Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnaya_praktika_v_dou.docx101.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

                                               г. Шарыпово

 «Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ»

Разработала: Марьясова Г.А.

педагог-психолог

  МБДОУ №15 «Ромашка»

г. Шарыпово 2018г.

«Дети должны жить
в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»  
В. Сухомлинский

Инклюзия – это вовлечение в образовательный процесс каждого ребёнка с особенностями  развития в соответствии с той образовательной программой, которая удовлетворяет его индивидуальные образовательные способности и обеспечивает специальные условия.

Возможность реализации инклюзивного подхода заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования.

Федеральный закон от 29. 12. 2012года № 273-ФЗ (ред. От 23. 07. 2013г.) «Об образовании в Российской федерации»

  • предусматривает разработку адаптированной образовательной программы, для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных  возможностей при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.

Актуальность

  • Зрение у детей играет особенно важную роль, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того, что он видит, в каком качестве визуально воспринимает предметы, объекты и явления.
  • Учитывая актуальность данного вопроса, организация среды проходит красной нитью через всю методическую работу в ДОУ. Эта проблема поднималась  на педсоветах, МО,  на семинаре – практикуме: «Предметно – развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения».
  •  В смотре – конкурсе «Наша группа – лучшая!» одним из параметров оценки было состояние коррекционно – развивающей среды.

Мы окончательно убедились в том, что предметно-развивающая среда ДОУ – это  основная составляющая системы необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, а профессиональный и творческий подход к её организации в учреждении, где есть дети с патологией зрения нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию данных детей в общество.

Развивающая предметно-пространственная среда  для воспитанников с нарушением зрения

  • это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами;
  • это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса.

РППС в детском саду для слабовидящих должна

  • иметь привлекательный вид;
  • выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • снимать утомляемость;
  •  положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • проявлять пытливость и любознательность;
  • стремиться к творческому осмыслению познанного;
  • давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Принципы создания РППС

  • самостоятельной активности ребёнка;
  • полифункциональности (открывает множество возможностей);
  • трансформируемости (возможность изменений по ситуации);
  • вариативности;
  • информативности;
  • стабильности и динамичности;
  • междисциплинарного подхода (интеграции образовательных областей).

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы

  • Ограждать детей от отрицательного влияния игрушек безнравственность и насилие.
  • Психологические факторы - соответствие параметров ПРС возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.                                                                                
  •  Психофизиологические факторы - соответствие объектов ПРС зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка                                                                                                                        
  •  Зрительные ощущения. Освещение (уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях) и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта.  
  • Слуховые ощущения. Совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.  
  • Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.

 Физиологические факторы – это соответствие объектов ПРС силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Наполняемость РППС обеспечивает

  • Разностороннее физическое, социально-личностное; познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.
  • реализацию образовательных областей в образовательном процессе, включающем:                                                                                                                    1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;                                                                                    2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Особенности познавательной  и личностной активности детей с нарушением зрения

       При нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений:

  • ослабляются познавательные процессы и познавательная активность;
  • замедляется скорость переработки информации и её восприятие;
  • снижется объём и устойчивость внимания;
  • нарушаются пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений;
  • появляются проблемы в речевом развитии;
  • задерживается развитие движений и формирование двигательной активности;
  • нарушается координация и точность движения крупной и мелкой моторики;
  • ухудшается осанка;
  • нарушается эмоционально-волевая сфера;  происходит отклонение от норм в развитии личности.

Особенности мотивационной стороны познавательной деятельности воспитанников с нарушением зрения

  • Отсутствие интереса к познавательно – образовательной деятельности;
  • Медлительность;
  • Малоподвижность;
  • Бедность представлений об окружающем мире.

Условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в ДОУ

  • Создание благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду, положительного эмоционального фона.
  • Организация полноценного общения со сверстниками.
  • Составление индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.
  • Включение «особого» ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.
  • Осуществление мотивационной готовности к обучению.
  • Создание условий для психологических занятий, игр по сенсорике, развитию внимания, воображения и произвольности поведения.

Направления психолого–педагогического сопровождения

1. Предупреждение возникновения проблем  развития ребёнка.

2. Помощь ребёнку в решении актуальных задач обучения и воспитания.

3. Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.

4. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.

http://www.lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_21/10/d-9411/9411_html_328d3552.png

Организационно-методические рекомендации развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

  • Занятия являются необходимой составной частью реабилитационных мероприятий для детей с нарушением зрения;
  • Важно ориентировать педагогов на допустимость определённых видов нагрузки, с учётом их психофизических особенностей;
  • Для занятий физической культурой учитывать противопоказания.

Особые дети – особенные формы работы

  • Ролевые игры
  • Психогимнастические игры
  • Кинезиологические упражнения
  • Коммуникативные игры
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности
  • Игры, направленные на развитие воображения
  • Эмоционально – символические игры
  • Сказкотерапевтические игры
  • Релаксационные методы
  • Исследовательская деятельность
  • Аромотерапия, арттерапия, изотерапия
  • Игры с использованием интерактивных стола и доски
  • Работа с офтальмотренажёрами
  • Игры с водой и песком (с подсветкой и без)
  • Сенсорные коробки для развития воображения и мелкой моторики
  • Пальчиковая гимнастика
  • Логоритмика
  • Посещение сенсорной комнаты

Вывод:

  • Весь наш коллектив прилагает немало усилий для создания развивающей предметно-пространственной среды, для того, чтобы предметная среда не утомляла, была по - домашнему уютной, удобной и интересной, многое создается руками педагогов.
  • Мы убедились в том, что предметно-развивающая среда детства – это и есть система необходимых условий, которая обеспечивает всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка с нарушением зрения.
  • Но сколько бы мы ни обсуждали важность создания развивающей предметно-пространственной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

презентация "Организация и содержание инклюзивной практики в МДОУ №15 "Ромашка"

В презентации раскрыты особенности работы с детьми с нарушением зрения....

Проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения дет...

«Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех дете...

Организация и содержание инклюзивной практики в ДОУ в рамках введения ФГОС ДО

Инклюзивное образование - широкий процесс интеграции,подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей....