Аналитический отчет педагога-психолога Павловой В.П. за 2017-2018 учебный год
материал по коррекционной педагогике на тему

Павлова Виктория Петровна

В аналитичесском отчете педагога-психолога отражены основные направления работы: качественный анализ проведенных обследований и коррекционных задач, что удалось реализовать и насколько эффективно, а также определены основные перспективные направления на следующий год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Аленький цветочек»

Истринского муниципального района

Утверждаю

Заведующий МДОУ ЦРР № 14

«Аленький цветочек»

Аналитический отчет

педагога-психолога Павловой Виктории Петровны

за 2017-2018 учебный год

Информационная справка:МДОУ д/с № 14-2рассчитан на 180 детей от 2 до 7 лет. Комплектуется комиссией согласно возрастным показателям.

В 2017-2018 учебном году в течение года функционировали 10 групп (более 200 детей), из них:

 Вторая младшая группа  №1,№4–две группы;

 Средняя группа №2, №8, № 10 – три группы;

 Старшая группа №5, №9 - две группы;

 Подготовительная к школе группа №6, №7 - две группы;

 Группа кратковременного пребывания №3 (смешанная) -одна группа.

Основная цель работы в учебном году: создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:

  • изучение уровня психических процессов воспитанников и особенностей их развития, нравственного развития, уровня готовности к школьному обучению, уровня адаптации и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • составление рекомендаций для воспитателей и родителей;
  • работа с родителями (лицами их заменяющими) в вопросах развития, воспитания и обучения;
  • организация адаптации воспитанников к детскому саду (младшая группа);
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском саду

В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:

  • психодиагностическая;
  • коррекционно-развивающая;
  • консультативная;
  • профилактика и просвещение.

Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование педагогом-психологом составило      157      человек.

Количество проведенных консультаций - 91.

Количество охваченных групп – 9.

Качественный анализ проведенной работы

Работа в адаптационный период.

Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.

Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.

В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах во время занятий. На начало октября 2017 г. 17 % детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 77 %, двое детей были с тяжелой степенью адаптации. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим. У детей с тяжелой степенью адаптация проходила по-разному: один ребенок проявлял повышенное тревожное чувство и при совместной помощи всех участников процесса и соответствующем возрасту уровне развития психических процессов смог успешно влиться в детский коллектив. Второй ребенок поступил в крайне педагогически запущенном состоянии: проявлял ежедневную агрессию ко взрослым и детям (отражено в листе адаптации). Взаимодействие с родителями  не привело к положительным результатам, ребенок с октября месяца сад не посещал.

Анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.

На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.

Психологическая диагностика

Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей (таблица 1).

Таблица 1

Категории обследуемых, сроки выполнения

Методика и цель

Дети младших групп (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения

Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь)

Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении

Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель)

Диагностика психологической готовности к обучению в школе по Карте готовности к школьному обучению (составлена по программе «Детство» и утверждена методическим советом Северо-Западного административного округа города Москвы и находящаяся в открытом доступе).

Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года

Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей. Использование проективных методик.

Дети старших групп (март, апрель)

Диагностика познавательного развития детей 5-6 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 5-6 лет. Определение уровня умственной работоспособности детей и умения работать по определенному правилу («Корректурная проба»)

Дети средних групп (октябрь)

Диагностика познавательного развития детей 3-5 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 3-5 лет

Диагностика педагогического коллектива

По запросу

Результатом данной работы являлось:

  • консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
  • составление заключений, адаптационных листов;
  • определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
  • рекомендации педагогам и родителям.

В сентябре-октябре были обследованы группы №3,4 (адаптационный период) и средняя № 2 (уровень развития познавательных процессов).

Результаты по адаптационному периоду представлены в групповых картах адаптации, результаты диагностики психических процессов детей второй младшей,средних групп и старших групп представлены на сводной диаграмме (рис. 1, 2 и 3).

Рисунок 1.Результаты обследования психических процессов у детей                       3-4 лет

Рисунок 2.Результаты обследования психических процессов у детей 4-5 лет

Средние (1 балл) и высокие (ближе к 2 баллам) показатели восприятия, памяти и внимания (ведущие для 4-5 лет) характеризуют достаточную произвольность и целенаправленность психических процессов данного возрастного периода. Слабо развито воображение, в особенности, его оригинальность и произвольность. Зная большое количество современных мультфильмов, воображая себя героями этих мультфильмов,  дети затрудняются привести ассоциативный ряд по предложенным простым картинкам.

По результатам данной диагностики были выявлены 8 человек (10% от всего количества) с низким уровнем развития психических процессов: 3 детей из младшей и из средней группы. С детьми из младшей группы коррекционная работа велась индивидуально.Для детей средней группы была составлена рабочая программа.На протяжении двух месяцев дети были включены в групповую коррекционно-развивающую работу, которая для некоторых продолжится в следующем учебном году.

Также были составлены рекомендации для педагогов и родителей. Акцентом рекомендаций для детей 3-4 х лет было использование большего количества игр, связанных с двигательной памятью. Так как ребенок в этом возрасте хорошо запоминает все, что было связано с собственным движением и что способствует, в дальнейшем, процессам преднамеренного запоминания.  Для детей 4-5 лет было рекомендовано включить ежедневное прослушивание сказок с дальнейшим обсуждением, инсценировкой и кукольной игрой.

