РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  определяет

целевые  ориентиры –  социальные  и  психологические  характеристики  личности

ребенка  на  этапе  завершения  дошкольного  образования,  среди  которых  речь  занимает

одно  из  центральных  мест  как  самостоятельно  формируемая  функция,  а  именно:  к

завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать  свои  мысли  и  желания.  Так  же  речь  включается  в  качестве  важного

компонента,  в  качестве  средства  общения,  познания,  творчества  в  следующие  целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких и предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями(как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2018g.docx105.13 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД

Принято на заседании                                                    УТВЕРЖДАЮ                                          Педагогического совета                                  Директор МАДОУ ЦРР – д/с

Протокол от «26» апреля 2018 г. № 4                   ___________  Руцкая А.Л.                                        

     Приказ от 31.08.2018 № 141-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста

в условиях логопункта (по ФГОС)

на2018 - 2019 учебный год

Составитель:

Османова З.К, учитель-логопед

Содержание:

I.  Целевой раздел программы

       1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………2-4стр.

       1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта

            МАДОУ  ЦРР-детский сад……………………………………………………………5-7стр.

II. Содержательный раздел программы

       2.1  . Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия……………..7-8стр.

       2.2  . Модель организации коррекционно-образовательного процесса……………….9-10стр.

       2.3  . Направления работы………………………………………………………………10.14стр.

       2.4 .Перспективное планирование работы с детьми, страдающими

              фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………………………….14стр.

       2.5.Планирование индивидуальной работы…………………………………………….15-21стр.

       2.6.  Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с

              диагнозом «ФНР»……………………………………………………………………22-24стр.        

  III. Организационный раздел программы

      3.1Условие реализации программы………………………………………………………25стр.

      3.2.Длительность программы………………………………………………………………25стр

      3.3.Взаимодействие с педагогами………………………………………………………...25-26стр

      3.4.Система работы с родителями (законными представителями)……………………26 стр.

       3.5.Используемая литература…………………………………………………………….27стр.

       Приложения 1. Бланк «Список зачисленных воспитанников на логопедические занятия»

       Приложения 2. Бланк «План работы учителя – логопеда по взаимодействию с

        педагогическим коллективом  на 2018 – 2019 учебный год»

       Приложения 3. Бланк «План работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями»

I.  Целевой раздел программы

1.1.  Пояснительная записка

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  определяет

целевые  ориентиры –  социальные  и  психологические  характеристики  личности

ребенка  на  этапе  завершения  дошкольного  образования,  среди  которых  речь  занимает

одно  из  центральных  мест  как  самостоятельно  формируемая  функция,  а  именно:  к

завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать  свои  мысли  и  желания.  Так  же  речь  включается  в  качестве  важного

компонента,  в  качестве  средства  общения,  познания,  творчества  в  следующие  целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких и предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями(как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них

имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В  связи  с нарастающей  тенденцией  появления  в  массовых  садах  большого  количества  детей  с нарушениями  речи  различной  степени  тяжести,  в  том  числе  и  детей  с  тяжелыми нарушениями  речи (ОНР,  ЗРР,  дизартрия),  отсутствие  специализированных  ДОУ шаговой  доступности  с  одной  стороны  и  принятие  новых  федеральных образовательных  стандартов  дошкольного  образования  предусматривающих возможность  организации  и  создания  специальных  условий  для  детей  имеющих ограниченные  возможности  здоровья  с  другой  стороны,  есть  необходимость  в функционировании для таких детей логопункта в ДОУ.

Основной контингент– дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого

развития(есть дети с дизартрией, дислалией, ФФНР).

Программа составлена в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации«Об образовании»;
  • Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного

образования;

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Инструктивным письмом Минобразования России от14 декабря2000 г. №2 «Об
  • организации  работы  логопедического  пункта  общеобразовательного

учреждения»;

  • Положением о логопедическом пункте МАДОУ ЦРР- детский сад
  • Программой  логопедической  работы  по  преодолению  фонетико-фонематического  недоразвития  речи  у  детей.  Авторы:  Т.  Б.  Филичева,  Г.  В.
  • Чиркина, Т. В. Туманова;
  •  «Дошкольный логопункт» Ю.В. Иванова.

 а  также  разработками  отечественных  ученых  в  области  логопедии,  общей  и специальной педагогики и психологии.

1) Актуальность  программы.

Данная  коррекционно- развивающая  программа  разработана  в  целях  оказания логопедической  помощи  дошкольникам,  имеющим  нарушение  звукопроизношения  с фонематическими  нарушениями  речи. Овладение  правильным  произношением  речевых  звуков  является  одним  из  очень важных  звеньев  в  развитии  речи  ребенка.  Заканчивается  процесс  становления звукопроизношения  к5-6-летнему  возрасту ,  когда  ребенок  правильно  может  произносить все  звуки (Парамонова  Л. Г.).  Однако  благополучное  формирование звукопроизносительной  стороны  речи  происходит  далеко  не  всегда.  У  многих  детей  дефекты  звукопроизношения,  возникнув  и  закрепившись  в  детстве,  с  большим  трудом преодолеваются  в  последующие  годы  и  могут  сохраниться  на  всю  жизнь. Недостатки  устной  речи  могут  являться  причиной  ошибок  в  письменной  речи.   У  детей  с  нечёткой  артикуляцией  необходимо  проводить дифференциацию  звуков  родного  языка. Кроме  того,  научными  исследованиями  в  области  дефектологии  доказано исключительно  важное  значение  раннего  распознавания  речевого  недоразвития  и  его более  ранней  коррекции,  что  позволяет  предупреждать  затруднения  детей  при обучении  в  школе (Т.А.Власова,  1972).  Коррекционно-воспитательная  работа  с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

