. Пропевание гласных звуков (А-А-А-А-А, О-О-О-О-О, У-У-У-У-У), на удлиненном выдохе.

3. Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Выполняются упражнения по развитию мелкой моторики совместно
с логопедом в медленном темпе с речевым сопровождением. Расставляются логопедом динамические и ритмические ударения. Для проговаривания можно использовать чистоговорки, маленькие фольклорные формы, короткие детские стишки.

Широко используются для повторения ритмического рисунка игры
с детскими музыкальными инструментами: маракас, бубен, барабан. Важно уделять внимание эмоциональной выразительности речи.

4. Стимуляция работы мягкого неба.

Для этого просим ребёнка поиграть в «Доктора»: показать горлышко, произнести «а - а - а - а - а», покашлять, позевать, глотать слюну, глотать воду мелкими порциями.

5. Работа над лексико-грамматическим строем речи.

Работа проводится в зависимости от уровня речевого развития ребенка. Лексический материал и наглядные пособия подбираются по возрасту.

Особенности логопедической работы при экстрапирамидной форме дизартрии.

1. Рефлекс-запрещающая поза.

Тонические рефлексы определяют клиническую картину артикуляционных расстройств  у детей - инвалидов при ДЦП.

ЛТР (лабиринтный тонический рефлекс) – повышает мышечный тонус корня языка.

СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс)  – повышает мышечный тонус спинки и кончика языка. Выраженность этого рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед и вверх.

АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс) – вызывает ассиметричное повышение тонуса в речевой мускулатуре: тонус больше повышается на стороне, противоположной повороту головы ребенка.

Наличие этих рефлексов препятствует развитию произвольных артикуляционных движений, поэтому логопедическое занятие с ребенком проводят в положении, при котором влияние тонических рефлексов на речевую моторику минимально. Эти положения подбираются совместно с врачом.

При проведении логопедических занятий в положении сидя голова ребенка должна находиться по средней линии туловища, не опускаться
на грудь и не откидываться назад. При необходимости используют фиксацию. Положение туловища должно быть вертикальным, без перекреста ног, приведения бедер и свисания стоп. Зеркало и лицо логопеда должно находиться на уровне глаз ребенка.

2. Релаксация.

Необходимо выбрать наиболее подходящую позу для расслабления  ребенка, после чего можно приступать к массажу и артикуляционной гимнастике.

3. Развитие просодической стороны речи.

Структурировать работу по преодолению недоразвития просодического компонента речи необходимо с учетом онтогенетического принципа, возрастных особенностей и структурой дефекта.

В первом блоке занятий важно уделить внимание речевому дыханию, голосу, а также формирование темпо-ритмической организации речи.

Во втором блоке занятий работа направлена на формирование у детей общих представлений об интонации. Используется речевой материал, в котором ярко представлена вопросительная, восклицательная и повествовательная интонации.

Третий блок занятий включает работу по дифференциации интонационной структуры предложения. В работе над просодическим компонентом речи включаются логоритмические занятия. Подбор упражнений осуществляется индивидуально и зависит от двигательных возможностей ребенка – инвалида.

Особенности логопедической работы при псевдобульбарной форме дизартрии.

1. Работа над нормализацией тонуса мышц. При тяжелых формах псевдобульбарной дизартрии выработку произвольных движений необходимо базировать на, безусловно, рефлекторных актах: кашель, глотание, поперхивание.

2. Нормализация речевого дыхания (под счет, под метроном), и голоса. Используются методики заимствованные из вокальных техник, предлагается ребенку тянуть звук (например, а - а – а) и похлопывать его по спине, что способствует расслаблению мышц, а также даем ребенку почувствовать вибрацию путем приложения его руки к шее и груди. Такие упражнения нравятся детям и вызывают положительные эмоции.

3. Развитие артикуляционной моторики, тонкой моторики. Выполняемые упражнения закрепляются и усложняются от  блока к блоку. Подготовка артикуляционного аппарата к коррекции звукопроизношения.

4. Развитие фонематического восприятия проводится на материале отрабатываемого звука.

5. Целесообразно проводить логопедический массаж, выполнение пассивных движений совместно с логопедом в первом блоке, затем самостоятельное их выполнение.

