Проблема речевой агрессии в педагогическом общении. Основные методы коммуникативного воздействия при неконтролируемой речевой агрессии дошкольника.
статья по коррекционной педагогике на тему

Полякова Евгения Викторовна
Достаточно часто в педагогическом общении с дошкольниками возникают ситуации, когда воспитателю необходимо конкретно и однозначно продемонстрировать негативное отношение к высказыванию, проступку ребенка или целой группы: грубое оскорбление сверстника, угроза физического воздействия, срыв занятия и т.д. Как быть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_agressiya.odt23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методы коммуникативного воздействия при

 неконтролируемой речевой агрессии дошкольника  

1. «Я — сообщение» вместо «Ты — сообщение»

«Мне не нравится, когда мне мешают!» вместо «Ты мне мешаешь!», «Мне обидно, когда мення не замечают»  вместо «Ты опять не поздоровался!»

        Подобные формулировки являются приемом перевода негативных эмоций с ребенка на взрослого. Кроме того «Я-сообщение» предполагает открытую позицию говорящего в диалоге и тем самым способствует эмоциональному сближению участников общения.

2. «Смещение негативной оценки» - т.е. перевод агрессивной словесной реакции на :

1. самого себя — акцентирование собственных переживаний («Я не могу разговаривать с  тобой в таком тоне!»  вместо «Немедленно перестань на меня кричать!»);

2. третье лицо — акцентирование сторонней негативной оценки («Ребята перестанут с тобой играть» вместо «Перестань отбирать  у всех игрушки!»)

3. объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков — акцентирование обстоятельств («О твои сапоги можно споткнуться и упасть» вместо «Быстро убери свои  сапоги в шкаф!», «Если не вымыть кисточки сразу, то краска засохнет, и ты не сможешь рисовать!» вместо «Сколько можно напоминать про грязные кисточки!») .

3. Косвенное порицание

«Ребята, чем вы сейчас заняты?», «Маша, чем ты недовольна?», «Смотри  с тобой никто не играет, потому что ты обзываешься».

        Неодобрение без осуждения, замечание в форме вопроса, акцентирующего внимание на нежелательном действии.

4. Проговаривание негативной эмоции методом «активного слушания»

«Сейчас ты обижен, подавлен… . Вижу (чувствую, понимаю, думаю…), что ты испытываешь... »; «Наверное тебе очень обидно (неприятно, больно и т. п.)...».

        Вербализация отрицательного переживания, т.е. целенаправленный подбор речевых высказываний, описывающих это состояние, уточнение и перефразирование слов ребенка, «озвучивание» его чувств.

5. Метод отсроченного диалога

«Ты сейчас разозлен. Давай поговорим позже!», «Я вижу, ты злишься и поэтому грубишь мне. Лучше отложить наш разговор до... »

        Негативное переживание как бы на время «сбрасываются», с тем чтобы по истечении некоторого времени, достаточного для восстановления эмоционального равновесия ребенка, вместе, спокойно и не торопясь вспомнить, проанализировать, преодолеть эти переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Проблемы речевой агрессии "

Советы родителям по формированию навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова, что является...

Проблемы речевой агрессии детей дошкольного возраста

Сегодня родители все чаще задаются вопросом: «Откуда в детях столько грубости и агрессии?». Речевая агрессия все активнее участвует в детских играх и развлечениях, проникает в их разговоры и, что особ...

Проблема речевой агрессии в педагогической практике

Проблема речевой агрессии в педагогической практике...

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ (консультация для педагогов)

Каковы причины речевой агрессии у детей? Как влияют на ее проявления негативные модели речевого поведения родителей, педагогов?...

«Педагогические приемы и методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников»

В статье описаны основные методы и приемы, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников....