Как зима с весной встретились
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Башмакова Татьяна Викторовна

Занятие по логоритмике для детей с нарушениями речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_logoritmike.docx39.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Мухоршибирский район»

МБДОУ «Детский сад «Земляничка» п. Саган-Нур»

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:

«Как зима с весной встретились»

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка»

Старший дошкольный возраст

Учитель-логопед Башмакова Татьяна Викторовна

Музыкальный руководитель Саблукова Елена Петровна

Цель занятия: преодоление речевых нарушений  путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  •  Закрепить представления детей о весне и ее приметах.
  • Расширять и активизировать словарь детей по лексическим темам «Зима»,  «Весна»,
  • Совершенствовать грамматический строй речи (подбор слов-антонимов; однородных прилагательных к существительным).
  • Развитие речевого дыхания, артикуляционной  моторики;
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • Развитие слухового и зрительного внимания;
  • Совершенствование общей и мелкой моторики;
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
  •  Отработка элементов самомассажа биологически активных зон.
  • Тренировка глубокого вдоха и плавного, медленного выдоха.
  • Формирование навыков доброжелательности.
  • Воспитание положительных эмоций на занятиях по логоритмике.

Оборудование: Снежинки на ниточках по числу детей, синичка, елка, изображения снеговиков, аудиозапись мелодий к упражнениям.

Предварительная работа: Чтение рассказа Н. Шумляевой «Как зима с весной встречались», изучение лексических тем, заучивание чистоговорки «Синица».

Ход занятия:

Логопед. Какое сейчас время года? Ответы детей.

Логопед. Февраль - последний зимний месяц - время, когда зима с весной встречаются. Весна зиму прогоняет, а зима уходить не хочет, сопротивляется.

А по каким признакам мы узнаем, что наступает весна? (Дети называют приметы весны)

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

        

  1. Пальчиковая игра «Здравствуй!»        

Здравствуй, солнце золотое!                   Пальчики поочередно «здороваются»

Здравствуй, небо голубое!                       с большим пальчиком

Здравствуй, теплый ветерок!

Здравствуй, первый ручеек!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень.

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую                            Развести руки в стороны.

2. Фонопедические упражнения «Зима и Весна» по методу В.Емельянова. Снег искрится на солнце.                                                     Дети произносят короткие                                           «острые» звуки [а] в разных регистрах.

Воет вьюга                                                 Делают glissando на звук [у] снизу вверх.

Плавно летят снежинки.               Пропевают нисходящие звуки [о] по тетрахорду.

Большие сугробы на земле.                              Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.

Стихает вьюга                                                        «С-с-с-с-с-с-с…»        

Звонко закапали капели                    Произносят “кап” в разных регистрах.

Тает снег.                                    «А – ах!” - глиссандо сверху вниз (“сугроб оседает”).

Птицы весело поют.                        «Чив-чив!» - в высоком регистре.

Логопед.  Ребята, а вы хотите оказаться в лесу? Интересно посмотреть, а какое время года сейчас в лесу. А пройти можно лишь правильно ответив, наоборот, на мой вопрос. Дети проходят через ворота и попадают в весенний лес.

  1. Словесная игра «Закончи предложение». Составление сложных предложений с о значением противопоставления

 Зимой снег чистый, а весной….(грязный)

 Зимой холодно, а весной ….(тепло)

 Зимой день короткий, а весной…. (длинный).

 Зимой погода часто пасмурная, а весной….(ясная).

 Зимой на реке лед толстый, а весной….(тонкий).

 Одни сосульки длинные, а другие…..(короткие).

 Зимой ветер сильный, а весной…..(слабый).

Зимой лес спит, а весной….. (просыпается).

 Динамический этюд «Что такое весна ?»

По весне мы слышим (пальчик приближаем к губкам и произносим «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш»)

Стук капели с крыши, («тук-тук-тук-тук»)

Бормотание ручья, («бр-бр-бр-буль-буль-буль-бр-бр-бр»)

Звонкий голос воробья. («чики-чики-чик-чирик»)

А в лесу еще зима хозяйничает.

Как подул ветерок –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

  1. Дыхательные упражнения «Снежинки» (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок)

Вдох производится носом, выдох ртом.

У Весны ветер  (какой?) - ласковый и нежный, теплый. У Зимы  (какой?)— холодный, резкий, колючий.

  1. Упражнения для коррекции зрения

Дети держат снежинку в вытянутой руке перед собой, фокусируя на ней взгляд.

Снежинки влево полетели –

Глазки влево посмотрели.

Снежинки вправо полетели –

Глазки вправо посмотрели.

Ветер снег поднимал

И на землю опускал.

Глазки смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.   (присесть, опустить снежинку на пол)

Глазки закрываем, глазки отдыхают.                

Поднял ветер снежинки, закружил, завьюжил. Стала снежинка искать себе подружку, чтобы вместе в воздухе покружиться.

  1. Игра «Снежинки летайте!»

На ветку опустилась птица. Кто это? …  Синица

7.  Чистоговорка «Ц»

Ица-ица-ица - на веточке – синица     Дети делают взмахи кистями рук («крылья»)

Ицу-ицу-ицу – мы заметили синицу.                              Приставляют к глазам руку.         

Цо-цо-цо -  на лапке кольцо.                          Соединяют в кольцо указательный и большой пальцы

Нец-нец-нец – Тут и сказке конец!                                       Хлопают в ладоши.

  1.  Регуляция мышечного тонуса: упражнение «Елочка».

Логопед: Посмотрите на елочку, какая она пушистая и зеленая. А как было холодно ей зимой. Стояла елочка под тяжелым снегом, ветки опустились. (Дети расслабленно опускают руки, плечи, округляют спину, голову на грудь).

 - Наступила весна, пригрело солнышко, вздрогнула елочка, ветки поднялись, стало елочке легко. (Дети выпрямляются).

(Несколько раз повторяют расслабление - напряжение).        

Снег под  елкой белый- белый,

Из него что хочешь делай!

9. Пальчиковая игра «Мастера»

Все, что только захотим,                                                               Дети «лепят снежки», сверху то одна рука, то другая

Мы из снега смастерим.

Лепит Саша колобок,                  Соединяют пальцы рук и округляют их («колобок»).

А Наташа – теремок,         Соединяют под углом ладони, образуя крышу домика.

Лева лепит разных рыб,                                                          Прижимают ладони друг к другу и покачивают ими то в одну сторону, то в другую. 

А  Иринка – белый гриб                                                  Пальцы одной руки сжимают в кулак, прикрывают    его сверху ладонью другой руки.

Давайте вспомним, что еще мы делали зимой.

10. Двигательные упражнения «Зимние забавы»

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.                       Импровизация движений под музыку.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.        

Гостью –зиму любим мы, любим мы, любим мы.

А еще можно слепить снеговика.

11. Массаж биологически активных зон «Снеговик»

Раз – рука, два – рука.                                Вытянуть вперед одну руку, потом другую.

Лепим мы снеговика.                                                  Имитировать лепку снежков.

Три-четыре, три-четыре,                                            Растирают ладонями шею

Нарисуем рот пошире.                                            Проводят указательными пальцами вдоль линии рта.

Пять – найдем  морковь для носа                          Кулачками растирают крылья носа.

Угольки найдем для глаз.                                  Прижимают и резко отпускают  веки.

Шесть – наденем шляпу косо                          Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб

Семь и восемь, семь и восемь,                                 Погладить колени ладошками

 Мы плясать его попросим.

12. Логопедическая гимнастика по Т. Буденной.

Сосулька. «Иголочка».

Санки-ледянки. «Чашечка».

Горка для спуска. «Горочка».

Саночки. «Вкусное варенье».

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. «Качели».

Снеговик зиме радуется, но придет весна и он заплачет.

Снеговик на весну обижается,

Снеговик от тепла простужается.

У него, если нету мороза,

Капельки капают с носа…

13. Упражнение на развитие мимических мышц.  Дети передают выражение лица по пиктограммам.

 Ну что же теперь давайте вспомним все, что мы знаем про зиму и весну. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать.

  14. Развитие слухового внимания на речевом материале.

Логопед: Зимой на деревьях появляются почки. Зимой медведь спит в берлоге. Зимой птицы вьют гнёзда. Зимой листья зеленеют. После зимы наступит весна.

Дети отпевают ритм и поют: «Да-да, да-да-да» (//   ///).

                                                     «Нет-нет, нет-нет-нет» (//   ///).

Хоть и хорошо зимой в лесу, но  очень скоро в лесу будет еще красивее. Давайте представим, каким будет весенний лес. Давайте присядем на полянке и немного отдохнем в весеннем лесу. Закрывайте глазки:

15. Релаксация  «Волшебный весенний сон»

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем - сном весенним засыпаем…

Дышится легко, ровно, глубоко

Будто мы в лесу весеннем, журчанье слышим ручейка.

Птичий гомон, и согреты, дыханьем  нежным ветерка.

Мышцы не напряжены, и расслаблены…

Дышится легко, ровно, глубоко

Первоцветы нас встречают, и головками качая,

Напевают, удивляют –  наши глазки расслабляют.

Дышится легко, ровно, глубоко – 2 раза

Хорошо нам отдыхать,  но пора уже вставать.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза,

И встать…

(дети встают)

САМОАНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАНИЕ»,  «КОММУНИКАЦИЯ»,  «ЗДОРОВЬЕ», «МУЗЫКА».

Тема: «Как зима с весной встретились»

Цель занятия: преодоление речевых нарушений  путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  •  Закрепить представления детей о весне и ее приметах.
  • Расширять и активизировать словарь детей по лексическим темам «Зима»,  «Весна»,
  • Совершенствовать грамматический строй речи (подбор слов-антонимов; однородных прилагательных к существительным).
  • Развитие речевого дыхания, артикуляционной  моторики;
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • Развитие слухового и зрительного внимания;
  • Совершенствование общей и мелкой моторики;
  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
  •  Отработка элементов самомассажа биологически активных зон.
  • Тренировка глубокого вдоха и плавного, медленного выдоха.
  • Формирование навыков доброжелательности.
  • Воспитание положительных эмоций на занятиях по логоритмике.

Занятие с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи разного уровня.

Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных.

Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.

В подготовительной части была проведена беседа о временах года, которая подвела к сообщению темы занятия и способствовала активизации словаря по данным лексическим темам, пальчиковая игра «Здравствуй» для настроя детей на занятие и развития мелкой моторики пальцев рук, что способствует скорейшему речевому развитию.

В основную  часть были  включены:

Фонопедические упражнения по методу В. Емельянова «Зима и весна», которые развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат и развивают певческие навыки. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.

Словесная игра «Закончи предложение» для закрепления навыка  составления сложных предложений со значением противопоставления и развития связной речи.

Дыхательные упражнения «Снежинки», которые  корректируют нарушения речевого дыхания, помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Со снежинками также была проведена зрительная гимнастика.

Музыкальная игра «Снежинки летайте» тренировала детей в координации слова и движения с музыкальным сопровождением, развивала  внимание, память, слуховое восприятие, быстроту реакции на смену движений, а также воспитывала чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучала детей выполнять правила игры.

Упражнение «Елочка» было направлено на регуляцию мышечного тонуса, развитие умения расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря таким упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

С помощью чистоговорки «Синица» автоматизировался звук Ц, отрабатывалось четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Упражнение «Снеговик» сочетало в себе массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний и координацию речи и движения. Этой  цели соответствовало также упражнение «Мастера».

Логопедическая гимнастика по Т.В. Буденной развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки, позволяет сформировать правильное звукопроизношение.

Также в этой части занятия были использованы двигательные упражнения «Зимние забавы» и упражнения на развитие мимических мышц.

 В заключительной части была использована игра на развитие слухового восприятия на речевом материале,  развитие чувства темпа  и ритма, с ее помощью был подведен итог занятия.

Релаксация «Волшебный весенний сон способствовала снятию мышечного и эмоционального напряжения.

Занятие спланировано в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями данной группы детей. Все упражнения соответствовали теме и целям занятия, чередовались по двигательной активности. Речевой материал подобран в соответствии с речевыми возможностями детей.  Психологическая атмосфера занятия была благоприятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прощай зима, приходи весна!" (Проводы зимы для детей старшей группы)

Активизация досуговой деятельности детей; привитие интереса к русским народным традициям....

Как Колобок Весну встретил.

Сценарий  праздника  Весны с участием взрослых и детей. Ребята помогли Колобку прогнать  пугливого Зайца,трусливого Волка и сластолюбца  Медведя. Приход Весны с Веснянками принес д...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

Первый день зимы мы решили встретить спортивным праздником.

Спортивный праздник: Здравствуй Зимушка-Зима" мы решили провести 1декабря. С играми , весельем и задором провели это мероприятие....

Как Зима с Весной встретились

Открытый физкультурный досуг с детьми средней группы «Как Зима с Весной встретились»Цель: Привлечь родителей и членов семьи к проведению с детьми активного отдыха на улице.Задачи...

Спортивный праздник в средней группе «Как зима с весной встретились»

Цель: формировать интерес к спортивным играм и развлечениям,вызвать положительные чувства от наступления весны.Задачи:Развивать интерес к спортивным развлечениям.Воспитывать интерес к физкул...