Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бабина Людмила Петровна
В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Создание специальных условий обучения и воспитания детей

 с особыми образовательными потребностями.

В последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике государства, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Произведена модернизация нормативно-правовой базы образования и всей сложившейся ранее инфраструктуры: принят новый закон об образовании, введены Федеральные государственные образовательные стандарты, созданы различные типы  образовательных организаций, утверждены соответствующие образовательные программы, разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты.

Основные законы в области специального образования, содержание которых заложено в основу выступления:

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации".

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждён 
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"  Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015.

7. Приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования",

8.  Письмо   Министерства образования и науки РФ  от 11 декабря 2015г.   № ВК-3041/07 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

Во все времена в общей популяции всегда были дети, отличные от своих сверстников. Терминология, которая использовалась для их обозначения, была различна в разные исторические периоды.

В настоящий период используются следующие формулировки: дети, испытывающие трудности в обучении, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды. Статус ребёнка с ОВЗ присваивается детям только при наличии заключения ЦПМПК ДОгМ.

Государство предлагает родителям таких детей разные варианты получения образования:

- совместно с другими обучающимися;

- в отдельных классах (группах);

- в отдельных образовательных организациях;

- с применением дистанционных образовательных технологий (ст.16 ФЗ №273)

В течение последних лет в отечественной системе образования активно внедряется инклюзивное образование. Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни. Причем это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и одарённые дети.

Но при этом инклюзивное образование не отменяет и не вытесняет специальное. Только родители вправе решать, где будет учиться их ребенок. А система образования должна предоставить разные варианты.

Обязанность по созданию специальных условий обучения и воспитания ложится на образовательную организацию. Но все начинается с согласия и выбора родителей или законных представителей.

Обозначим общий порядок.

1. Решение родителей (законных представителей). Согласие ребёнка.

2. Получение медицинского заключения о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса (Приказ ДЗгМ от 01.04.2013г. № 297).

3. Прохождение процедуры обследования в ЦПМПК г. Москвы и получение заключения.

4. Предоставление оригинала заключения ЦПМПК г.Москвы и написание заявления в образовательную организацию.

5. Предоставление ребёнку образовательной организацией специальных условий образования.

Что же можно отнести к специальным условиям обучения и воспитания? Специальные условия обучения это:

  • Специальная образовательная программа
  • Специальные учебники и учебные пособия
  • Технические средства коллективного и индивидуального пользования
  • Ассистент (помощник)
  • Доступ в здание
  • Коррекционные занятия

Выбор образовательного маршрута: известная картинка СЛАЙД.

Когда мы говорим об обучении детей с ОВЗ, мы говорим об адаптированных общих образовательных программах (АООП). Перечислим их виды:

  1. АООП для глухих детей
  2. АООП для слабослышащих детей
  3. АООП для слепых детей
  4. АООП для слабовидящих детей
  5. АООП для детей с тяжёлыми нарушениями речи
  6. АООП для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
  7. АООП для детей с задержкой психического развития
  8. АООП для детей с умственной отсталостью
  9. АООП для детей с расстройствами аутистического спектра
  10. АООП для детей со сложными дефектами

Если образовательной организации нужна определённая поддержка при создании специальных условий, она может выбрать такую форму взаимодействия, как сетевое сотрудничество. Например, ГБУ ГППЦ ДОгМ осуществляет следующие формы сотрудничества с образовательными организациями:

I Безвозмездное оказание услуг

1. Неотложная психологическая помощь.

2. Клуб специалистов психолого-педагогического сопровождения.

3. Фестивали, вебинары, конкурсы.

II Договор публичной оферты

1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

2. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

3. Методическое сопровождение образовательной организации и курсы повышения квалификации.

Сопровождение ребёнка с ОВЗ в образовательной организации должно быть комплексным и подразумевает

  • Специальные условия образования (определяет ЦПМПК)
  • Психолого-педагогический консилиум (ППк) ОО
  • Основная общеобразовательная программа школы (ООП)
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)
  • Адаптированная образовательная программа (АОП)
  • Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
  • Индивидуальный учебный  план (ИУП)

Итак, подводя итог выступлению, обозначим конкретные действия со стороны образовательной организации по сопровождению обучающихся:

  1. Выявление ребёнка, испытывающего трудности в обучении.
  2. Проведение психолого-педагогического консилиума.
  3. Консультирование родителей (законных представителей).
  4. Подготовка пакета документов для ЦПМПК г.Москвы.
  5. Организация и проведение выездного заседания ЦПМПК на базе ОО.
  6. Анализ заключения ЦПМПК.
  7. Анализ ресурсов ОО.
  8. Создание специальных образовательных условий.
  9. Контроль за соблюдением рекомендаций ЦПМПК в рамках ППк.

08 ноября 2017г.

 Учитель-логопед ГБОУ Школы № 1394

Людмила Петровна Бабина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"

Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной  адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...

Особенности создания условий для детей с особыми образовательными потребностями, по направлению "Безопасность"

Материал раскрывает некоторые особенности создания условий для детей с особыми образовательными потребностями, по направлению "Безопасность"...

Кружковая деятельность в условиях ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ для учителей-логопедов ДОО «Кружковая деятельность как вариативная форма работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога» (совместно ДОУ №163, 373...

Дети с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарат...