Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Лохова Наталья Ивановна

 Для профилактики нарушений речи  мы  используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников

 

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью нашей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Для профилактики нарушений речи  мы  проводим логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной.  В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

В планировании логоритмических занятий  используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Логоритмические занятия решают следующие задачи:

- активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;

- увеличение объема памяти;

- развитие зрительного и слухового  восприятия;

- развитие артикуляционного аппарата;

-формирование двигательных навыков.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над  дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

В каждое занятие мы включаем пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала  подбираем упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с  предметами,  прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

  • движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
  • танец (хоровод);
  • разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
  • песня, сопровождаемая жестами;
  • логопедическая гимнастика;
  • мимические упражнения;
  • массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
  • пальчиковая игра;
  • подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Проводя  логоритмические занятия, мы решаем  следующие задачи:

  • уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Логоритмические занятия начинаем проводить с младшего возраста, включаем двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движениями.

У детей младшего возраста большинство понятий только начинает формироваться, поэтому требуется наглядный показ, словесная инструкция и выполнение педагогом заданий вместе с детьми. В начале используем метод опережающего показа для того, чтобы дети успевали переключиться на новое движение. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.

Логоритмические занятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно сосудистую системы, способствуют формированию правильной осанки, развитию музыкальности.

Использование указанной оздоровительной технологии происходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.

Таким образом, очень важно, что рассмотренная технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Консультация для педагогов«Логоритмика  как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»Составил: учитель – логопедДемиденко О. С.МДОУ "ЦРР д/с 102"...

Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».

Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников

Имея в группе детей с проблемной речью и заиканием я решила использовать занятия с элементами логоритмики- соединение движений, речи и музыки. Детям это интересно и весело. В результате у детейнормали...

«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»

У большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую ...