Особенности составления АООП для детей с ОВЗ,
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Аверина Ольга Геннадьевна

Основной алгоритм проектирования и реализации АООП для детей с ОВЗ в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sostavleniya_aoop.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности составления АООП .

Нормативно-правовая база

 Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»

Постановление Главного санитарного врача  РФ от 10.07.2015г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ)

Структура ФГОС ОВЗ

  • Совокупность обязательных требований при реализации АООП
  • К структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему
  • К условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
  • К результатам освоения АООП НОО

Виды АООП ОВЗ

Для глухих обучающихся, слабослышащих и поздно оглохших обучающихся, для слепых и слабовидящих обучающихся, для обучающихся с тяжелым нарушением речи,

для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся с задержкой психического развития, обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Разработка АООП

  • Адаптированная основная (обще)образовательная программа локальный нормативный акт, описывающий содержание образования и механизм реализации ФГОС ОВЗ.
  • В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.
  • Образовательная организация с опорой на Закон об образования РФ, Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, примерные АООП определенного варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении своей адаптированной основной (обще)образовательной программы.

Условия разработки

  • Отдельный локальный нормативный акт ОО, в котором указывается:
  • порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения);
  • состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность.  
  • порядок обсуждения проекта АООП;
  • порядок утверждения АООП и ввода в действие.

Алгоритм проектирования и реализации АООП.

Подготовительный этап.

  1. Сбор информации о ребёнке.
  • Запрос родителей (законных представителей).
  • Сведения о предшествующей образовательной, диагностической работе
  • Информация о соматическом здоровье (при согласии родителей), личностных особенностях ребенка.
  • Информация об актуальной коррекционно-развивающей работе, дополнительном образовании.
  • Информация об актуальной социальной ситуации развития ребенка.
  1. Диагностика.
  • Познавательная сфера (включая интересы и мотивацию).
  • Коммуникативная сфера.
  • Регуляция поведения и деятельности.
  • Эмоционально-личностная сфера.
  • Предпосылки формирования учебных навыков и учебного поведения (пространственные представления, элементарные математические представления, речь).

Аналитический этап.

  1. Анализ документации.
  • Заключения и рекомендаций ЦПМПК
  • Рекомендаций Индивидуальной программы реабилитации и абилитации обучающегося, имеющего статус «ребенок-инвалид»
  • Других документов, описывающих актуальное состояние ребенка, направления коррекционной работы (характеристики)
  1. Анализ требований ФГОС ОВЗ.
  • Требований к созданию специальных образовательных условий для определенной категории обучающихся (кадровых, материально-технических, содержания образования, других).
  •  необходимых и достаточных специальных образовательных условий для отдельного обучающегося, ориентированных на его возможности и особые образовательные потребности.
  1. Анализ имеющихся ресурсов.
  • Кадровых, материально-технических, организационных, информационных, программно-методических.
  • Оценка возможностей ОО в создании специальных условий для группы обучающихся категории (одного обучающегося с ОВЗ/инвалидностью).

Разработка.

  1. Прогноз.
  • Результатов реализации АООП.
  • Возможных рисков.
  1. Проект.
  • Структурных компонентов АООП.
  • Образовательного процесса на различных уровнях (вся образовательная организация – СП – класс/группа – обучающийся).
  • Психолого-педагогического и методического сопровождения реализации АООП.
  • Форм и критериев мониторинга образовательного процесса, специальных образовательных условий.
  1. Разработка.
  • Организация деятельности специалистов по написанию разделов Программы.
  • Организация взаимодействия с родителями.
  • Привлечение «внешних» ресурсов.
  1. АООП три раздела.

Целевой

  • Пояснительная записка.
  • Планируемые результаты освоения обучающимися ОВЗ АООП НОО.
  • Дополнительно: паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся.

Содержательный.

  • Программы отдельных учебных предметов.
  • Программа коррекционной работы.
  • Программа духовно-нравственного развития.
  • Программа формирования УУД (БУД).
  • Программа формирования экологической культуры, ЗиБОЖ.
  • Программа внеурочной деятельности.

Организационный.

  • Учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области.
  • План внеурочной работы.
  • Система специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Реализация.

Администрация.

  • Создание организационных, кадровых, материально-технических условий для реализации АООП.
  • Поиск дополнительных ресурсов, если требуется.
  • Организация мониторинга эффективности деятельности по программе (ЦПМПК, ППк - диагностика, внешние эксперты).

  Учителя, педагоги доп. образования, воспитатели.

 

  • Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.
  • Формирование запроса к администрации и специалистам.
  • Проведение текущей и итоговой педагогической диагностики освоения обучающимся с ОВЗ АООП.

   Специалисты службы ППС.

  • Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
  • Курация взаимодействия с родителями.
  • Оказание методической помощи и психолого-педагогической поддержки всем участникам образовательного процесса.
  • Осуществление текущей и итоговой диагностики динамики развития обучающихся с ОВЗ.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности составления ОРУ

Общеразвивающие упражнения...

Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...

АООП для детей с ЗПР и ТНР

Это примерная адоптированная общеобразовательная программа для детей с ТНР И ЗПР. на примере данной программы можно написать свою....

АООП для детей с ЗПР

laquo;Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития с 5 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образова...

Методические рекомендации к составлению АООП для воспитанников с ОВЗ

Методические рекомендации к составлению АООП для воспитанников с ОВЗ...

Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая  программа подготовительной  к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...