Взаимодействие участников образовательного процесса при работе с разновозрастным коллективом детей со сложным дефектом
статья по коррекционной педагогике на тему

Митина Надежда Ивановна

             На основании концептуальных положений о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания с учетом их особых образовательных потребностей, был разработан проект «Особый ребенок». Проблема проекта: сложность осуществления субъектных (партнерских) отношений при организации образовательного процесса в группе со сложным дефектом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие участников образовательного процесса при работе с разновозрастным коллективом детей со сложным дефектом

             На основании концептуальных положений о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания с учетом их особых образовательных потребностей, был разработан проект «Особый ребенок». Проблема проекта: сложность осуществления субъектных (партнерских) отношений при организации образовательного процесса в группе со сложным дефектом.

      Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей: своевременно выявить индивидуальные психолого-педагогические потребности ребенка с ОВЗ и особенности его здоровья; определить оптимальный образовательный маршрут; обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребенка; консультировать родителей ребенка по поводу психолого-медико-педагогического обследования.                                                  

    Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагогов с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие эмоционально-личностей сферы и коррекция ее недостатков; организация взаимодействия педагогов с родителями; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие их социальных навыков.

      При организации совместной деятельности различными специалистами с одним ребенком (или группой детей) используется принцип единог тематического планирования: усилия разных специалистов, родителей объединены одной темой, например, темой «Овощи-фрукты»

    Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому участнику, решая свои специфические задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

        Содержание совместной деятельности постоянно варьируется в зависимости от задач коррекционного воздействия, возраста ребенка и его индивидуальных возможностей.

    На индивидуальных и групповых консультациях, беседах с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем, частности, связанных с адаптацией детей к условиям детского сада.

       Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах- практикумах и т.д.

       Для развития ребенка с ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивает процессы, связанные с социализацией: организация детской деятельности; создание специальной среды в ДОУ; взаимодействие детей разного возраста и разного диагноза. Эта среда объединяет всех  участников образовательного процесса, создает условия для психологической помощи, поддержки с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребенка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.Материалы: 4 фломастера, 4 листа бумаги А4, запись релаксационной музыки  Ход проведения.1.  ...

Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)

Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....

«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...