Формирование у слепого ребенка навыков самообслуживания и личной гигиены
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему ребенку. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И этому аспекту следует уделить особенное внимание.

Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то слепого ребенка всему этому нужно учить, ─ он не может овладевать действиями по подражанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3seminar_formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1987

дошкольное структурное подразделение

_____________________________________________________________________________

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема «Формирование  у слепого ребенка навыков самообслуживания и личной гигиены»

Подготовила и провела

воспитатель группы «Особый ребенок»  ГБОУ СОШ №1987 (ДСП)

Абрашкина Е.Г.

Москва 2014 – 2015 учебный год


Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему ребенку. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И этому аспекту следует уделить особенное внимание.

Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то слепого ребенка всему этому нужно учить, ─ он не может овладевать действиями по подражанию.

Трудна эта задача еще и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребенка, но очень немногие из них знают, как это делать, как облегчить незрячему ребенку освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей.

Часто родители и воспитатели слепых детей, помимо указанных объективных трудностей, встречаются с трудностями субъективного характера: дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интереса к занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности.

Преодолеть трудности как объективного, так и субъективного характера поможет руководство следующими общими правилами.

  • 1. Терпение ─ вот что самое главное в вашем стремлении привить ребенку с нарушенным зрением прочные навыки. Обучение слепого ребенка самообслуживанию и личной гигиене ─ дело хлопотное и трудное. Порой будет казаться, что все труды напрасны, ─ так медленно усваивает ребенок навыки. Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия.
  • Не нужно стремиться научить ребенка всему сразу. Для него какое-либо действие может быть пока просто непосильным. Разделите действие на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой операции.
  • Обучая ребенка, опирайтесь на его сохранные органы чувств (слух, осязание, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Активно включайте в свои занятия речь: объясняйте ребенку все подробно, обращайте его внимание на важные детали, стремитесь к тому, чтобы ребенок также озвучивал свои действия.
  • Начиная обучать слепого малыша какому-либо действию, лучше всего использовать следующие приемы:

- руки ребенка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким образом изучают движения ваших рук, запоминают их ─ пассивные действия;


- вы берете руки малыша в свои и стараетесь произвести действие совместно с ним ─ совместные действия.

При обучении ребенка приемам совместных и пассивных действий лучше находиться сзади малыша и примерно на его уровне (можно сесть на корточки или встать на колени) ─ так ребенок лучше поймет показываемые действия.

  • Помощь ребенку со стороны взрослого должна быть разумной. Не лишайте его возможности получить радость от сознания "Я сам!”, "Я умею!”, "Я научился!”. Необходимо помнить, насколько ребенок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра.
  • Обучение слепых детей несовместимо со спешкой, раздражительностью.
  • Занятия не должны быть излишне академичными, иначе у ребенка пропадет к ним интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками, потешками.
  • Не забывайте выказывать свое отношение по поводу успехов и неудач сына или дочери. И пусть оно всегда будет искренним, будь то радость, огорчение, разочарование или удивление. Ведь ребенку так важно чувствовать живое участие в его жизненно важных делах.

КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

Главное в этой теме то, что ребенок должен чувствовать себя в одежде свободно, раскованно, должен уметь самостоятельно обслужить себя (одеваться и раздеваться) и учиться следить за своей одеждой (повесить, расправить). Поэтому, покупая одежду и обувь для слепого ребенка, родители должны задуматься:

  • Будет ли она удобна для малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ощупь ─ для слепого ребенка, воспринимающего мир с помощью осязания, это чрезвычайно важно).
  • Сможет ли ребенок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным (Большие сложности представляют застежки на спине, крючки, разъемные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках и пр.).
  • Достаточно ли практична одежда (легко ли стирается, чистится ─ ведь вполне вероятно, что ребенок ее испачкает).
  • Обратить особое внимание на цветовую гамму одежды. Желательно, чтобы доминировали яркие, выразительные цвета, ведь ребенку (даже тотально слепому) очень важен цвет одежды.
  • Сможет ли ребенок легко распознавать свою одежду. А для этого нужна какая-нибудь оригинальная деталь: кармашек, вышивка, воротничок, бантик и пр.
  • Соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребенка.

