План составления психолого-педагогической характеристики
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Салтыкова Алёна Павловна

Основные сферы развития, необходимые для составления характеристики уровня развития психологических процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_sostavlenia_psikhologo.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

План составления психолого-педагогической характеристики.

1.  Общие сведения о ребенке:

Фамилия, имя, дата рождения.

Посещал ли детский сад? Год поступления в школу. В каких классах и сколько лет учился?

2.   История развития:

Состояние здоровья родителей. Особенности беременности и родов. Раннее развитие ребенка. Заболевания и травмы в первые годы жизни.

3.   Семья ребенка:

Состав семьи. Занятия родителей. Материальные условия жизни семьи.

Условия воспитания ребенка в семье. Режим дня. Взаимоотношения между членами семьи.

Отношение членов семьи к ребенку.

4.   Физическое состояние:

Физическое развитие, соответствие возрасту. Отклонения в физическом развитии (рост,  упитанность и т.д.).

Состояние моторики (развитие мелкой моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо); сформированность рисунка; правильные (неправильные) соотносительные размеры отдельных частей рисунка или письма; характер прорисовки линий, их четкость и «твердость»).

Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения).

Координация движений.

Состояние анализаторов (зрение, слух и т.д.).

Наличие хронических заболеваний. Утомляемость.

5.   Особенности познавательной деятельности ребенка:

5.1       Познавательные интересы, любознательность.

5.2       Особенности внимания.

            Легко ли привлекается внимание? Устойчивость внимания. Легко ли

            переключается с одного вида деятельности на другой? Объем внимания.

            Особенности произвольного и непроизвольного внимания.

5.3       Особенности восприятия и мышления.

            Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения

            предметов.

            Особенности восприятия времени (времена года, месяцы, дни недели, время

             суток).

            Точность и осмысленность восприятия.

            Понимание главного в воспринимаемом. Понимание содержания картин,

             текстов.

            Способность обобщать и делать самостоятельные выводы.

            Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий

             между ними.

            Уровень усвоения общих и абстрактных понятий.

            Установление причинно-следственных зависимостей.

5.4       Особенности памяти.

             Быстрота, полнота, прочность запоминания.

            Особенности запоминания цифрового, фактического и словесного  

             материала.

            Особенности и объем преднамеренного и непреднамеренного запоминания.  

            Осмысленность, точность, полнота воспроизведения.

            Использование приемов запоминания и припоминания.

            Наличие и особенности логической (смысловой) памяти.

            Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, смешанная).

            Индивидуальные особенности памяти.

5.5       Особенности речи.

             Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, объяснений). 

             Понимание письменной речи (текстов, таблиц и т.д.).

             Запас слов. Особенности активного и пассивного словаря.

             Грамматический строй речи.

             Эмоциональная окраска речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и  

            связно рассказывать?

            Особенности письменной речи.

5.6       Общеучебные умения и навыки.

            Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными

             пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью.

            Умение планировать свою деятельность, работать по плану.

            Навыки самоконтроля.

            Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный

             материал, подбирать собственные примеры на изученное правило.

            Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы,

            проведенной учителем по преодолению этих трудностей.

5.7       Особенности усвоения отдельных учебных предметов.

            Отношение к отдельным учебным предметам. Мотивы учебной

             деятельности. Прилежание.

            Познавательные интересы. Отношение к оценке, отметке, похвале и

            порицанию.

            Особенности овладения трудовыми умениями и навыками.

6.       Эмоционально-волевая сфера.

Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. Наличие дружеских и родственных чувств. Наличие патологических влечений.

7.       Особенности личности.

Нравственность личности. Характер интересов. Уровень притязаний и самооценка. Ответственность. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Поведение в учебной, трудовой, игровой деятельности. Самостоятельность поведения. Взаимоотношения с детским коллективом и взрослыми. Место и роль в коллективе. Уровень притязаний и самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу.

Алгоритм правильного написания психолого-педагогической характеристики ребёнка для поступления в школу, включающий типологические, характерологические, психологические особенности, уровень развития мы...

План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»

Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...

Схема составления психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу

Типологические особенности:1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.2. Быстрота реакции на словесные раз...

Составление психолого-педагогической характеристики воспитанника с ОВЗ

1. *Психолого-педагогическая характеристика является аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за воспитанником в различных сферах его жизни –   обучении, общ...

Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет

Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет...

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...