Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Мамышева Елена Сергеевна

Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе, в своих силах и своем будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dlya_ovz.docx117.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Социальная адаптация является основополагающим моментом при работе с детьми с ограниченными особенностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку, недостаточно высокий уровень интеллектуального развития. Вес это, вместе с вышеуказанными факторами, формирует у детей неуверенность в себе, своих силах, своем будущем. Поэтому основная задача, педагога - психолога - помочь детям обрести уверенность в себе, в своих силах, показать возможности достижения желаемого.

Одна из причин уверенности в себе кроется в умении общаться с другими людьми. Именно поэтому большая часть программы акцентирована именно на умении общаться со сверстникам, родителями, воспитателями, знакомыми и незнакомыми людьми. 

Используя программу при работе с детьми с ограниченными особенностями здоровья, следует учитывать особенности:

  1. Каждый момент занятия следует подробно объяснить, при необходимости несколько раз;
  2. Атмосфера занятия должна быть очень доброжелательной, ребенок должен прочувствовать ситуацию успеха;
  3. Любой успех ребенка обязательно оценивается и поощряется
  4. В случае, если дети не могут выполнить задания сами, психолог активно включается в ход задания сам, объясняет или показывает суть задания на личном примере;

Цель: адаптация к жизни вобществе, формирование уверенности в себе и в успешном поведении, приобретение практических навыков в общении, развитие эмоционально - волевой сферы. Условия проведения: занятия проводятся 1 раз в неделю; -   длительность одного занятия – 15 минут; количество участников 1-2 человека, программа разделена на два блока. 1БЛОК: коррекция эмоционально волевой сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

 2БЛОК: коррекция эмоционально волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Задачи коррекционной программы включает в себя:

  1. первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;
  2. направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;
  3. рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на детей;
  4. заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

Содержание программы

Диагностика:

  • Тест на выявление уровня тревожности — выявляет уровень тревожности трёх типов: в ситуации, связанной с детским садом, общением с воспитателями; в ситуации, актуализирующей представление о себе; в ситуации общения;
  • Тест «Несуществующее животное» — проективная методика, дающая представление о личности;
  • Тест «Дом, дерево, человек» — проективная методика, дающая представление о личности;
  • Тест «Рука» — проективная методика, выявляющая уровень агрессивности подростка;

Коррекционно - развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

Занятие 1

Путешествие в страну чувств

Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы.

Задачи:

Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями.

Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.

Сказка

Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.

Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.

Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.

В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.

Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.

А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!

Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.

Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.

Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.

И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.

Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.

Обсуждение сказки. 

                                                         Занятие 2.

Как  видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, листы.

Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше всего нравится.

Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого каждому ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.

В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекло их в манере общения того или иного сказочного персонажа.           Занятие 3.

Умею ли я слушать другого человека.

Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.

Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.

Порядок проведения: детям рассказывается сказка о том, как жили–были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети), а потом каждому ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения. После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также ободрить положительное эмоциональное реагирование детей. 

Занятие 4.

 Хочу сказать приятное другому человеку.

Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.

Порядок проведения: задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, пришли в гости (игрушки), сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.

В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.

Занятие 5.

 Роли, которые играют люди.

Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

Стимульный материал: разные атрибуты –  шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т.д.

Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.

Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие  атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.

Занятие 6.

Где мне сесть?

Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.

Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизится друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объяснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом испытывают и что изменилось. Выбрав, наиболее комфортное  пространственное размещение, дети должны объяснить, какое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения.

Занятие 7.

«Портрет»

Цель: создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.

Стимульный материал: изображения человеческих лиц.

Порядок проведения. Психолог показывает детям изображения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем выбирают те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Дети описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.

В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В результате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту.

Занятие 8.

Цель: формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций.

Порядок проведения. В ходе занятия разыгрываются ситуации, в которых сказочные персонажи должны участвовать в решении спорных вопросов и проблем. Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих проблем с использованием приемов неконфликтного реагирования.

В заключение занятия детей просят объяснить, какие способы реагирования привели к положительному решению ситуации и почему.

Занятие 9.

Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.

Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.

Занятие 10.

Упражнение «Пальчики-мордашки».    

Упражнение проводится два раза в неделю: в понедельник – для позитивного настроя на рабочую неделю и в пятницу – для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю по той же схеме.

  1. Упражнение «Пальчики-мордашки»

Рис. 3

Рис. 3

Цель. Упражнение хорошо проводить два раза в неделю: в понедельник — для позитивного настроя на рабочую или учебную неделю и в пятницу — для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. Упражнение помогает наладить контакт с клиентом.

Материалы. Лист бумаги формата А4, цветные и простой карандаши, фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, и нарисуйте соответственные мордашки каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» — ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.

Занятие 11.

Игра "Кляксы"

Цель игры: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Процедура игры: подготовлены жёсткие листы бумаги, жидкая краска.

Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист и сложить его вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа "клякса". Агрессивные или подавленные дети выбирают краску тёмных цветов. Они видят в "кляксах" агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище). Через обсуждение страшного рисунка агрессия ребёнка выходит во вне, тем самым он освобождается от нее. К агрессивному ребёнку полезно посадить спокойного ребёнка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и будет видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты). Посредством общения со спокойным ребёнком на предмет интерпретации "кляксы" агрессивный ребёнок успокаивается. Замечания к игре:

Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно чёрную или красную краску.

Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона.

Серые и коричневые - выбираются детьми напряжёнными, конфликтными, расторможенными (ребёнок нуждается в успокоении).

Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета, не придерживаясь связи между цветом и психическим состоянием.

Занятие 12.

Игра "Сочини историю"

Цель игры: снятие страхов.

Процедура игры: ребёнок  сочиняет историю, психолог - "зритель". Ребёнок рассказывает историю. Затем её продолжает психолог, который вводит в повествование более "здоровые" и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, которые изложил ребёнок. Затем предлагается продолжить историю ребёнка, потом опять ведущий и т. д.

Занятие 13.

Упрямые барашки

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки.

Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

ШКОЛА УЛЫБОК

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Вводная беседа:

- Когда люди улыбаются?

- Какие бывают улыбки?

- Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...

- Нарисуйте улыбающегося человека.

 - Улыбающийся человек, какой он?

Занятие 14.

«ОБЩЕЕ HACTPOЕНИЕ»

Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника.

1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д."

Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости...

На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

«Я  ХОРОШИЙ - Я  ПЛОХОЙ»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа.

Детям предлагается поговорить о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

Занятие 15.

«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»

Цель: развитие анализа и самоанализа.                                            

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:                                          

- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?  Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

- Помогай друзьям.

- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

- Не завидуй.

- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз

 ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит

в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и

актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый

радостный день в прошлом месяце" и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят

лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит

около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле

спиной друг к другу, продолжают разговор.

После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в

процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

 «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

-  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Коррекционно - развивающие занятия для  детей с ограниченными возможностями здоровья

Занятие 1.

Упражнение «Герб и щит». Оно направлено на определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, помогает осознать собственную значимость.

      Ребенку дается лист с нарисованным шаблоном  герба.

      В верхней части листа ребенок проговаривает, психолог записывает и продолжает три предложения:

1. Я горжусь собой, потому что ...

2. Я горжусь собой, потому что …

3. Я горжусь собой, потому что …

Ребенок  записывает три разных повода гордиться собой.

Затем, работа с шаблоном. Он видит, что поле разделено на пять полей.                                                                                                  

                                                                Рисунок 1

На первом поле герба рисует то, что  умеет делать лучше всего.

На втором поле рисует место, где  чувствует себя хорошо, уютно и  безопасно.

На третьем – самое большое свое достижение.

На четвертом – трех людей, кому может доверять.

На пятом поле пишет три слова, которые хочет слышать о себе.

  Далее идет обсуждение  рисунка.

                                                                                       

1. Я горжусь собой, потому что я люблю животных
2. Я горжусь собой, потому что я хожу в школу
3. Я горжусь собой, потому что я люблю учиться

                                                                                                                                                   

Когда-то рыцари  изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для

придания смелости, выкрикивали свой девиз. Твой личный девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой…», а также в трех словах, которые тебе хотелось бы слышать о себе. Когда тебе бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа

вспоминай и говори себе эти слова.

  Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают тебе – ты не одинок. Есть кому тебя выслушать и помочь.

  Напоминание о твоем самом  большом достижении, которого ты добился сам, помогает, когда охватывает неуверенность.

  Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет

восстановить силы, отдохнуть.

  Первое поле герба поможет в ситуации скуки, бездействия.

  Этот рисунок можно рассматривать и как щит с гербом, а щит – это оружие защиты и даже победы. С его помощью можно преодолеть какую-нибудь жизненную ситуацию. [3]

     Эта методика информативна: выделяет ли ребенок дом как место, где ему спокойно, безопасно, хорошо; являются ли его родители тем, кому он может доверять.

Занятие 2

Упражнение «Пальчики-мордашки».    

Упражнение проводится два раза в неделю: в понедельник – для позитивного настроя на рабочую неделю и в пятницу – для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. В конце недели все проводится по той же схеме.

Занятие 3

Цель: продемонстрировать значение чувств в нашей жизни, необходимость их проявления для формирования дружеских взаимоотношений.

Оборудование и материалы: листы бумаги, ручки, доска, мел, игральные карты.

Средства: упражнение «воспроизведи интонацию».

Эмоции сопровождают нас всю жизнь, демонстрируют наше отношение к себе, к другим людям и к окружающему миру. Однако, очень часто мы можем видеть, что люди не умеют проявлять свои чувства, считают их не уместными, стараются спрятать их. Понятно, что такого же поведения они ожидают и от других.

 жизни мы очень часто встречаемся с ситуациями, когда человеку, который пребывает под влиянием сильных эмоций, советуют не переживать. Когда у пас горе, нам говорят: «держись, выше голову», «перестань», «из - за этого не следует плакать». Тому, кто страдает, говорят: «не плачь, подумай о чем - то приятном», а тому, кто сердится: «успокойся, не нужно сердится», тому, кто радуется: «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».

Другой проблемой является то, что чем ближе для нас человек (в прямом и переносном смысле), тем труднее говорить ему про свои чувства. Кроме того, нам легче проявлять те чувства, которые уже переживали в прошлом. Чувства любви, симпатии к другим людям, и, даже, злости - все это является для человека ценным опытом.

В нашем обществе бытуют мысли, что чувства мешают преодолевать трудности, которые возникают во время общения.

Если кто - то не осознает свои чувства или не умеет выражать их. Он проявляет их следующим образом: 1) навешивает ярлыки; 2) начиняет обвинять другого. Эмоции и переживания являются нормальными и естественными. Человек, лишенный эмоций был бы похож на машину.

1. Упражнение «Угадай интонацию».

Каждому ученику предлагается произнести слово "Я" с двенадцатью различными интонациями. Список возможных интонаций психолог диктует детям, а они выделяют нужную. Характер интонаций может быть следующий: нежный, грустный, демонстративный, обиженный, восхищенный, недовольный, радостный и т.д.. При выполнении задания поощрять тех детей, которые выполняют задания свободно, не стесняясь. Особо обратить внимание на тех детей, Для которых задание представляет трудность. Следует попросить их объяснить причину своих затруднений.

1. Хочется   отметить, что   существует, как минимум 4 способа словесной передачи своих чувств:

  • Называть или описывать свои чувства: «Я злюсь», «Я волнуюсь». «Ты мне нравишься». Но очень часто у нас нет слов для проявления своих чувств. Тогда мы можем использовать следующие способы.
  • Использовать сравнения, метафоры: «Чувствую себя как заново родившийся», «У меня как будто крылья выросли», «У меня душа поет».
  • Использовать крылатые выражения, фразы, хорошо известные нам из полюбившихся кинофильмов.

- Описание действия, к которым я хочу обратиться в связи с тем, что чувствую: «Я так хочу обнять тебя», «У меня возникло желание накричать на тебя».

Большинство людей не прислушивается к своим чувствам и полиостью не осознает их. Когда мы начинаем их описывать, то можем лучше их осознать. При этом следует еще помнить, что в каждой ситуации следует проявлять собственные чувства, а не оценивать личность другого человека. Поэтому для успешного общения следовало бы избегать навешивания ярлыков и обвинений. Некоторые люди стесняются демонстрировать свои чувства, у некоторых возникают трудности, когда он проявляет свои чувства к конкретным людям.

Психолог предлагает детям подумать, почему же  так трудно высказывать и проявлять свои чувства.

Выражая свои чувства, человек тем самым дает выход переполняющим его эмоциям, а ведь мы знаем, что долго сдерживаемые внутри себя эмоции могут привести к неврозам, психическим расстройствам и различным психосоматическим заболеваниям. Поэтому проявлять свои эмоции и чувства необходимо, но, конечно же, нам гораздо приятнее проявлять и воспринимать положительные эмоции.

КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ

Упражнение «Комплимент»

Каждый участник должен сделать комплимент соседу без слов, жестами. После того, как комплимент сделан, «получателю» задается вопрос: «Как ты думаешь, что тебе хотели сказать?»

  1. Упражнение «Откровенно говоря»

Участникам говорят: «Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними». Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз.

Содержание карточек:

Откровенно говоря, когда я думаю о детском саде…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой…

Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей ...

Откровенно говоря, когда у меня свободное время...

Откровенно говоря, когда я гуляю на улице ...

Откровенно говоря, когда я волнуюсь...

Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями...

Откровенно говоря, когда я слышу ...

Откровенно говоря, когда я прихожу в гости...

Откровенно говоря, когда я ложусь спать...

При обсуждении участникам задаются следующие вопросы:

  • Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
  • Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?

Упражнение «Слепые и поводыри»

Все участники делятся на пары. В паре один человек – «слепой» (ему завязываются глаза), а второй – «поводырь». Задача поводыря – провести своего «слепого» по комнате. Затем участники меняются ролями.

По окончании занятия – обсуждение.

                                               

Занятие 4

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ РЕЛАКСАЦИИ

  1. Упражнение «Приветственное письмо»

Участникам сообщается: «Я предлагаю написать приветствия на листах бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече.

По завершении упражнение - обсуждение:

  • Трудно ли было придумать приветствие?
  • Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?

 

Занятие 5

КАК УПРАВЛЯТЬ НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ

Упражнение «Следствия вели…»

Участвуют все присутствующие. Ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого участника, почему это хорошо. Первый участник отвечает. Ведущий спрашивает второго участника, почему то, что сказал первый участник, плохо и.т.д. (чередуя плохие и хорошие следствия)

  1. Упражнение. «Снежки»

  1. Рабочее пространство комнаты делится на 2 равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись «на первый – второй». Газетные листы  надо скомкать в «снежки». По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала «Стоп» окажется меньше снежков.

Занятие 6

ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ

  1. Упражнение «Передай улыбку другу»

  1. Каждый по кругу «дарит» улыбку соседу справа.

  1. Упражнение «Прощай, проблема»

Передается клубок ниток. Тот, кому клубок достался первым, оставляет кончик нитки у себя, передавая клубок любому участнику, первый  участник говорит, что ему не нравится в его жизни. Таким образом, к концу упражнения, получается паутинка. В конце все участники вместе выкидывают эту паутинку, а вместе с ней и свои проблемы.

  1.                           6. Тест эмоций

Участникам сообщают: «Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. На бланке для ответов ведущий обведит номера тех вопросов, на которые вы отвечаете «да». Отметьте количество обведенных номеров (баллов) по каждому виду эмоциональных реакций и построй график».

Вопросы теста:

1. Если я разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до того, что захочется драться.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22. Довольно много людей мне завидует.
23. Я часто злюсь.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

  1. Упражнение «Мои лица»

Участникам сообщается: «Сейчас я вам раздам листы, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, как предложено. А теперь поговорим о том, что у нас получилось». После этого проводится анализ-обсуждение по следующим вопросам:

  • Когда у тебя бывает такое лицо?
  • Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно?
  • Как бы ты выразил свои переживания?
  • Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства или держать их в себе?

5-1

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.
  2. Ильин. Е.П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002
  3. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика.
  4. Учебно-практическое пособие. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями....

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей 6 - 7 лет.

    Основная  цель – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, коррекция нарушений разв...

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации

Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциям...

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями....

Рабочая программа логопедического кружка «Лого-говоруши» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день статистика показывает, что количество детей с различными речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. Неразвитая речь является серьезным препятствием не только для успешного обучен...