Консультация для родителей «Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)»
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_-ya.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

« Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)»

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы  внимательно присмотреться к ребенку, создать ему наиболее благоприятные условия.

 Освоение речи — это, пожалуй, важнейшая часть умственного развития ребенка. Выделяют три критических периода в развитии речи. В первые три года жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается мозг, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять свои функции, формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, и движущей ее силой становится потребность в общении. Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям.  Родители, которые не скупятся на общение со своими младенцами, тем самым наставляют их на правильный путь языкового развития. Ребенок должен получить, перенять от взрослого предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющиеся компонентами человеческой речи. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и    совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.

Развитие детской речи в раннем возрасте делится на два периода, тесно связанных друг с другом: подготовительный период и период оформления самостоятельной речи.

Ниже приведена  таблица среднестатистических данных о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития,  по которой Вы сможете понять, нужно ли  обратиться к специалисту.

Этапы развития речи детей с рождения до трех лет

(Название реакции. Приблизительный возраст появления реакции)

Подготовительный этап

Первый безусловный рефлекторный крик

Новорожденный

Издает отдельные рефлекторные, тихие и гортанные звуки в ответ на разговор с ним. Издает другие звуки (рефлекс покашливания). Крик-плач по-разному при ощущении неудобства, боли и голода. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Редкие улыбки при общении с взрослым 

1 месяц

Крик интонационно выразительный. Повторно произносит отдельные звуки, начальное гуление: «а-а, гу-гу, бу-у». Хнычет, повизгивает

2 месяца

Крик с отчетливой интонацией. От первых цепочек слогов — к певучему гулению: «а-а-а, э-у, о-а» (это первая стадия лепета- произнесение гласных звуков, близких к а,ы, у, возможно сочетание с согласным г). Например, "у-у-у-у"или "гу-у-у-у";

«Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение

3 месяца

Спонтанное, певучее и продолжительное гуление- «свирель»: [аль-ле-е-лы]. Произносит гласные, близкие к [а], [ы], [у], возможно, в сочетании с согласным [г].

Смеется в голос; часто и легко возникает «комплекс оживления». Прислушивается  к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует

4 месяца

Покрикивает от нетерпения. Ритмические цепи слогов. На протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки (певучее гуление). Ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего.

5 месяцев

Визжит и гулит от удовольствия. Произносит отдельные слоги (начало лепета), имитирует звуки речи.

 По-разному реагирует на свое и чужое имя

6 месяцев

Подолгу активно лепечет: слоги разного вида, разной модуляции, разного тона. На вопрос «Где?» повсюду разыскивает неоднократно называемый предмет, находящийся постоянно в определенном месте

7 месяцев

Речь приобретает характер междометий. Копирует слоги, подражает взрослому (шепотом). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «ладушки», «дай ручку»

8 месяцев

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Произносит двойные слоги, сознательно повторяет: «ба-ба, ма-ма, па-па». На просьбу «дай», «принеси» отыскивает и приносит предмет.

На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения

9 месяцев

Повторяет новые слоги за взрослым. Произносит первые лепетные слоги ( ма-ма, тя-тя, ба-ба»). Выполняет разученные движения («ладушки», «прятки»)

10 месяцев

Произносит первые слова-обозначения: «ав-ав, кис-кис, дай». Увеличивается запас лепетных слов. По словесной просьбе выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку). Понимает первые обобщения и выполняет инструкции («сложи игрушки», «принеси куклу, еще куклу», «дай машинку, еще машинку»): Показывает части своего тела

11 месяцев

Легко подражает новым слогам. Выразительно бормочет. Имитирует слова. Произносит 6-10 облегченных слов. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «открой»)

12 месяцев

Выражает желания с помощью жестов и языка. Пользуется собственным языком для выражения различных переживаний.

Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах), «дя» (да)

1 год 3 месяца

Словесная память в счете. Словесная память: повторяет часть алфавита. Говорит на «своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Произносит ударный слог из слова, двусложные слова из одинаковых слогов, которые уже умеет произносить (мама, дядя).

Слова произносит в момент сильной заинтересованности.

1 год 6 месяцев

Период появления самостоятельной речи

Произносит фразу из двух слов. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы

1 год 9 месяцев

Произносит двухсложные слова («тетя», «Катя») или два слога из трехсложных слов («синя» — машина)

1 год 10 месяцев

При общении с взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

1 год 10 месяцев —

 2 года

Пытается произносить трех-, четырехсложные слова («павозик» — паровозик). Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «Мама Лена».

Строит предложения из 2 слов: «Мама, дай »

2 года

Употребляет местоимения, множественное число и прошедшее время

2-3 года

Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. Правильно называет один цвет. Называет свой пол, имя и фамилию. Понимает 2-3 предлога. Описывает события. Делится своими переживаниями

2 года

Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. Повторяет предложения, состоящие из 6 слогов и двух чисел. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные. Начинает задавать вопросы: «Где?», «Когда?» «Куда?»

2 года 6 месяцев

Повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные, в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные, предложения («Когда мой папа придет с работы, мы пойдем гулять»). В знакомых словах произносит все слоги. Часто задает вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?» В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности малыша.

3 года

К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ

Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

к концу 1-го месяца  ребенок не кричит перед кормлением

к концу 4-го месяца  не улыбается, когда с ним говорят и не гулит

к концу 5-го месяца  не прислушивается к музыке

к 7 месяцам  не узнает голоса близких, не реагирует на интонации

к концу 9-го месяца  отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего

к концу 10-го месяца  малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания 

к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы ("дай",  "покажи",  принеси")

к 1 году 4-м месяцам  не может назвать маму мамой, а папу папой

к 1 году 9-ти месяцам  не может произнести 5-6 осмысленных слов

к 2 годам  не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы ( "пойди в комнату и возьми там книгу" ) и не узнает близких на фотографиях

в 2,5 года  не знает разницу между понятиями "большой" и "маленький"

в 3 года  не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия

в 4 года  не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения, не считает пределах пяти, не слушает длинные сказки

Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:

- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;

- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затрудняется перед началом речи.

Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.  Ранний возраст - период, когда возможно вести именно профилактику тех или иных нарушений.

 Иногда случается, что развитие  Вашего малыша отличаются от критериев, изложенных в тексте, мало или совершенно непонятно для окружающих говорит,  возможно, ребенку нужно дополнительное обследование у специалистов-медиков и педагогов.

С уважением к Вам учитель-дефектолог: Терентьева Н. А.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Консультация для родителей "Роль книги в развитии речи детей раннего возраста"

Через сказку дети начинают сочувствовать и сопериживать, а также они наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.      Когда детям читают народные потешки...

Консультация для родителей. Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста.

В данной работе описывается как на раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. В этом нам помогает использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, закличек, хороводн...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи ребенка раннего возраста

В данной статье рассмотрены основные новообразования в речевом развитии детей 2-3 летнего возраста, а также показаны некоторые приемы работы, которые могут проводиться родителями со своими детьми. Мат...

Консультация для родителей "Роль взрослых в развитии речи ребенка раннего возраста"

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...