Рисунок 3.Результаты обследования психических процессов у детей                       5-6 лет

Низкий уровень имеет показатель пространственно-временных представлений.

С педагогами была проведена консультация на данную тему: рекомендована необходимость наглядного материала, ежедневного включения в занятия стимульного материала по употреблению предлогов, изучению закономерностей смены времен года, интересной информации о месте проживания.

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией школьного образования в начале XXI века и его новой парадигмой – компетентностной, которая для своей реализации требует высокого уровня развития познавательной деятельности обучающихся.

Целями диагностики являлось определить уровень интеллектуального развития каждого ребенка и составить обязательную программу групповой коррекционно-развивающей работы в соответствии с показателями готовности к обучению для их улучшения. Повторное психологическое обследование готовности старших дошкольников к школьному обучению проводилось в мае. Результаты обследования по основным показателям и количеству детей по уровням развития (рис. 4 и 5)

Рисунок 4. Результаты по показателям готовности к школьному обучению

Составленная программа в соответствии с основными показателями и их целенаправленной коррекции, совместная работа воспитателей и логопеда позволили достичь положительной динамики и от средних и низких показателей перейти к высоким баллам к концу года.

Рисунок 5. Соотношение в процентах по уровню развития  

Диагностика интеллектуального развития проводилась индивидуально и в группе.

Средний балл группы по всем показателям в начале года составил 1,9 балла, что соответствует среднему уровню, в конце года – 2,6 балла, что приближено к высоким показателям. При повторной диагностике детей с низким уровнем развития не наблюдалось.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа в 2017-2018учебном году формировалась по результатам психологической диагностики, запросам педагогов и родителей.

Были составлены рабочие программы для подготовительной и средней групп.

Для индивидуальных занятий были отобраны дети из младших групп с задержками в развитии познавательных процессов и эмоционально-аффективной сферы.

В процессе групповой и индивидуальной работы использовались приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным поставленным задачам. Подробные данные представлены в Отчете по коррекционно-развивающей работе.

По итогам работы, данные занятия оказались востребованными всеми категориями детей. Ребята проявляли огромный интерес к ролевым играм, рисуночным заданиям, к этюдам с игрушками. Занятия помогли сформировать положительную мотивацию в формировании активного познавательного интереса.

Консультативная работа

В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам. Тематика консультаций была следующей:

  • Проблемы и трудности в обучении
  • Детско-родительские отношения
  • Межличностное взаимодействие в воспитательном процессе
  • Психологическая готовность ребенка к  обучению в школе
  • Возрастные кризисы

Психопросветительская и организационно-методическая работа

Методическая работа велась по направлениям:

  • Анализ научной и практической литературы, работа с интернет-ресурсами
  • Обработка и анализ адаптационных листов
  • Подготовка бланков для диагностики
  • Обработка и анализ результатов диагностики по готовности к школе
  • Подготовка диагностического инструментария для обследования
  • Подбор и составление коррекционно – развивающих, групповых, подгрупповых ииндивидуальных программ для детей
  • Заполнение текущей документации
  • Подготовка консультаций и рекомендаций по адаптации детей, поступающих в ДОУ
  • Подготовка консультаций и рекомендаций по результатам диагностики готовности к школе
  • Подготовка индивидуальных консультаций и рекомендаций
  • Оформление наглядной информации
  • Составление заключений, рекомендаций, индивидуальных программ для коррекционно –развивающей работы
  • Подготовка консультаций и рекомендаций по работе с семьями детей группы риска
  • Разработка вопросов психологического сопровождения образовательной программы ДОУ
  • Составление годового плана работы
  • Оформление документации кабинета
  • Оформление отчетной документации
  • Повышение квалификации

Перспективные направления работы на следующий учебный год:

   В течение учебного года обследование детей на уровень познавательного развития, интеллектуального было преимущественным. Работа с агрессивными и тревожными детьми велась по запросу. Значительное количество рисунков детей свидетельствуют о неблагоприятном психоэмоциональном состоянии, тревожности, наличии страхов. Поэтому в этом году основной диагностической и коррекционной задачей необходимо сделать укрепление эмоциональной сферы детей, включая проективные методики и арт-терапию.

Также продолжить укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. Исследование интеллектуального и личностного развития дошкольников и определения на этой основе коррекционно-развивающей работы, выработке рекомендаций для воспитателей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год

Представлен  аналитический отчет педагога-психолога в ДОУ. В удобной таблице размещена информация о деятельности педагога-психолога ДОУ в 2015-2016 учебном году....

Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.Задачи: 1) Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в ...

Аналитический отчет воспитателя младшей группы о работе за 2017-2018 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи: 1. Формирование навыков учебной деятельности; 2. Развитие познавательных процессов; 3. Воспитание навыков культуры поведения...

Аналитический отчет о проделанной воспитательно- образовательной работе за 2017-2018 учебный год.

В данном материале говориться о проделанной воспитательно- образовательной  работе за 2017-2018 учебный год в младшей группе....

Аналитический отчет педагога-психолога за 2017 – 2018 учебный год

Данный отчет является образцом, составленный на основе моего опыта работы за учебный год....

Аналитический отчет педагога-психолога Павловой В.П. за 2016-2017 учебный год

Информация о проведенной работе педагога-психолога отображается в ежегодном аналитическом отчете...