Лексический и дидактический материал

Малые фольклорные формы: «Ай, ду - ду», «Баю – баюшки – баю», «Жили у бабуси», «Идет коза рогатая», «Как у нашего кота», «Ладушки», «Летят гуси», «Сорока - белобока», «Скок – скок – поскок», «Уж ты, котенька, коток», «Тили-бом», «Божья коровка», «Кукушечка», «Наши уточки», «Петушок», «Совушка», «Дождик, дождик, веселей», «Дедушка Егор», «Мыши» и др. Русские народные поговорки, пословицы и скороговорки.

Русские народные сказки: «Волк и семеро козлят», «Колобок»,
«Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова). Из сборника А. Афанасьева: «Волк и коза», «Ворона и рак», «Петушок – золотой гребешок», «Каша из топора». Сказки в обработке А. Толстого: «Заяц – хваста», «Кочеток и курочка», «Кот и лиса», «Морозко», «Мужик и медведь», «По щучьему велению», «Пузырь, соломинка и лапоть».

Произведения классической и современной литературы: А. Барто «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Мячик», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит»; С. Маршак «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом», «Елка», «Весенняя песенка» и др.; С. Михалков «Песенка друзей», «А что у вас?», «Дядя Степа» и др.; Б. Заходер «Ежик», «Шофер» и др.; В. Маяковский «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
и др.; Басни И. Крылова «Ворона и Лиса», «Стрекоза и Муравей» и др.;
А. Пушкин «Зимнее утро», отрывки из сказок и др.; В. Сутеев «Кто сказал мяу», «Под грибом» и др.; К. Чуковский «Путаница», «Телефон», «Айболит» (в сокр.) и др.

4.4. Рабочая программа (3 модуль)

для детей-инвалидов с сенсорными нарушениями и расстройствами

аутистического спектра

Блоки

№ занятия

Содержание логопедической работы

1 блок

16 часов

(1-16 занятие)

1. Установление с ребенком доверительных отношений и положительного эмоционального контакта: наблюдение за ребенком, выявление предметов, которые заинтересовали ребенка, подключение к действиям ребенка (стереотипиям, подпевание мелодии, вокализации и др.).

2. Уточнение структуры дефекта у ребенка - инвалида, для подбора оптимальных средств коммуникации
и планирования занятий. Выявление зоны ближайшего развития.

3. Модулирование игровых ситуаций (исходя
из потребностей ребенка), мотивирующих  к общению
со взрослым.

4. Создавать положительный эмоциональный климат, поощрять и одобрять ребенка за использование доступных средств коммуникации. Стимулировать и удерживать зрительный контакт, тактильный (держать ребенка за руку, гладить по голове), развивать слухоречевое внимание.

5. Привлекать и фиксировать внимание ребенка на лице педагога, дать возможность разглядывать, ощупывать лицо, называть части лица, давать возможность рассмотреть мимику педагога, затем перенос изучения
на лицо ребенка. Соотносить части лица у взрослого
и у ребенка, рассматривать и ощупывать, работу проводить перед зеркалом, формирование понятий
«ты – я».  

6. Учить ребенка собственному имени, стимулировать голосовые реакции у ребенка, подкреплять жестом. Стимулировать у ребенка подражательную деятельность
и эмоциональное реагирование на общение.

7. В первом блоке занятий дети обучаются простым инструкциям и жестам: «дай», «на», «сядь», «встань», «пойдем», «открой», «собери», «покажи» и др. Дети учатся здороваться, прощаться, а также выражать свои желания или нежелание «да» и «нет», запрет «нельзя».

8. На каждом занятии используются яркие звуковые
и визуальные раздражители (игрушки светящиеся, музыкальные, вращающиеся, заводящиеся).

9. Стимулирование и насыщение сенсорных ощущений:

тактильных, вибрационных, зрительных, слуховых, температурных. Обучение правильному манипулированию с игрушками (мячиком, погремушками, резиновыми игрушками – пищалками, детскими музыкальными инструментами). Знакомство детей с разными по фактуре и составу материалами (шершавыми, гладкими, мягкими, пушистыми, деревянными, металлическими и др.)

10. При проведении занятий прослушиваются мелодичные детские песенки, если ребенок негативно реагирует на музыку, то игра сопровождается короткими ритмичными детскими стишками.

II блок

16 часов

(17-32 занятие)

1. Во втором блоке занятий коррекционно – логопедическая работа направлена на закрепление приобретенных навыков и на стимулирование голосовых реакций в ходе совместной работы с педагогом.

