Формирование графомоторных навыков у дошкольников.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Васькина Анна Алексеевна

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков у дошкольников .

Графомоторные навыки включают в себя: 
1. Мелкая мускулатура пальцев 
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений. 
2. Зрительный анализ и синтез 
- Упражнения на определение правых и левых частей тела. 
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам. 
- Задания с условиями по выбору нужных направлений. 
3. Рисование 
- Занятия по штриховке по контуру, обводка. 
- Срисовывание геометрических фигур. 
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры: 
- дорисовывание незаконченных рисунков; 
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); 
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей. 
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти. 
4. Графическая символика 
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов). 
Этапы формирования графомоторных навыков. 
Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии: 
~ В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку. 
~ В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков. 
~ В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь. 
~ Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста. 
Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является ~формирование изобразительно-графического навыка, ~формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык ~формируется в тесной зависимости от следующих факторов: 
- зрительного восприятия; 
- произвольной графической активности; 
- зрительно-моторной координации. 
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»). 
Классификация упражнений по коррекции графомоторных навыков. 
Средства работы на коррекционном занятии включают в себя: 
• Массаж для пальчиков. 
• Пальчиковая гимнастика. 
• Игровые тренажеры (резинки, работа с мозаикой, шнуровкой, шнурком). 
• Пальчиковые тренажеры (графические или сенсорные). 
• Графическая работа с рисунком (штриховки, обводки, раскрашивание) 
• Работа с пластилином и тестом. 
• Работа с разнофактурными наполнителями (песок, горох, фасоль, манка, пшено и другие крупы). 
• Работа с бумагой (оригами, аппликация). 
Выполняя ручками мелкую работу, малыш вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. К тому же игры с мелкими предметами очень полезны для улучшения остроты зрения. Они увлекательны и доступны: сортировка и перебирание крупы, создание вместе с родителями мозаики, панно из природных и съестных материалов. 
Развитие графомоторного навыка влияет не только на умение писать и держать карандаш в руке, но и на концентрацию внимания, усидчивость и старательность на занятиях, развиваются речь, мышление, зрительное восприятие и память. 
*Система игр для индивидуальных занятий с ребенком 
направленных на развитие графомоторного навыка 
Массаж. Очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Массаж рук и плеч, выполняемый регулярно, помогает малышу совершенствовать координацию движений. 
Гимнастика для пальчиков. Направлена на улучшение координации движений пальцев, тренировка мышц, ловкость, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. 
1. Апельсин. 
2. Замок. 
3. Сорока-белобока. 
4. Дождик. 
5. Пальчики. 
Игровые тренажеры/ Пальчиковые тренажеры. Способствуют развитию координации пальчиков, пространственного ориентирования, ловкость, развитие глазомера. 
1. Собери бусы. 
2. Развяжи узелок, расплети косичку. 
3. Перекатывание карандаша. 
4. Веселые дорожки. Пальчики «шагают». 
Работа с пластилином / Работа с разнофактурными наполнителями 
Способствуют развитию тактильной чувствительности, сенсорного восприятия и сложной координации движений пальцев и кистей рук. 
1. Сенсорные подушечки. 
2. Месим «тесто». 
3. Работа в песочнице. 
4. Выбери фасоль. 
Работа с бумагой направлена на развитие точности движений, сложнокоординированных движений пальцев и пространственного ориентирования 
1. Оригами. 
2. Аппликация. 
источник 
http://oer.94frspb.caduk.ru/



Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков у дошкольников .

Графомоторные навыки включают в себя: 
1. Мелкая мускулатура пальцев 
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений. 
2. Зрительный анализ и синтез 
- Упражнения на определение правых и левых частей тела. 
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам. 
- Задания с условиями по выбору нужных направлений. 
3. Рисование 
- Занятия по штриховке по контуру, обводка. 
- Срисовывание геометрических фигур. 
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры: 
- дорисовывание незаконченных рисунков; 
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); 
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей. 
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти. 
4. Графическая символика 
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов). 
Этапы формирования графомоторных навыков. 
Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии: 
~ В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку. 
~ В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков. 
~ В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь. 
~ Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста. 
Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является ~формирование изобразительно-графического навыка, ~формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык ~формируется в тесной зависимости от следующих факторов: 
- зрительного восприятия; 
- произвольной графической активности; 
- зрительно-моторной координации. 
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»). 
Классификация упражнений по коррекции графомоторных навыков. 
Средства работы на коррекционном занятии включают в себя: 
• Массаж для пальчиков. 
• Пальчиковая гимнастика. 
• Игровые тренажеры (резинки, работа с мозаикой, шнуровкой, шнурком). 
• Пальчиковые тренажеры (графические или сенсорные). 
• Графическая работа с рисунком (штриховки, обводки, раскрашивание) 
• Работа с пластилином и тестом. 
• Работа с разнофактурными наполнителями (песок, горох, фасоль, манка, пшено и другие крупы). 
• Работа с бумагой (оригами, аппликация). 
Выполняя ручками мелкую работу, малыш вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. К тому же игры с мелкими предметами очень полезны для улучшения остроты зрения. Они увлекательны и доступны: сортировка и перебирание крупы, создание вместе с родителями мозаики, панно из природных и съестных материалов. 
Развитие графомоторного навыка влияет не только на умение писать и держать карандаш в руке, но и на концентрацию внимания, усидчивость и старательность на занятиях, развиваются речь, мышление, зрительное восприятие и память. 
*Система игр для индивидуальных занятий с ребенком 
направленных на развитие графомоторного навыка 
Массаж. Очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит, и интеллектуальных способностей маленького человека, потому что, массируя пальчики, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Массаж рук и плеч, выполняемый регулярно, помогает малышу совершенствовать координацию движений. 
Гимнастика для пальчиков. Направлена на улучшение координации движений пальцев, тренировка мышц, ловкость, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. 
1. Апельсин. 
2. Замок. 
3. Сорока-белобока. 
4. Дождик. 
5. Пальчики. 
Игровые тренажеры/ Пальчиковые тренажеры. Способствуют развитию координации пальчиков, пространственного ориентирования, ловкость, развитие глазомера. 
1. Собери бусы. 
2. Развяжи узелок, расплети косичку. 
3. Перекатывание карандаша. 
4. Веселые дорожки. Пальчики «шагают». 
Работа с пластилином / Работа с разнофактурными наполнителями 
Способствуют развитию тактильной чувствительности, сенсорного восприятия и сложной координации движений пальцев и кистей рук. 
1. Сенсорные подушечки. 
2. Месим «тесто». 
3. Работа в песочнице. 
4. Выбери фасоль. 
Работа с бумагой направлена на развитие точности движений, сложнокоординированных движений пальцев и пространственного ориентирования 
1. Оригами. 
2. Аппликация. 
источник 
http://oer.94frspb.caduk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников"

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она п...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР"

консультация для воспитателей и логопедов...

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март

laquo;Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март...

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Уровень развития мелкой моторики это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, обычно имеет достаточно развитую память и ...