У ребенка может быть особое, порой отличное от взрослого, представление о красоте. Так, симпатичная, по мнению взрослого, мохеровая шапочка может быть не принята ребенком из-за того, что ворсинки, соприкасаясь с кожей его лица, могут вызывать неприятные ощущения.

Учить малыша одеваться необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах используя прием совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Применять данный прием нужно, когда ребенок встретится с новой деталью или видом одежды.

Мера самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сначала он только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо приучить ребенка не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, постепенно обучать расправлять вещи, развешивать на спинке стула.
Необходимо поддерживать каждое проявление самостоятельности ребенка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех случаях, когда он недостаточно твердо усвоил какое-либо действие. Постепенно помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка.
Никогда не будет излишним выражение искренней радости даже от самого незначительного прогресса в обучении ребенка.

Учите ребенка быть внимательным при одевании. Сначала совместными действиями (рука ребенка в руках взрослого) рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребенком на "плечиках”. Обратите внимание ребенка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди), а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр.), по фактуре ткани, по рубчику, образуемому швами с изнаночной стороны. В случае, если изнанку определить трудно (а это часто бывает, например, с колготками, рейтузами), можно пришить метку; яркую пуговку или маленький лоскуток ткани. Так, пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребенка ориентиром, помогающим определить переднюю-заднюю, и лицевую-изнаночную стороны колготок.

Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды ребенка, по которой он сможет отличить свою одежду от чужой в детском саду и школе (например, отыскать свою спортивную форму в случае, если она затерялась среди десятка внешне ничем не отличающихся костюмов). Такая метка должна быть хорошо усвоена ребенком. Хорошо, если на всей одежде будут одинаковые метки. Необходимо сделать метки и на обуви, чтобы ребенок не путал левый и правый башмачки. Так, на всех правых сандаликах, тапках в удобном месте можно наклеить кусочек лейкопластыря. Постепенно ребенок научится определять правый и левый башмачки без использования меток.

Чтобы ребенок не путался в одежде, необходимо выработать у него определенную схему последовательности одевания, а также приемы одевания каждой детали одежды. Например: "найди у свитера переднюю сторону, разложи его так, чтобы передняя сторона оказалась внизу, найди самое большое отверстие и просунь в него голову, найди отверстие для головы ─ это горловина свитера, затем просунь руки в рукава, расправь надетый свитер”

С самого раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребенка.

Приучайте ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок будет зависеть очень многое для ребенка в детском саду и в школе.

Важно научить слепого ребенка контролировать свой внешний вид. Объясните, что, если он появится небрежно одетым, грязным среди людей, над ним будут смеяться, с ним будет неприятно общаться. Обучите ребенка приемам контроля над своим внешним видом. Например: "застегнувшись, проведи рукой по пуговкам: все ли они застегнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку; одерни платье спереди и сзади (нагнувшись, одерни брюки); если есть поясок, посмотри, не болтается ли он” и т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для ребенка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

К 3 годам ребенок уже может контролировать деятельность своего организма, какое-то время сдерживать естественные позывы (исключение составляет ночное время, когда отключается контроль сознания). Если педиатр не находит у ребенка урологических заболеваний, родителям необходимо внимательно проследить за ним и постараться выявить причину. Может быть, ребенок плохо ориентируется и ему трудно найти свой горшок в комнате (горшок должен быть всегда в определенном месте, известном ребенку). Причинами могут быть неумение малыша раздеваться (расстегивать и снимать штанишки), неудобный с острыми краями, холодный горшок; темный туалет, пугающий ребенка; боязнь потревожить родителей своими проблемами; общая замедленность психических реакций, свойственная многим незрячим детям, или, напротив, расторможенность, повышенная возбудимость и пр.

В любом из подобных случаев вы должны по возможности устранить причину (поменять горшочек, поупражняться в одевании и раздевании, проследить за своими реакциями и пр.). Понаблюдайте за ребенком, за его поведением.
Наверняка что-то вам подскажут намерения ребенка. Постарайтесь высаживать его на горшочек всякий раз после сна, после еды, перед прогулкой. 0братите внимание на физиологические ритмы его организма и старайтесь следовать им, предупреждая неприятности.

Однако, если неприятность уже произошла, старайтесь относиться к этой проблеме спокойно и естественно: выразите огорчение и в то же время уверенность, что произошедшее ─ случайность и ваш уже большой ребенок постарается больше её не допускать.

Постепенно приучайте ребенка пользоваться взрослым туалетом. Внимательно обследуйте вместе с ним туалетную комнату: осмотрите, где находится унитаз, где рычажок для спуска воды, где туалетная бумага. Приучайте ребенка к особой аккуратности в туалете. Учите не касаться унитаза руками ни дома, ни в гостях, ни в общественном месте. Коснувшись унитаза коленками, незрячий ребенок может в достаточной степени оценить и место его расположения, и высоту. Наблюдайте за ребенком в туалете в течение длительного времени. Вы можете быть спокойны только тогда, когда действия вашего незрячего сына или дочери будут доведены до автоматизма.

Обучая ребенка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату: все ли в ней удобно для ребенка, может ли он достать до крана и самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности, найти свое полотенце. В случае, если раковина расположена слишком высоко для ребенка, необходимо подставить широкую устойчивую скамейку.

Умывальные принадлежности: зубная паста и щетка, мыльница, стаканчик для полоскания рта должны находиться в доступном для ребенка месте.

С раннего возраста необходимо обучать ребенка чистке зубов ─ это способствует их сохранению, а также вырабатывает привычку следить за гигиеной полости рта. Чтобы паста, выдавливаемая ребенком из тюбика, попадала именно на щетину, а не на руки, учите ребенка правильно держать щетку: щетиной вверх и так, чтобы указательный пальчик был вытянут вдоль щетины, образуя бортик. Ребенок, держа тюбик с пастой в левой руке, помещает его отверстие на начало ряда щетинок и, осторожно надавливая на тюбик, двигает его по щетине. Указательный пальчик придерживает выдавливаемую пасту. Совместными действиями покажите ребенку, как надо правильно чистить зубы (движениями сверху вниз и снизу вверх, захватывая десну, с внешней и с внутренней стороны). После чистки зубов ребенок должен прополоскать рот водой из своего стаканчика.

Следите за тем, чтобы у ребенка сформировалась четкая схема действия умывания:

1. Вымыть с мылом руки.

2. Почистить зубы, прополоскать рот.

3. Вымыть лицо, шею, уши.

4. Вытереться полотенцем.

5. Привести в порядок умывальные принадлежности: закрыть тюбик с пастой, промыть под струёй воды щетку, поставить их в свой стаканчик, повесить на крючок полотенце.

Обучаясь умыванию, дети с недостатками зрения не могут быть аккуратными в ванной. Непременно будут и расплесканная вода, и размазанная зубная паста. Какое-то время придется мириться с этим. Но постепенно приучайте ребенка к аккуратности: "Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку...”.

Хорошо, если умывание станет для ребенка не только привычкой, но и приятной процедурой. Умываясь, играйте с ним. Для малыша вспомните детские веселые потешки, стихи:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки розовели,

 Чтобы зубки белели.

    …………………

Где же вы, мои подружки:

Щетка, тюбик с пастой, кружка?

Долго вас Настюша ищет,

Чтобы вымыться почище.

Ребенку постарше также важны игровые моменты. Пусть с ним ежедневно умывается и чистит зубы любимая кукла, а подарком к Новому году или дню рождения будет бандероль от Мойдодыра.


Научить ребенка с нарушенным зрением  аккуратности ─ трудная задача. Но опыт показывает, что тотально слепой человек, а тем более имеющий остаточное зрение, может ничем не привлекать удивленных взглядов посторонних людей во время и не вызывать жалости сердобольных родственников и раздражения знакомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у ребенка навыков самообслуживания».

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. ...

«Формирование у ребенка навыков самообслуживания». во второй младшей группы (возраст 3-4 лет)

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в ц...

Формирование у ребенка навыков самообслуживания в возрасте 3-4 лет

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в ц...

План беседы с родителями по формированию у ребенка навыков самообслуживания в старшей группе.

План беседы с родителями по формированию у ребенка навыков самообслуживания в старшей группе....

«Формирование у ребенка навыков самообслуживания».

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками ...

Консультация для родителей "Стихи для взрослых и малышей, помогающие освоить навыки самообслуживания и личной гигиены. "

Это небольшие стихи с помощью которых можно прививать малышам   простейшие навыки самообслуживания и личной гигиены....

Социальные истории как метод формирования навыков самообслуживания и личной гигиены детей с РАС

В статье описана технология составления социальных историй для развития самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей с РАС...