2) Научная обоснованность

Программа  написана  в  соответствии  с  современными  представлениями  науки  о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Теоретической  основой  программы  являются  положения  о  соотношении коррекции  и  развития,  разработанные  Л.С.  Выготским,  П.Я.  Гальпериным, Б.Д.Элькониным. программе  также  нашли  отражения  идеи  ряда  учёных:  Г.  А.  Волковой,  Л.С.  Волковой,  В.  А.  Ковшикова,  Р.  И.  Лалаевой,  Л.  Г.  Парамоновой,  О.В  Правдиной,  Т. Б.  Филичивой,  Т.Б.Чиркиной,  М.  Ф.  Фомичёвой,  М.  Е.  Хватцева,  по  проблеме коррекции устной речи.

Базисным  тезисом  при  разработке  данной  программы  стала  теория

Н.А.Бернштейна  об  уровневом  принципе  формирования  навыков.  Согласно  этой теории,  любой  навык  на  начальном  этапе  своего  формирования  под  контролем сознания,  но  по  мере  совершенствования  навыка  отдельные  операции  авто-матизируются  и  их  регуляция  осуществляется  уже  в  более  свернутом  виде,  вне контроля  сознания.  В  завершение  этого  процесса  под  контролем  сознания  остается только  конечный  результат  всей  цепочки  операции.  Эта  схема  применима  к  навыкам правильного звукопроизношения.

Программа опирается на следующие принципы:

  • системности;
  • комплексности;
  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • обходного пути;
  • общедидактические (наглядности,  доступности,  индивидуального  подхода,
  • сознательности).

3) Направленность

Цели и задачи программы

Цель программы – организация эффективных условий для формирования фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков правильной чистой речи, развитие диалогической связной речи.

Достижению данной цели  будут способствовать задачи:

  1. Практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;
  2. Развитие свободного общения воспитанников с  взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать  фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;
  3. Формирование  компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах  и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога – психолога, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).

Адресат  программы: дошкольники5-7 лет,  имеющие  нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического  слуха;

3)общее нарушение речи, 3-го ур.р.р.

 В 2018-2019 учебном году на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк:

ФНР

ФФНР

ОНР III уровня

6-11%

13-59%

8-30%

Всего 27 детей

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта

Возрастные особенности детей от5 до 6 лет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков.

Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации(громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений(библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий,

отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Круг чтения ребенка5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений

со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

 Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлениюзадавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу,

которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства(в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств(схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей от6 до7  лет.

В  сюжетно-ролевых  играх  дети  этого  возраста  начинают  осваивать  сложные

взаимодействия  людей,  отражающие  характерные  значимые  жизненные  ситуации,

например,  свадьбу,  рождение  ребёнка,  болезнь,  трудоустройство.  Игровые действия  детей  становятся  более  сложными,  обретают  особый  смысл,  который  не всегда  открывается  взрослому.   Продолжает  развиваться  восприятие,  образное мышление.  Продолжают  развиваться  навыки  обобщения  и  рассуждения,  но  они  в значительной  степени  ещё  ограничиваются  наглядными  признаками  ситуации. Развивается  воображение,  однако  часто  приходится  констатировать  снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Внимание  дошкольников  становится  произвольным,  время  произвольного сосредоточения  достигает 30  минут.  Продолжают  развиваться  все  компоненты речи,  диалогическая  и  некоторые  виды  монологической  речи.  Расширяется словарь.  Дети  начинают  активно  употреблять  обобщающие  существительные, синонимы,  антонимы,  прилагательные.  В  подготовительной  к  школе  группе завершается  дошкольный  возраст:  ребёнок  обладает  высоким  уровнем познавательного  и  личностного  развития,  что  позволяет  ему  в  дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

(ФФНР),и ОНРIII уровнем речевого развития

 Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.  

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточнаясформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя  характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

        Характеристика детей        

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

II.  Содержательный раздел программы

2.1 Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Установление  причин  речевых  нарушений,  квалификации  их  характера,  степени

выраженности,  структуры  речевого  дефекта  позволяют  определить  цель,  задачи,

содержание и формы логопедического воздействия.

Цель –  развитие  речи  и  коррекция  ее  недостатков,  а  также  формирование  умения

пользоваться  речью  как  средством  коммуникации  для  дальнейшей  успешной

социализации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

  • Обследование  воспитанников  ДОУ  и  выявление  среди  них  детей,

нуждающихся  в  профилактической  и  коррекционной  помощи  в  области развития речи.

  • Изучение  уровня  речевого,  познавательного,  социально-личностного, физического  развития  и  индивидуальных  особенностей  детей, нуждающихся  в  логопедической  поддержке,  определение  основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.
  • Систематическое  проведение  необходимой  профилактической  и

коррекционной  работы  с  детьми  в  соответствии  с  планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

  • Проведение  мониторинговых  исследований  результатов  коррекционной работы,  определение  степени  речевой  готовности  детей  к  школьному обучению.
  • Формирование  у  педагогического  коллектива  ДОУ  и  родителей информационной  готовности  к  логопедической  работе,  оказание  помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация  деятельности  педагогов  и  родителей  в  рамках  речевого развития  детей (побуждение  родителей  к  сознательной  деятельности  по речевому развитию дошкольников в семье).
  • Организация  эффективного  коррекционно-развивающего  сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

Для  достижения  конечного  результата  коррекционно-образовательной  деятельности

–  устранения  недостатков  в  речевом  развитии  дошкольников,  коррекционный

процесс  планируется  в  соответствии  с  основными  этапами и  задачами  каждого  этапа,

что можно представить в виде следующей модели:

Содержание  коррекционно-развивающей  работы  направлено  на  создание  условий

для  устранения  речевых  дефектов,  на  предупреждение  возможных  последствий

речевых недостатков.

2.2 Модель организации коррекционно-образовательного процесса

роцесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап исходнодиагностический

  1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.
  2. Проведение процедуры психологопедагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение

структуры

речевого

дефекта

каждого

ребёнка, задач корр. работы.

2 этап

организационно

подготовительный

  1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционнообразовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
  2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.
  3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.
  4. Формирование информационной готовности педагогов МАДОУ ЦРР-д/с и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

календарнотематического планирования подгрупп. занятий; планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с наруш. речи.

5. Индивидуальное консультирование родителей - знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

3 этап

коррекционно

развивающий

  1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.
  2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.
  3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционнопедагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии

4 этап итоговодиагностический

  1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка - оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).
  2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ - группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

2.3. Направления работы

Программа  коррекционной  работы  на  дошкольной  ступени  образования  включает  в

себя  взаимосвязанные  направления.  Данные  направления  отражают  её  основное

содержание:

  •   диагностическая  работа  обеспечивает  своевременное  выявление  детей  с  ОВЗ,

проведение  их  обследования  и  подготовку  рекомендаций  для  родителей  и  педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

  •   коррекционно -  развивающая  работа  обеспечивает  своевременную специализированную  помощь  в  освоении  содержания  обучения  и  коррекцию

недостатков  детей  с  ОВЗ  в  условиях  дошкольного  образовательного  учреждения, способствует  формированию  коммуникативных,  регулятивных,  личностных,познавательных навыков;

  •   консультативная  работа  обеспечивает  непрерывность  специального сопровождения  детей  с  ОВЗ  и  их  семей  по  вопросам  реализации, дифференцированных  условий  обучения,  воспитания,  коррекции,  развития  и социализации воспитанников;
  • -  информационно –  просветительская  работа  направлена  на  разъяснительную деятельность  по  вопросам,  связанным  с  особенностями  образовательного  процесса
  • для  детей  с  ОВЗ,  их  родителями (законными  представителями),  педагогическими работниками.

Диагностическая работа

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

  • Группы нового набора (младшая группа), проходящие период адаптации проводят первичную диагностику в январе текущего учебного года, итоговую диагностику проводят в мае.
  • Группы воспитанников  с 3 до 6 лет (средняя, старшая группа), первичную диагностику по выявлению исходного уровня знаний воспитанников проводят педагоги в сентябре, итоговую – в мае.
  • Подготовительные к школе группа, педагоги проводят 2 раза – сентябрь (первичная), последняя декада апреля (итоговая).
  • Дети зачисленные на логопункт, педагоги коррекционной работы (учитель-логопед, педагог-психолог) проводят 2 раза – сентябрь (первичная), последняя декада апреля (итоговая).

Цель обследования:

  1. Выявить детей, имеющих  нарушения речи.
  2. Зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений.
  3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования  изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

1.Фонематическое восприятие.

2. Артикуляционная и мелкая моторика.

3. Звукопроизносительная сторона речи.

4. Навыки звукового анализа.

5. Лексико- грамматический строй речи.

6. Состояние словарного запаса и навыки словообразования.

7. Понимание логико-грамматических отношений.

8.Связная самостоятельная речь.

Используемая методика:  Иллюстрированная методика логопедического обследования под общей редакцией Т.Н. Волковской, элементы методики Т.А. Фотековой.

Для  качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

  • Сбор анамнестических данных
  • Беседы с родителями
  • Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
  • Беседа с детьми
  • Беседа с воспитателя

Коррекционно-развивающая работа

Содержание  коррекционно-развивающей  работы  учителя-логопеда  влогопункте  ДОУ  конкретизируется  в  соответствии  с  категориями  воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, НВОНР.

Эффективность  коррекционно –  развивающей  работы  определяется  чёткой организацией  детей  в  период  их  пребывания  в  детском  саду,  правильным распределением  нагрузки  в  течение  дня,  координацией  и  преемственностью  в  работе

всех  субъектов  коррекционного  процесса:  логопеда,  родителя  и  воспитателя. Логопедическая  работа  осуществляется  на  индивидуальных,  подгрупповых  занятиях и  микрогруппами.  При  комплектовании  групп  для  занятий  учитывается  не  только структура  речевого  нарушения,  но  и  психоэмоциональный  и  коммуникативный статус ребенка,  уровень  его  работоспособности.  Занятия  организуются  с  учетом психогигиенических  требований  к  режиму  логопедических  занятий,  их  структуре, способам  взаимодействия  ребенка  с  педагогом  и  сверстниками.  Обеспечивается

реализация  здоровьесбережения  по  охране  жизни  и  здоровья  воспитанников  в образовательном процессе. На  коррекционно-развивающих  занятиях  с  помощью  специальных  игр  и упражнений,  психогимнастических  этюдов  создаются  условия  для  повышения работоспособности  детей,  преодоления  психоэмоционального  напряжения,

стабилизации  эмоционального  фона,  развития  мотивации  к  участию  в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми. Логопедическое воздействие  осуществляется  различными  методами,  среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. Наглядные  методы  направлены  на  обогащение  содержательной  стороны  речи, словесные –  на  обучение  пересказу,  беседе,  рассказу  без  опоры  на  наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем  широкого  применения  специальных  упражнений  и  игр.   К  практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод  моделирования  является  одним  из  перспективных  направлений совершенствования  процесса  коррекционно –  развивающего  обучения  и  активно применяется  в  нашем  детском  саду.  Использование  заместителей  и  наглядных моделей  развивает  умственные  способности  детей.  У  ребенка,  владеющего  формами

наглядного  моделирования  появляется  возможность  применить  заместители  и наглядные  модели  в  уме,  представлять  себе  при  их  помощи  то,  о  чем  рассказывают

взрослые,  предвидеть  возможные  результаты  собственных  действий.  Введение наглядных  моделей позволяет  более  целенаправленно  закреплять  навыки  в  процессе

коррекционного обучения.

Форма организации обучения– подгрупповая, подвижными  микрогруппами и индивидуальная.

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.

Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

В  соответствии  СанПин  продолжительность  подгрупповых  занятий 6-го  года

жизни 25  минут,  с  детьми 7-го  года  жизни 30  минут.

 Организация  деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой.

Логопедическое  обследование  проводится  с 1  по 15  сентября.   Логопедические

подгрупповые  и  индивидуальные  занятия  проводятся  с15  сентября  по  расписанию,

составленному  учителем-логопедом.  По  договоренности  с  администрацией МАДОУ ЦРР-д\с  и воспитателями  групп  логопед  может  брать  детей  со  всех  занятий, кроме развитие речи и ФЭМП .  Поэтому  в  расписании  образовательной деятельности  нет  времени,  специально  отведенного  для  занятий  с  логопедом. Расписание  занятий  с  логопедом  составляется  таким  образом,  чтобы  не  мешать усвоению  общеобразовательной  программы  и  предоставить  возможность  родителям при  необходимости  или  желании  участвовать  в  индивидуальных  логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня. Для  подгрупповых  занятий  объединяются  дети  одной  возрастной  группы,

имеющие  сходные  по  характеру  и  степени  выраженности  речевые  нарушения,  по 7

человек.

Продолжительность  занятий  с  детьми:  

ФН–  до6  месяцев;  

ФФНР  и  ФНР– 1год;  

ОНР III ур. – 1-2 года.

Выпуск  детей  проводится  в  течение  всего  учебного  года  по  мере  устранения  у них  дефектов  речи.  Результаты  логопедической  работы  отмечаются  в  речевой  карте ребёнка.

Частота  проведения  индивидуальных  занятий  определяется  характером  и

степенью  выраженности  речевого  нарушения,  возрастом  и  индивидуальными

психофизическими  особенностями  детей,  продолжительность  индивидуальных

занятий15-20 минут.

ФН– 2  раза в неделю;

ФФНР– 2  раза в неделю;

ОНРIV ур.р– 2-3 раза в неделю.

Продолжительность  коррекционно-развивающей  работы  во  многом

обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Основная  цель  индивидуальных  занятий  состоит  в  выборе  и  в  применении комплекса  артикуляционных  упражнений,  направленных  на  устранение специфических  нарушений  звуковой  стороны  речи,  характерных  для  дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный  контакт  с  ребёнком,  активизировать  контроль  над  качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На  данных  занятиях  дошкольник  должен  овладеть  правильной  артикуляцией каждого  изучаемого  звука  и  автоматизировать  его  в  облегченных  фонетических условиях:  изолированно,  в  прямом  и  обратном  слоге,  словах  несложной  слоговой структуры.  Таким  образом,  ребёнок  подготавливается  к  усвоению  содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная  работа  по  коррекции  и  развитию  речи  строится  по

следующим основным направлениям:

  • совершенствование мимической моторики.
  • совершенствование  статической  и  динамической  организации  движений

(общая, мелкая и артикуляционная моторика).

  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование  звукопроизносительных  навыков,  фонематических

процессов;

  • уточнение,  обогащение  и  активизация  лексического  запаса  в  процессе

нормализации звуковой стороны речи;

  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая  работа  учителя-логопеда  с  конкретным  воспитанником

ДОУ  включает  те  направления,  которые  соответствуют  структуре  его  речевого нарушения.

Первый этап: диагностика

Цель:  постановка  логопедического  заключения,  изучение  уровня  развития

психических процессов, уровня речевого развития.

Учителя- логопеды проводят обследование с1по15 сентября и15 по25 мая.

• Исследование неречевых психических функций;

•Сбор анамнестических данных;

•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Второй этап: подготовительный

Цель:  формирование  артикуляторной  базы,  развитие  и  совершенствование

сенсомоторных  функций,  психологических  предпосылок  и

коммуникабельности,  готовности к обучению.

• развитие органов артикуляции;

•развитие слухового внимания и слухового контроля;

•развитие звукового восприятия

Третий этап: постановка звука

Цель: постановка звука(изолировано).

•коррекция дефектов произношения;

• формирование полноценных фонетических представлений(на базе развития

фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в

процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

•развитие психических функций;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи.

•коррекция дефектов произношения;

•развитие психических функций;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.

•коррекция дефектов произношения;

•развитие психических функций;

•активизация и расширение словарного запаса;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Общее количество часов– 36

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться

в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Форма  проведения  занятий –  индивидуальная  и  подгрупповая   (не  более 6

человек).

Периодичность –  2  раза  в  неделю –  подгрупповая,  2  раза  в  неделю -индивидуальная.                         

2.4.  Перспективное планирование работы с детьми страдающими

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Постановка

произношения

звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

I этап

Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.

Диагностика

Формирование

артикуляторной

базы

II этап

Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Постановка

звуков

III этап Закрепление имеющегося

Составляется из правильно произносимых

2.5.  Планирование индивидуальной работы    содержание:

Содержание программы разделено на2 блока:

БлокI. Коррекция звукопроизношения.

БлокII. Коррекция фонематического  недоразвития речи.

Эти  два  блока  учитель-логопед  использует  параллельно.  Очередность изложения  материала  в  блоках  определена  естественным(физиологическим) ходом  формирования  звукопроизношения  и  фонематического  восприятия  у детей  в  норме.  Однако  изменения  вполне  допустимы,  если  они продиктованы  индивидуальными  особенностями  отдельных  детей  и способствуют успешному их продвижению.

БлокI «Коррекция звукопроизношения».

Учитывая  специфику  нарушений  устной  речи,  планирование  работы

делится на следующие этапы:

I этап– Подготовительный(3-6 часов).

Задача  подготовительного  этапа —  развитие  подвижности артикуляционного  аппарата  посредством  общей  артикуляционной гимнастики.  Так  же  на  этом  этапе  необходимо  осуществить  тщательную  и всестороннюю  подготовку  ребенка  к  длительной  и  кропотливой коррекционной работе, а именно:

а)  вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б)  развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в)  формирование  и  развитие  артикуляционной  моторики  до  уровня минимальной  достаточности  для  постановки  звуков (общая  и  специальная

артикуляционная гимнастика);

г)  развитие мелкой моторики;

д)  развитие физиологического и речевого дыхания;

е)  укрепление  физического  здоровья (консультации  врачей —  узких

специалистов,  при  необходимости  медикаментозное  лечение,  массаж,

кислородный коктейль).

Качественная  подготовительная  работа  обеспечивает  успех  постановки

звуков  и  всей  коррекционной  работы.  Поэтому  она  требует  максимального

внимания логопеда и больших затрат времени. (Коноваленко1998)

II этап. .  Формирование  произносительных  умений  и  навыков  (6-36

часов)

Задачи

-   устранение  дефектного  звукопроизношения  и  формирование

правильной артикуляции звука;

-  формирование  практических  умений  и  навыков  пользования

исправленной (фонетически  чистой,  лексически  развитой,  грамматически

правильной) речью.

На этом этапе осуществляется:

1. Знакомство с артикуляцией звука;

2. Постановка звука;

3. Коррекция звука;

4. Автоматизация поставленного звука.

Постановка звуков проводится в такой последовательности:

1.  Свистящие[c], [з], [ц], [с`], [з`].

2.  Шипящий[ш].

3.  Соноры[л], [л`].

4.  Шипящий[ж].

5.  Соноры[р], [р`].

6.  Аффрикаты[ч], [ц].

7.  Шипящий[щ]

Данная  последовательность  определена  естественным (физиоло-гическим)  ходом  формирования  звукопроизношения  у  детей  в  норме.

(Коноваленко, 1998)

Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные

индивидуальными особенностями отдельных детей.

Автоматизация поставленного звука осуществляется:

- в слогах;

- в словах;

- во фразе;

- в предложении;

- в тексте;

- в пословицах, поговорках, стихах;

- в скороговорках;

- в собственном связном высказывании.

Автоматизация  поставленных  звуков  в  словах  рекомендуется  проводить

в следующей последовательности:

а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л']  автоматизируются  вначале  в  прямых

слогах,  затем  в  обратных  и  в  последнюю  очередь—  в  слогах  со  стечением

согласных.

б)   [Ц],  [Ч],  [Щ],  [Л]  —  наоборот:  сначала  в  обратных  слогах,  затем  в

прямых и со стечением согласных;

в)   [Р],  [Р']  можно  начинать  автоматизировать  с  проторного  аналога  и

параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация  звуков  в  словах  проводится  по  следам  автоматизации  в

слогах,  в  той  же  последовательности.  Каждое  отработанное  в  произношении

слово  немедленно  включается  в  отдельные  предложения,  затем  в  небольшие

рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Однако  изменения  вполне  допустимы,  если  они  продиктованы  индивидуальными  особенностями  отдельных  детей  и  способствуют  успешному их продвижению.(Коноваленко, 1998)

Вследствие  того,  что  у  детей  с  речевыми  нарушениями,  как  правило,выявляется  н едостаточная  сформированность  мелкой  моторики, психических  функций  и  общеречевых  навыков (словарный  запас,  лексико-грамматический  строй  речи  и  фонематические  процессы),  то  необходимо  их развивать  на  логопедических  занятиях  с  детьми.  Это  создаст  благоприятные предпосылки  для  развития  устной  речи  и  овладения  письменной  речью.

Данное положение отражено в тематическом плане данного блока.

Процесс  исправления  недостатков  звукопроизношения  в  существенной степени  зависит  от  выполнения  методических  установок,  важнейшими  из которых являются следующие(Богомолова, 1994):

1.  Ребенок  должен  быть  подготовлен  к  работе,  так  как  его  сознательное

желание исправить звуки имеет большое значение.

2.  Переход  от  одного  этапа  работы  к  следующему  должен  осуществляться

только после усвоения пройденного материала.

3.  Каждый  поставленный  звук  необходимо  сразу  вводить  в  разговорно-бытовую речь.

4.  В  течение  работы  над  постановкой  звуков  родители  должны  активно помогать ребенку  и требовать от него выполнения заданий.

БлокII «Коррекция фонематического недоразвития речи».

