Индивидуальный маршрут
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Система коррекционно - развивающей работы с дошкольником с ОНР I-II уровня, с моторной алалией и ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._marshrut_ryabchinskiy_kostya.docx46.15 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

ст.воспитатель_______ Агаева А.В.

Согласовано:

Ф.И.О. родителя___________________

Утверждаю:

заведующий МБДОУ № 322

Мухаматгалеева К.А.____________________

Индивидуальный маршрут развития

 (старшая группа)

Рябчинский Константин Артёмович

Разработан:

Учитель-логопед:______________________

Педагог-психолог:______________________

Учитель-дефектолог:___________________

Воспитатели группы:___________________

___________________

Особенности ребенка

Рябчинский  Константин Артёмович

Дата рождения: 28.09.2011г.

Заключение РПМПК – ОНР I ур.,  моторная алалия, уровень познавательного развития ниже возрастной нормы.

Заключение невролога – энцефалопатия ишимически – гипоксического генеза, лёгкий гидроцефальный синдром, с-м гиперактивности, ЗПРР, тяжёлая дизартрия.

Сходящееся косоглазие с 2-х сторон, мягкое нёбо подвисает, глоточный и нёбный рефлексы высокие, гиперсаливация, язык в тонусе, симптомы ПЦН. Вальгус к/суставов, плосковальгусные стопы, сухие рефлексы с рук и ног повышены.

Ребенок посещает ДОУ с 4 лет и 11месяцев.

Контакт со взрослыми устанавливает достаточно легко, с детьми группы контакты неустойчивые. Адаптация к детскому коллективу проходила достаточно легко, сейчас мальчику в детском саду нравится.

Познавательный интерес – неустойчивый, нужно постоянно удерживать внимание, менять виды деятельности.

Речь недостаточно понятна окружающим. Активный словарь состоит из обиходно-бытовых существительных и глаголов.

Звукопроизношение ребенка характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.

Подвижность органов артикуляционного аппарата неустойчивая, артикуляционные движения воспроизводит не в полном объеме. Испытывает трудности в переключении с одного движения на другое.

Крупная моторика развита недостаточно. Навыки имитации снижены, повторение движений руками, ногами, головой характеризуется недостаточной точностью и амплитудой. Движения в прыжках, беге, лазании, отбивании мяча отличаются скованностью.

Мелкая моторика требует развития, испытывает некоторые трудности в овладении приемами рисования, лепки, аппликации. Не может самостоятельно приступить к выполнению работы, ждет дополнительных инструкций. Наклеивает на лист геометрические фигуры с помощью взрослого, иногда пытается сам приклеить.

   Интеллектуальные умения: соотносит простые вкладыши (круг, квадрат, треугольник), цвета соотносит неустойчиво. Находит по слуху пары музыкальных инструментов. Парные картинки соотносит. Понимает слова, обозначающие реальные предметы, понимает названия предметов, изображенных на картинке.  Показывает и узнает отдельные фрукты, овощи, мебель, обувь, людей разных профессий. Показывает движениями, кто как передвигается (птица летит, рыба плывет, черепаха ползет, заяц прыгает). Классификацию не проводит. Пирамидку, разрезные картинки из 4-5 частей собирает.

У ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, отмечается бедность словаря, имеются нарушения слоговой структуры, связная речь не развита.

На музыкальных занятиях поёт и делает движения только по показу взрослого, участвует в играх, любит играть на музыкальных инструментах, слабо развито чувство ритма, с заданиями на импровизацию не справляется.  На занятия идет с желанием. Понимает словесные инструкции. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро устает, часто отвлекается. Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь взрослого.

   У Кости отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации. Поведение ребенка носит гиперактивный характер, имеются двигательная расторможенность и импульсивность.

Правую и левую руки показывает правильно, но в пространстве не ориентируется: не может определить, что справа, что слева по отношению к нему. Путает понятия: вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.

Навыки конструктивного взаимодействия не сформированы: в коммуникацию с детьми не вступает. Учебное поведение сформировано недостаточно, может заниматься продуктивно  непродолжительное время.

ЗУН не соответствуют возрасту.

Игровая деятельность – предметно - манипулятивная.

Воспитанием ребенка занимается в основном мама.

Особенности группы

В группе 20 человек. Дети  дружелюбно относятся к мальчику,  но в совместные игры его не вовлекают.

Цели и задачи

Цель: оказание комплексной  помощи Рябчинскому Косте и максимальное развитие потенциала ребенка.

Задачи:

  1. Развитие учебного поведения.
  2. Развитие умения подражать вербально.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Стимуляция развития самостоятельной речи.
  5. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений.

Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое воспитание:

Развитие умения передвигаться самостоятельно, ходьбе на полной стопе и

бег по дорожке, по ограниченной поверхности (скамейке),строевых упражнений,

держать в руках большой и     маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках.

Научить подбрасывать мяч и ловить его двумя руками, передавать мяч партнеру.

На предложенные задания реагирует частично. Ходьба и бег беспорядочные.

Строевые упражнения выполняет с ошибками и не пытается их исправить.

Расширились умения в прыжках на двух ногах.  Хорошо держит большой и малый мяч.

Деятельност-ные пробы.

Художественно-эстетическое

Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук,

Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой.

Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных.

Расширились умения имитации: хлопает,

самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем, пропевает гласные звуки, отличает  разные муз.произведения.

Пробы, участие в итоговом событии

Речевое развитие

Запоминание названий игрушек, частей тела, членов семьи, одежды, посуды, мебели и др.

Оречевление бытовых ситуаций.

Понимание вопросов: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ГДЕ?

Употребление слов пространственного расположения: здесь, там, простых предлогов.

Называет предметы -игрушки, части тела, близких людей и др..

Выражает просьбу фразой: Дай попить воды. Мама, на мяч. Употребляет трёхсоставные конструкции: Папа читает газету. Мама варит суп. Мальчик лепит машину.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

 Познавательное развитие

Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать разрезные картинки из 5-6 частей.

Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу

Собирает вкладыш из 3 частей.

Деятельност-ные пробы

Мелкая моторика

Формирование умения  рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина

Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию

Деятельност-ные пробы, анализ продуктов деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут.

Работает за столом не менее 15 минут, удерживает внимание.

Наблюдение, фиксация времени

Саморегуляция деятельности

Формирование самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие

На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку.

Деятельност-ные пробы, наблюдение

Игровая деятельность

Повторение игровых  действий по образцу. Формирование интереса к сюжетно-ролевой игре

Элементарные попытки самостоятельной игры

Деятельност-ные пробы, наблюдение

Система работы узких специалистов

Узкие специалис-ты

Области

Проблема

Пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценива

ния

Учитель-дефектолог

Позна

ние

Восприятие цвета, формы, величины развито на низком уровне.

Элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам.

Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне.

Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства.

Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программны-ми требованиями

Формиров-ание и развитие элементарных математичес-ких представле-ний.

Форм. -е  временных представле-ний и пространст-венной ориентировки

Совершенствование графических навыков и ручной умелости.

Узнаёт, соотносит и называет основные цвета, плоскостные и объёмные фигуры в соответст-вии с возрастными требования-ми, предметы по величине.

Владеет количественными представле-ниями в пределах пяти. Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространст-венные направления относитель-но себя (верху - в низу).

Графические навыки улучшились.

Заполнение диагности-ческого  протокола, анализ продуктов деятельнос-ти.

Учитель-логопед

Коррек-ция речевых наруше-ний

Речь носит бытовой характер. Глагольный словарь сформирован недостаточно. Прилагательные, характеризующие цвет, форму, величину практически не употребляет. Нарушения грамматического строя речи: согласование слов в предложении не устойчивы. Не образует существительные мн.ч. И.п. Словообразование недоступно. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в и другие.  Нарушение звукопроизноше-ния носит полиморфный характер. Окончания слов чётко не проговаривает, может опускать слоги, звуки при стечении согласных.

Речь недостаточно понятна, смазана.

Понимает обращенную речь.

Артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, долго ищет позу. Фонематическое восприятие, а также навыки звукового анализа и синтеза не сформированы.  Связная речь не сформирована.  

Формировать способность использовать три знакомых слова в одном высказывании

Корректиро-вать употребление ребенком местоимений.

Различение количества предметов (один-много)

Различение антонимов: большой-маленький, сладкий-кислый и др..

Употребление слов пространст-венного расположения: здесь, там.

Различение ед. и множ. числа (дом - дома). Употребление повелительного наклонения глагола.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Уточнение артикуляции гласных звуков.

Составление предложений с предлогами.

Константиннаучится:

- составлять простые предложе-ния, состоящие из 3 слов с опорой на картинки с изображе-нием людей, животных, выполняю-щих какое-либо действие;

- употреб-лять в речи местоиме-ния;

- различать количество предметов, ед. и множ. число, антонимы;

- употреб-лять повелитель-ное наклонение глагола+об-ращение;

- выполнять весь комплекс артикуля-ционной гимнастики;

- работать с прищепками, шнуровка-ми, нанизыва-нием бус;

- петь гласные звуки;

- с опорой на картинку составлять предложе-ния с простыми предлогами.

Создание ситуаций для применения в жизни. Наблюдение

Деятельностные пробы.

Педагог-психолог

I.Разви-тие психи-ческих функций

II.Разви-тие коммуникативной деятель-ности

1.Восприятие недостаточно развито

2.Внимание недостаточно развито

3.Память недостаточно развита

4.Мышление недостаточно развито

5. Саморегуляция недостаточно развита

6.Мелкая моторика недостаточно развита

Взаимодействие с детьми

1.Развитие восприятия:

- продолжать развивать представле-ния о сенсорных эталонах;

-развивать умение выделять наложенные и зашумленные изображения.

  • Слуховое восприя-тие:

- дифференциация звуков;

- построение звукового ряда за педагогом.

Тактильное восприятие:

- формиро-вать умения различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые.  

2.Развитие внимания:

-развитие произвольности внимания, умения сосредотачи-ваться на одном задании в течение 5-7 минут;

- формирова-ние умения работать за столом в течении 10-15 минут;

-развитие умения находить такую же картинку (одинаковую);

-развитие умения находить явные отличия  (до 5-8 отличий).

3.Развитие памяти:

-Развивать умение запоминать зрительно 5 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность;

-развитие умения выделять конкретное время года и подбирать к нему подходящие картинки-признаки;

-развитие умения подбирать картинку по смыслу подходящую к короткому тексту (3-4 предложения).

4.Развитие мышления:

 -развитие умения собирать разрезные картинки из 4-5 простых деталей.

- формирова-ние категорий (посуда, фрукты, овощи, одежда, обувь);

-исключает лишнее изображение (простые картинки).

5.Развитие саморегуля-ции:

-развитие умения выполнять самостоятельно многократно отработанное действие.

6.Развитие мелкой моторики:

-развитие умения раскрашивать изображение, не заходя за его границы пальчиковыми красками и карандашом.

- продолжать развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки).

-находит основные цвета и их оттенки в окружаю-щем пространст-ве;

-выделяет и называет зашумлен-ные и наложенные изображения

- различает на слух сколько звуков было издано на инструменте

-выкладыва-ет цифру, соответствующую количеству звуков;

- повторяет за педагогом определен-ный звуковой ряд.

- различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые.

2. Ребенок

сосредотачивает внимание на одном задании в течение 5-7 минут;

- ребенок работает за столом;

- находит такую же картинку (одинаковую);

- находит явные отличия  (до 5-8 отличий).

3.Зрительно запоминает 5 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность ;

-выделяет конкретное время года и подбирает к нему подходящие картинки-признаки;

- развитие умения подбирать картинку по смыслу подходящую к короткому тексту (3-4 предложе-ния).

-развитие умения собирать разрезные картинки из 4-5 простых деталей.

- знает предметы относящиеся к категории-ям: посуда, овощи, фрукты, одежда, обувь.

-исключает лишнее изображение по категориям: посуда, овощи, фрукты, одежда.

-применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.).

5. Выполня-ет самостоя-тельно многократно отработан-ное действие.

6.Умеет раскрашивать изображение не заходя за его границы.

- умеет нанизывать бусы.

1. Наблюде-ние

Промежуто-чный мониторинг

2. Наблюде-ние.

Промежуточ-ный мониторинг.

3. Промежуточный мониторинг по блоку.

4. Промежу-точный мониторинг по блоку.

5. Наблюде-ние.

6. Промежуточный мониторинг.

7. Итоговая диагностика.

Инструктор по физической культуре

Физическое развитие

Задания и упражнения не могут быть выполнены, в связи с тем, что ребенок не может понять, как можно выполнять то или иное упражнение.

Упражнения и задания для занимающегося ребенка подбирать с постепенным усложнением.

Такой способ способству-ет усвоению определен-ных знаний, в которых поэтапно выполняется то или иное задание или упражнение.

Целевые ориентиры подлежат непосредст-венной оценке, в том числе педагогической диагностике (мониторин-гу).

Музыкаль-ный руководи-тель

Худо-жественно-эстети-ческое

разви-тие

На музыкальных занятиях поёт и делает движения только по показу взрослого, слабо развито чувство ритма, с заданиями на импровизацию не справляется.  Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро устает, часто отвлекается. Навыки самостоятельности недостаточны.

Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук,

Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой.

Умение реагировать на музыку разного характера, стимулиро-вать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных.

Расшири-лись умения имитации: хлопает,

Самостоя-тельно берет музыкаль-ный инструмент, играет на нем.

пропевает гласные звуки, отличает  разные муз. произведе-ния.

Пробы, участие в итоговом событии

Рекомендации к организации работы с Рябчинским Константином:

  • создание благоприятных для развития речи ребенка условий,
  • связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью Кости,
  • строгая дозировка занятий,
  • использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного,
  • индивидуальный подход к ребенку,
  • создание ситуаций, когда Константин должен общаться с другими детьми в группе,
  • действия на основе образца (конструирование, лепка, рисование, аппликация),
  • музыкальная (разучивание коротких попевок, учить водить хоровод),
  • одновременная работа над всеми компонентами речевой системы: фонематические процессы, звуко-буквенный анализ и синтез слов, лексико-грамматическая сторона речи.

За счет чего достигаем результатов?

  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
  • многократное повторение
  • стимулирование речи
  • игровая деятельность

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день

2. Сопровождение узких специалистов:

  • Дефектолога
  • Психолога
  • Учителя-логопеда

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме

График индивидуальных занятий

Специалист

График

дефектолог

  (подгрупповое занятие)

1 раз/нед. Понедельник 9.30

психолог

Форма занятий: индивидуальная;

Четверг 11.30-11.55

учитель-логопед

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница -  5 раз в неделю.

3. Условия реализации индивидуального маршрута на групповых занятиях:

- адаптация содержания по типу упрощения

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале

-при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи для Рябчинского Константина.

-многократное повторение материала

-использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками (Новикова-Иванцова Т.Н. «От слова к фразе», Шишкина Н.А. «Мои первые слова»)

-размеренный темп занятий

-визуальная поддержка инструкций.

Срок реализации маршрута - 8 месяцев.

Пересмотр маршрута – май 2018г.

Работа  с родителями

Целевая группа

Задача

Форма

Мама Рябчинского Константина

  1. Рекомендации по организации занятий с дома.
  2. Консультация «Развитие артикуляционной моторики».
  3. Консультация «Развитие дыхания у ребенка с речевыми нарушениями».
  4. Консультация «Пальцы помогают говорить»
  5. Мастер-класс «Элементы Су-Джок терапии».

Индивидуальное консультирование

по реализации индивидуального маршрута в домашних условиях

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Мониторинг осуществляется в форме наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анализ продуктов деятельности
  • Деятельностные пробы

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида

В работе представлен индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида как вариант методического сопровождения педагога....

Индивидуальный маршрут

Вариант  индивидуального маршрута для детей логопедических групп...

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.

Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....