2. В ходе игры у ребенка стимулируется способность выражать свои чувства. Педагог озвучивает эмоциональное состояние ребенка, а также применяет жесты и мимику. Предъявляет примеры тактильных реакций (гладит по голове, берет за руку, хлопает
в ладоши).

3. В игре закрепляются элементарные инструкции
(«дай руку», «собери», «открой»). Инструкция подкрепляется жестом, педагог показывает, как надо, стимулирует к её выполнению ребенка, дает тактильные импульсы, комментирует процесс и поощряет ребенка
за выполненные действия.

4. Обучение пониманию речевых сигналов, жестов.
При обращении к ребенку нужно использовать простые инструкции, эмоционально окрашивать речь и ярко интонировать. Пользоваться тактильными «подсказками» (например, нажать на плечи со словами «садись», «подними» и наклонить ребенка и «рука в руке» несколько раз выполнить инструкцию).

5. Игры и упражнения направленные на развитие мелкой моторики. Проведение пальчиковой гимнастики под ритмичные стишки.

6. Обучать детей коммуникативным средствам
для выражения собственных эмоций, потребностей (звуками, жестами, тактильными реакциями, мимикой).

7.  Стимулировать интерес ребенка к работе артикуляционного аппарата взрослого, щелкаем языком, вибрируем губами, громко артикулируем гласные звуки. Способствуем вызыванию у ребенка звукоподражания
и моторного подражания взрослому.

8. Проводятся игры развивающие выразительность мимических мышц, способность разглядывать собственную мимику и подражать взрослому.

9. Стимулирование тактильных ощущений, массаж рук, лица.

10. Развитее телесного контакта со взрослым: брать ребенка на руки, гладить по голове, прижимать к себе, сопровождать действия ритмичными потешками
и стишками, например, «Сорока – ворона», «Ладушки», «Гули» и т. д.

III блок

16 часов

(33-48 занятие)

1. Во время занятий поощрять эмоциональные, вербальные и невербальные адекватные реакции ребенка на разные раздражители (визуальные, слуховые, тактильные).

2. Обогащать сенсорный опыт ребенка – инвалида расширяя ассортимент игр и пособий, усложнять игровые ситуации.

3. Расширение спектра упражнений по развитию мелкой моторики. Развивать умение выполнять упражнения совместно с педагогом и стимулировать
и поощрять подражание.

4. Привлекаем внимание ребенка и стимулируем
его к звукоподражанию, упражнения подкрепляются тактильным контролем (даем возможность ребенку почувствовать вибрацию голосовых складок
при произнесении гласных и звонких согласных звуков, прикладываем к своей шее руку ребенка). Перед зеркалом показываем артикуляционные упражнения
и просим повторить их, сопряжено, а затем самостоятельно.

5. Для стимуляции звукового и зрительного восприятия используем интерактивные игрушки, например «Гоша», игрушки с имитацией голоса животных, игрушки в виде героев знакомых мультфильмов (Чебурашка, Буратино, Маша и медведь и др.).

6. Выявление предпочтений ребенка при выборе игрушек и предметной деятельности. Затем убираем
из поля зрения полюбившуюся игрушку и задаем вопрос «где?», стимулируя тем самым зрительную, слуховую
и ориентировочную реакцию ребенка.

7. Предоставление ребенку доступным способом, самостоятельного выбора игрушек из двух, трех предложенных.

8. Обучаем ребенка простым правилам игры: начало игры, очередность выполнения действий, окончание игры (собираем, кладем в коробочку, убираем в шкаф,
на полочку). Необходимо четко соблюдать последовательность всех действий, проговаривать
их, выполнять совместно с ребенком, а затем стимулировать его к самостоятельной работе.

9. В ходе коррекционно-обучающей работы, педагог выявляет жесты, вокализации, мимические, пантомимические выражения, которые  ребенок использует для  выражения своих эмоций
и потребностей. Каждое доступное для ребенка-инвалида средство коммуникации, должно быть подкреплено похвалой и положительными эмоциями взрослого.

10. Педагог консультирует родителей детей-инвалидов по вопросам подбора доступных средств коммуникации, и по организации развивающей среды для ребенка-инвалида в домашних условиях.

5. Система контроля результативности обучения

Программа предусматривает 48 занятий, включающих в себя три блока (каждый блок - 16 занятий). По окончании каждого блока проводится диагностика речевого и коммуникативного развития, по результатам которой планируется коррекционно-развивающая работа последующего блока занятий.

Диагностика и оценка коммуникативного и речевого развития ребенка                                                                                                                                   выполняется посредством заполнения карты обследования логопеда (см. Приложение 2).

6. Перечень нормативно-правовых и методических документов

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  4. Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  5. Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  8. Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года N 717-135. О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге

7. Перечень литературных источников

  1. Архипова Е. Ф.  Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) – М.: 1989.
  2. Винарская Е. Н., Пулатов А. М.  Дизартрия и ее диагностическое значение
    в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент, 1989.
  3. Власова Т. М., Пфафендрот А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие
    для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с.
  4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.  (коррекционная педагогика).
  5. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития
    у детей с церебральным параличом – Л.: 1977.
  6. Диагностика – развитие – коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012. – 447с.
  7. Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами
    в развитии – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
  8. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей
    с церебральным параличом - М.: 1977.
  9. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  10. Проект образовательной программы: Сенсорная стимуляция детей
    и подростков с глубокой умственной отсталостью / под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: 2012. – с. 45.
  11. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Венчаковой. – СПб.: 2009.
  12. Филичива Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: 2005.
  13. Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005.

Приложение 1

АНАМНЕЗ

1. Наличие речевых, нервно-психических и соматических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка _____________________________________________________________________________

2.Протекание беременности: ребенок от ___________ беременности

-характер беременности: токсикоз 1-ой, 2-ой половины беременности _________________________________

_____________________________________________________________________________________________

-перенесенные простудные, инфекционные, соматические заболевания 1-ой и 2-ой половины беременности

-применение медикаментов _____________________________________________________________________

-воздействие негативных факторов, хронических интоксикаций (алкоголь, никотин, наркотики) ___________

-психические, физические травмы) _______________________________________________________________

3.Протекание родов: роды срочные, досрочные ____________________________________________________,

-характер родов: стремительные, затяжные (длительный безводный период), родовспоможение ___________

-травмы, резус-конфликт _______________________________________________________________________

-вес и рост ребенка при рождении _______________________________________________________________

-крик сразу или нет ____________________________________________________________________________

-наличие асфиксий (белая, синяя), обвитие пуповиной ______________________________________________

-баллы по шкале Апгар _________________________________________________________________________

4. Раннее постнатальное развитие ________________________________________________________________

- вскармливание         ______________________________________________________________________________

-раннее психомоторное развитие ________________________________________________________________

5.Перенесенные заболевания до года _____________________________________________________________

-после года ___________________________________________________________________________________

-травмы         _____________________________________________________________________________________

-наблюдения и учет у специалистов

6.Речевое развитие: время появления гуления _________, лепета _____________, характер лепета _________

-первые слова _________________________________________________________________________________

-фразовая речь ________________________________________________________________________________

-особенности речевого развития _________________________________________________________________

-прерывание речевого развития __________________________________________________________________

-занимался ли с логопедом, результат ____________________________________________________________

 Дата____________________                                                                                Подпись_____________________


Приложение 2

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Диагностика и оценка коммуникативного и речевого развития ребенка                                                                                                                                   Карта обследования логопеда

1

Ф.И. ребенка:

 

 

 

 

 

2

Дата рождения:

 

 

 

 

 

3

Слуховое восприятие

Дифференциация звучащих игрушек

Определение направления звучания игрушки

 

 

 

 

4

Зрительное восприятие

Узнавание реальных предметов

Узнавание предметов изображенных контурно-пунктирно, в условиях положения

 

 

 

 

Буквенный гнозис (для младших школьников)

Буквенный гнозис в условиях зашумления

 

 

 

 

5

Оптико-пространствен-ный гнозис и праксис

Знание схемы тела

Проба Хэда (с 6-7 лет)

 

 

 

 

Складывание фигур из палочек                             (многоугольник, треугольник, квадрат)

Воспроизведение геометрических фигур по памяти (круг, треугольник, квадрат)

 

 

 

 

6

Ручная моторика

Показать 2-ой и 3-ий пальцы на правой, левой руках

Показать 2-ой и 5-ый пальцы на правой, левой руках

 

 

 

 

 

 

Сложить пальцы в кольцо

"Здравствуй пальчик" (на правой, левой руках)

 

 

 

 

7

Артикуляционная и мимическая моторика

Поднять брови вверх ("удивиться")

Нахмурить брови ("рассердиться")

Прищурить глаза

Надуть, втянуть щеки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Губы в улыбке

Губы "трубочка"

Губы "хоботок"

Вибрация губами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Язык "широкий-узкий"

Кончик языка поднять, опустить, вправо, влево

"Качели" широкий язык на верхнюю губу, нижнюю

"Цоканье"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Характерист. голоса и просодического компонента речи

Громкость

Тембр голоса

Модуляция

 

 

 

 

 

 

Паузация

Употребляемые интонации

Повествовательная

Вопросительная

Побудительная

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Импрессивная речь

1. Пассивный словарь

2. Понимание форм словоизменения

Объем словаря

Точность понимания значения слов

С 4-х лет дифференциация ед.ч. и мн.ч. существительных

С 5-ти лет                                  понимание предложно-падежных конструкций с предлогами                      (в, на, под, за, около, перед)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дифференцияция форм словообразования                    с 5-ти лет

4. Понимание словосочетаний простых и сложных предложений и связной речи

Уменьшительно-ласкательных существительных

Глаголов с различными приставками                                                           (ушел, вышел)

Словосочетаний

Простых предложений

Связной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Звукопроиз-ношение

Звуки

Характер произношения звуков

 

 

Изолированно

В словах

Во фразах

 

 

Гласные

 

 

 

 

 

А, О, У, Ы, И, Э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свистящие

 

 

 

 

 

С, С', З, З', Ц

 

 

 

 

 

Шипящие

 

 

 

 

 

Ш, Ж, Щ, Ч

 

 

 

 

 

Заднеязычные

 

 

 

 

 

К, К', Г, Г', Х, Х'

 

 

 

 

 

Переднеязычные

 

 

 

 

 

Т, Т', Д, Д'

 

 

 

 

 

Губные звуки

 

 

 

 

 

П, П', Б, Б', Ф, Ф', В, В'

 

 

 

 

 

Сонорные звуки

 

 

 

 

 

Р, Р', Л, Л', М, М', Н, Н', Й

 

 

 

 

 

Отметить: отсутствие звука, замена, дефектное произношение, назализированность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Фонетико-фонематический анализ, синтез, фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие

1. Повторение слов с оппозиционными звуками                                           с 4-х лет (па-ба, ба-на, на-га,та-на и др.)                                               с 6-ти лет (ба-ба-па)

2. Дифференциация по слуху звуков смешиваемых в произношении                                                                         (миска-мышка, крыса-крыша, челка-щепка, косы-козы)

 

 

 

 

Фонематический анализ и синтез

С 4-5 лет                                                                                                                                                                                                                                       выделение заданного звука "М" и "Р" на фоне слов; выделение ударного гласного в начале слова

 

 

 

С 6-ти лет

Определение первого согласного звука в слове

Определение последнего звука в слове

Определение последовательности звуков в словах

Определение кол-ва звуков в словах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Активный словарь

Конкретные существительные

Обобщающие понятия

Глагольный словарь                          (с 5-ти лет)

Прилагательные (с 5-ти лет)         Антонимы (с 6-ти лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Грамматический строй речи

Состояние словоизменения

С 4-х лет Употребление существительных ед.ч. и мн.ч. им. падежа

Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами                                                                                 (в, под, на, за, перед, около)

Употребление словосочеткний числительных 2 и 5 с существительными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние словообразования

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Образование названий детенышей животных                                            (с 4-х лет)

Образование прилагательных от существительных           (с 6-ти лет)

Образование приставок глаголов           (с 6-ти лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Связная речь

Монолог

Рассказ

Пересказ

По сюжетной картинке

По серии сюжетных картинок

На материале русских народных сказок

 

 

 

 

 

 

Диалог

Умение задавать вопросы на основе личного опыта

Умеиие отвечать на вопросы, выслушивать вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Коммуника-тивность

Легко устанавливает контакт

Инициативен в общении

Общение устойчивое

Избирательный негативизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопедическое заключение по результатам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование индивидуальной коррекцонно-логопедической работы

 

 

 

 

 

 

I блок

Динамика

 

 

 

 

 

 

Рекомендации:

 

 

II блок

Динамика

 

 

 

 

 

 

Рекомендации:

 

 

III блок

Динамика

 

 

 

 

 

 

Рекомендации:

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя малая Родина"

построение системы коррекционно-развивающей работы в л огопедической группе на основе использования краеведческого материала...

Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет

Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка»  по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа "Развитие речи и коррекция речевых нарушений"

Дополнительная образовательная  программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание Рабочей программы соответствует федераль...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Волшебная глина"

Цель Программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе лепки из глины....