После  постановки  и  автоматизации  того  или  иного  звука  следует  этап его  дифференциации(различения)  с  наиболее  часто  смешиваемыми  звуками.

Если  не  проводить  дифференциацию,  ребёнок  будет  путать  произношение поставленного  звука  с  имеющимися.  Вначале  отрабатываются  звуки  в упражнениях,  а  затем  вводятся  в  разговорно-бытовую  речь

В  данном  блоке  ведется  работа  над  совершенствованием  следующих операций  в  соответствии  с  концепцией,  предложенной  В.А.Ковшиковым

(1995):

- активизация слухового внимания;

- выделение звука на фоне других звуков;

- выделение звука на фоне слога;

- выделение звука на фоне слова;

-  вычленение звука;

- определение места звука в слове;

- определение положения звука по отношению к другим звукам;

- определение последовательности звуков в слове;

- определение порядка следования звуков в слове;

- определение количества звуков в слове;

-  составление  слов  из  заданной  последовательности  звуков

(фонематический синтез);

- операции фонематических представлений.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков

(Коноваленко, 1998): [С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш]; [Ж-3], [Ж-Ш]; [Ч-С], [Ч-Т'],

[Ч-Щ]; [Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш]; [Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].

БлокI «Коррекция звукопроизношения»

Направление

коррекционной

работы

Содержание коррекционной работы

Кол-

во

часов

I этап. Подготовительный.

  1. Общая артикуляционная гимнастика.
  2. Специальный комплекс артикуляционных упражнений.

  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие физиологического и речевого дыхания.
  • Выработка плавного и длительного выдоха.
  • Работа над силой выдоха.
  • Активизация познавательных процессов.
  • Развитие слухового внимания, памяти.
  • Развитие фонематического восприятия ( см. блок!!)

3-6

          II этап. . Формирование произносительных умений и навыков

  1. Знакомство с артикуляцией звука.
  2. Коррекция звука.
  3. Автоматизация поставленного звука:
  • в слогах;
  • в словах;
  • во фразе;
  • в предложении;
  • в тексте;
  • в пословицах, поговорках, стихах;
  • в скороговорках;
  • в спонтанной речи

  • Развитие пространственной ориентировки.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие тактильного восприятия.
  • Развитие зрительного внимания.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие зрительной памяти.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие фонематического восприятия ( см. блокП).
  • Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.
  • Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений - см. блокП)
  • Развитие слухоречевой памяти.
  • Развитие логического мышления.
  • Активизация словарного запаса.
  • Развитие навыков словообразования.
  • Развитие навыков словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование языкового чутья.
  • Развитие навыков самоконтроля

6 - 36

Итого:

9 - 42

БлокII «Коррекция фонематического  недоразвития речи».

Темы

Коли

чество

часов

Содержание работы

Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений.

1. Активация слухового внимания

1

Игра «Найди игрушку»(со звучащими игрушками), «Узнай по голосу»(узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т.п.

2. Выделение звука из ряда других звуков

1-2

Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.

3. Выделение звука на фоне слога

1-2

Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам

4. Выделение звука на фоне слова

1-3

Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками

5. Вычленение звука

1-3

Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а

также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т): шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д.

6. Определение места звука в слове

1-3

Педагог выделяет какой-либо звук, дети определяют, где он находиться в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий - выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный - звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука

7.Определение положения звука по отношению к другим звукам

2-4

Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся перед и после выделенного звука

8. Определение последовательности звуков в слове.

2-4

Логопед произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их произношения. Для заданий подбираются слова со смебшиваемыми звуками

9. Определение порядка следования звуков в слове

2-4

Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук

Ю.Определение количества звуков в слове

2-4

Педагог произносит слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На первых этапах работы подаются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения

11. Составление слов из заданной

последовательности звуков (фонематический синтез)

2-4

Педагог в должной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками

продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков

12.Операции

фонематических

представлений

Итого

4-8

20-42

Собственно дифференциация фонем

  • выделение звука на фоне слова;
  • различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности;
  • называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи

Формирование фонематических обобщений

  • раскладывание картинок на группы (2, 3 и более - в зависимости от педагогических целей), названия которых включает дифференцируемые звуки;
  • придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки): 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» придумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка - сайка, шутки - сутки и т.п.
  • определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р);
  • замена звуков в словах с последующим объяснением их значений;
  • разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки);
  • выбор должного слова с опорой на контекст

Итого 20-42 

2.6.Перспективный тематический план подгрупповых занятий

с детьми 5-6 лет с диагнозом «ФНР[1]

№ п/п

Тема занятия

Отрабатываемые навыки

Примечания

Сентябрь

1

Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Знакомство с детьми, с содержанием занятий, знакомство с органами артикуляции, пальчиковый тренинг

Рабочий лист (РЛ) «Пальцы — дружная семья»

2

Логотренинг «Знакомство с домиком Язычка»

Органы артикуляции (повторение). Артикуляционные упражнения: «Окошечко», «Забор», «Труба», «Часики», «Кнопка звонка», «Колечки», «Качели». Пальчиковый тренинг, массаж. Работа над речевым дыханием, просодикой речи. Знакомство со звуками речи. Уточнение словаря по теме «Фрукты»

РЛ «Домик звуков», «Гимнастика для языка»

3

Логотренинг «В гостях у Язычка»

Артикуляционные упражнения (повторение) «Чистим зубки», «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Чашечка». Пальчиковый тренинг, массаж. Работа над речевым дыханием, просодикой. Развитие чувства ритма. Понятие о гласных звуках. Лексическая тема «Фрукты»

Р.л. «Гимнастика для языка»

4

Логотренинг «Прогулка Язычка»

Артикуляционные упражнения (повторение) «Лошадка», «Поймай мышку», «Грибок», «Барабан», Киска сердится», «Котенок пьет молоко». Лексическая тема «Домашние животные». Пальчиковый тренинг, работа над просодикой, речевым дыханием, ритмом

Р.л. «Гимнастика для языка»

5

Логотренинг «Друзья Язычка. Возвращение домой»

Артикуляционные упражнения (повторение) «Слоненок», «Индюк», «Ослик», «Пароходик», «Парашютик», «Футбол», «Моторчик». Лексическая тема «Домашние животные» (продолжение). Пальчиковый тренинг, массаж. Понятие о согласных звуках. Работа над просодикой речи

Р.л. «Гимнастика для языка»

6, 7

Логотренинг «Язычок в гостях у Свистящей семейки»

Артикуляционные упражнения для постановки свистящих звуков. Лексическая тема «Грибы». Пальчиковый тренинг. Массаж пальцев. Согласование существительных в роде и числе. Составление сложносочиненных предложений

Р.л. «Домик звуков», «Грибы»

8, 9

Логотренинг «Язычок в гостях у Шипящей семейки»

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков. Развитие фонематического слуха. Лексическая тема «Одежда»

Р.л. «Домик звуков», «Одежда»

10

Логотренинг «В гостях у братьев Л, Ль»

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха. Лексическая тема «Ягоды». Пальчиковый тренинг «На базар ходили мы». Развитие словарного запаса. Образование имен прилагательных от существительного; имен существительных множественного числа родительного падежа; согласование числительных с существительными

Р.л. «Домик звуков», «Ягоды»

11

Логотренинг «В гостях у братьев Р, Рь»

Комплекс артикуляционных упраж- нений для постановки звуков Р, Рь. Знакомство со слоговой структурой слова. Лексическая тема «Овощи».

Пальчиковый тренинг «Вырос у нас чесночок». Обогащение словаря. Согласование существительных с числительными в роде, числе. Образование притяжательных прилагательных множественного числа родительного падежа

Р.л. «Домик звуков», «Овощи»

12

Логотренинг «Язычок на Поляне скороговорок»

Понятие об ударении. Работа над слоговой структурой слова. Отработка навыков речевого дыхания, работа над темпом и ритмом речи. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.

Р.л. «Поляна чистоговорок»

Ноябрь

13, 14

«Приключения любопытного поросенка»

Пальчиковый тренинг. Рассматривание иллюстраций, составление описательного рассказа. Дидактическая игра. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением, притяжательных прилагательных. Подбор действий к предмету. Обогащение словарного запаса. Согласование числительных с существительными

Р.л. «Домашние животные»

15, 16

«Путешествие по зоопарку»

Пальчиковый тренинг «Две мартышки». Образование притяжательных прилагательных. Подбор родственных слов

Р.л. «Животные жарких стран»

17

Занятие по развитию связной речи

Составление описательного рассказа о животном с помощью наводящих вопросов логопеда

Схема рассказа «Мое любимое животное»

18

«Прогулка по Москве»

Пальчиковый тренинг. Обогащение словарного запаса. Согласование существительных с местоимениями. Форма предложного падежа имен существительных. Развитие умения отвечать на вопросы (по тексту)

Р.л. «Транспорт»

Декабрь

19

«Зимушка-зима»

Пальчиковый тренинг «Снежок». Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Обогащение словаря. «Скажи наоборот». Игра «Что лишнее и почему?». Заучивание загадок. Форма родительного падежа имен существительных. Образование относительных прилагательных (работа проводится с помощью «Лото»). Образование приставочных глаголов. Составление предложений с предлогами в, из, на, под. Заучивание загадок

Р.л. «Зима»

п/п

Тема занятия

Отрабатываемые навыки

Примечания

20

«Птицы зимой»

Пальчиковый тренинг. Показывать и называть части тела. Образование приставочных глаголов. Употребление притяжательных местоимений мой, твой, наш, ваш и др. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Р.л. «Зимующие птицы»

21

«Подарки для Валюшки»

Обогащение словаря прилагательных. Использование в речи местоимений мой, моя, мои, мое. Составление рассказа по теме «Моя игрушка» (с использованием опорной схемы)

Р.л. «Игрушки»

22

Занятие по связной речи.

Составление рассказа по картине «Елка в детском саду» (с использованием опорных слов)

Р.л. «Нарисуй праздник»

Январь

23, 24

«Мы, такие похожие и разные»

Дидактическая игра. Образование однокоренных слов с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор действий к предмету. Обогащение словарного запаса. Согласование числительных с существительными в роде, числе

Р.л. «Человек. Части тела»

25

«Прогулка в лесу»

Называние частей дерева. Образование однокоренных слов. Употребление предлогов (игра «Исправь ошибку»). Согласование числительных с существительными в роде, числе

Р.л. «Деревья»

26

«Путешествие маленького цыпленка»

Пальчиковый тренинг «Как пищат у нас цыплятки?» Расширение словарного запаса. Согласование существительных с числительными в роде и числе. Заучивание стихотворения

Р.л. «Домашние птицы»

Февраль

27

«Бабушкин сундук»

Пальчиковый тренинг. Составление сложносочиненных предложений

Р.л. «Одежда»

28

«Путешествие на кухню»

Пальчиковый тренинг «Жила-была посуда» (Смирнова 6-7). Подбор относительных прилагательных. Загадки «Подбери словечко». Согласование числительных с существительными, обозначающими предметы посуды. Заучивание стихотворения

Р.л. «Посуда. Продукты питания»

п/п

Тема занятия

Отрабатываемые навыки

Примечания

29

Занятие по связной речи

Составление рассказа из личного опыта «Как я с мамой покупал продукты»

Р.л.

30, 31

«Домашние помощники»

Называние основных «предметов-помощников». Загадки «Лишнее слово». Слоговой анализ слов

Р.л. «Электроприборы»

Март

32, 33

«Моя семья»

Пальчиковый тренинг «Клен» Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Обогащение словаря. «Скажи наоборот». «Кто лишний и почему?». Заучивание загадок. Форма родительного падежа имен существительных

Р.л. «Мамин день. Семья»

34

Занятие по связной речи

Рассказывание на тему «Мамин день в нашей семье»

Р.л. «Семья»

35

«Признаки весны»

Пальчиковый тренинг «Грядка». Обогащение словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме. Загадки. Заучивание стихов

Р.л. «Ранние признаки весны. Цветы»

36

Заключительное занятие

Открытое занятие для родителей «Мы теперь красиво и чисто говорим»

Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития

Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь,

октябрь,

ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;

• существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

Формировать навык составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].

Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.

Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты».

II

Декабрь, январь, февраль, март

Формирование лексико-грамматических средств языка

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).

Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».

Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.

Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

Формирование произносительной стороны речи

Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.

Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.

Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.

Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.

Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III

Апрель, май, июнь

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).

Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).

Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.

Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).

Уточнять значения обобщающих слов.

 

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

• с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.);

• с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.).

Расширять значения предлогов: купотребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.

Учить составлять разные типы предложений:

• простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;

• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).

Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»).

Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»).

Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).

Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).

Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

Формирование произносительной стороны речи

Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак лик»).

III  Организационный раздел

 3.2 Длительность программы. 

Данная  программа  может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада  (психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической  культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.

Работа  по  коррекции  звукопроизношения  начинается  с  середины сентября,  после  завершения  обследования.  Ее  продолжительность  во  многом обусловлена  индивидуальными  особенностями  ребенка,  определяющими интенсивность использования блоков.

Блок «Коррекция  звукопроизношения»  был  разработан  из  расчёта 2  -3

академических  часа  в  неделю  на  протяжении  того  времени,  которое

необходимо  для  коррекции  звукопроизношения,  исходя  из  индивидуальных

особенностей ребёнка и структуры его дефекта(9 – 42 занятий).

Блок«Коррекция фонематического  недоразвития  речи» рассчитан  на20-42 занятие от2-3 академических часа в неделю.

 3.3 Условия реализации программы.

- Логопедический пункт при ДОУ, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами.

- Часто нарушение звукопроизношения характеризуется сложной структурой. Поэтому  рекомендуется  осуществлять  комплексный  подход  при  коррекцииречи и привлечение других специалистов( психолога).

-  Для  успешной  коррекции  звукопроизношения   необходимо  следующее оборудование:   настенное  и/ или  индивидуальные  зеркала ,  шпатели,

салфетки ,  приспособления  для  работы   над  силой   выдоха , дидактический  и   игровой  материал.

-  Существенно  сокращает   время   коррекции  недостатков  в   развитии

речи  сотрудничество   с   семьей  логопата.

-  Продолжительность  логопедических  занятий  определяется  санитарно-эпидемиологическими  нормами,  которые  составляют:   для  детей 4-го  года жизни-  не  более15  минут,  для  детей5-го  года  жизни-  не  более20  минут, для  детей6-го  года  жизни-  не  более25  минут,  а  для  детей7-го  года  жизни- не  более 30  минут.  В  середине  занятия  проводят  физкультминутку. Перерывы между занятиями- не менее10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного  возраста  могут  проводиться  во  второй  половине  дня  после дневного  сна,  но  не  чаще2 - 3  раз  в  неделю.  Длительность  этих  занятий-  не более 25  -  30  минут.  В  середине  занятия  статического  характера  проводят физкультминутку.  Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей.

-  Наиболее  выигрышным  видом  сотрудничества   с   ребенком дошкольного   возраста  является   игра.  

В итоге логопедической работы дети должны:

•  правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

•  четко дифференцировать все изученные звуки;

•  называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

•  производить элементарный звуковой анализ и синтез;

•  находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

•  различать понятия«звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

•  овладеть интонационными средствами выразительности речи впересказе, чтении стихов.   

3.4.Взаимодействие с педагогами ДОУ

Развитие речи (воспитатели).

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).

Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

Проведение  повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности. 

Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)

Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы  на автоматизацию тех  звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Физическое воспитание (руководитель по физической культуре)

Выполнение общекорригирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.

Использование упражнений для развития общей и  мелкой моторики,  координации движений, подвижных игр,  игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

  1. Система работы с родителями воспитанников

(законными представителями)

        После проведения логопедического обследования  логопед  предоставляет  родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее  учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

- Активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- Помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- Создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.

3.6   Используемая литература

1    ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б.,
     2008.
2.   Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание
третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО;
автор Нищева Н.В., 2014г

  1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и
    организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
  2.  Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых
    нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. :
    АРКТИ, 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.Содержание:...

«Рабочая программа учителя – логопеда Пушкаревой Надежды Сергеевны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год

Рабочая  программа  учителя – логопеда  по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) интересна будет начинающим логопедам...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

В основе создания этой программы использованы «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической р...

Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта"

Данная программа подходит для учителей-логопедов ДОУ, реализующих коррекционно-развивающее обучение в условиях логопедического пункта....