Проектная деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Смелкова Анжелика Станиславовна

Статья раскрывает специфику внедрения проектной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательно-речевой активности дошкольников с ОВЗ».

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Принимая во внимание, что дети с ОНР отличаются от нормально развивающихся сверстников характером психических процессов, воспитание и образование в ДОУ должны осуществляться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Таким образом, одна из основных задач педагогов дошкольного учреждения – коррекция речевых нарушений и психологических особенностей дошкольников с ОНР на основе личностно ориентированного подхода к каждому ребенку с использованием эффективных форм совместной деятельности.
Организация проектной деятельности оказывает положительное влияние на развитие личности, способностей детей с ОНР, способствует коррекции недостатков их речевого развития.
В начале работы по внедрению проектной деятельности перед педагогами были поставлены следующие задачи:

  • эффективная организация проектной, познавательно-исследовательской деятельности;
  • расширение кругозора детей, имеющих речевые дефекты, развитие их познавательных, коммуникативных и социальных способностей через проектную деятельность;
  • обогащение содержания игровой деятельности воспитанников;
  • развитие детско-родительских отношений;

Проектный метод служит способом организации педагогического процесса, взаимодействия ребенка с окружающей средой, как в детском саду, так и в домашних условиях. Поэтому в процессе воспитания, обучения и коррекции должны принимать участие все педагоги ДОУ и родители воспитанников.
С целью эффективного внедрения  проектной деятельности в работу с детьми с ОНР были разработаны следующие этапы:

  • Постановка цели проекта
  • Разработка плана достижения цели
  • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
  • Составление плана-схемы проекта
  • Сбор, накопление материала
  • Включение в план-схему проекта непосредственно образовательной деятельности, игр, и других видов детской деятельности
  • Презентация проекта

Следует отметить, что работа по внедрению проектной деятельности в группах для детей с ОНР имеет свою специфику, особое внимание в группах компенсирующей направленности должно уделяться коррекционным процессам, важно правильно планировать воспитательно-образовательную работу с детьми. При составлении расписания непрерывной образовательной деятельности следует ориентироваться на значимость ее вида, тематику, направление работы ДОУ и возрастные особенности воспитанников с ОНР. В процессе выполнения проектной деятельности дети совместно с педагогами и родителями учатся планировать свои действия : обсуждают информацию, делятся впечатлениями, проводят досуги и праздники. Реализация каждого проекта предусматривает разные виды детской деятельности. Изучение лексических тем воспитанниками, закрепление полученных знаний и умений в рамках того или иного проекта способствует расширению у них словарного запаса, развитию связной речи, формирование грамматического строя речи. Совместными усилиями педагогов ДОУ, детей и их родителей были реализованы такие проекты как :

«Цирк зажигает огни», «Мы все разные, но мы вместе», «Игра и игрушка», тематические проектные недели «Что такое Новый год», «Всем нужен мир»  
и др.Реализованные проекты способствовали созданию атмосферы психологического благополучия воспитанников, развитию у них познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков, коррекции речевых нарушений.

Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность помогает  связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение проектной деятельности в работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, позволяет им социально адаптироваться среди сверстников, преодолеть неуверенность в себе, стать активными и самостоятельными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь  в  эти  годы  закладывается основа, на которую позже  будут накладываться   знания...

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников.

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но ...

Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников

Доклад на тему: «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников»...

Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...