Коррекция и развитие сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения посредством экспериментальной деятельности
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Хасьянова Лариса Михайловна

Развитие сенсорных эталонов в эспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

 «Коррекция и развитие сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения посредством экспериментальной деятельности». 

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, обладающая чувствительностью. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.  

  Готовность ребёнка к дальнейшему обучению, его гармоничное вхождение в социум в значительной мере определяется его полисенсорным развитием, то есть от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Чтобы представления об окружающем были более полными, точными хорошо использовать одновременно два или более органов чувств, то есть задействовать механизмы полисенсорного восприятия.

Известный немецкий биолог, психолог, основатель детской психологии Вильгельм Прейер, говорил: «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания». Наша задача открыть эту дверь. Мы открываем эту «дверь» через образовательную область «ПОЗНАНИЕ», где основной задачей для детей раннего возраста является сенсорное развитие. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо научить ребенка рассматривать, ощупывать, слушать, то есть формировать перцептивные действия; формировать систему сенсорных эталонов (обобщенных представлений о свойствах, качествах, отношениях, предметах).  Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Без такого обучения  восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации, поэтому необходимо предоставить малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.

Процессы формирования личности детей с нарушением зрения имеют свою специфику. Для овладения сенсорными эталонами необходимо подключить действие рук при зрительном обследовании предмета, его свойств и качеств. То, что ребенок пропустил через свои руки, и запоминается более надежно. Когда ребенок слышит, видит и действует, он все усваивает прочно и надолго. Наиболее успешным методом ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы является экспериментирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, способствует этим возрастным особенностям.  В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически естественным способом познания мира.

 В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать анализ и синтез, сравнивать и классифицировать, обобщать.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства предмета, явления или объекта природы.  Я считаю рассматриваемую тему очень интересной и актуальной для развития детей с нарушениями зрения, так как экспериментирование, как ничто другое, является примером активной предметно – практической деятельности ребёнка, способствующей развитию познавательных способностей, интеллектуальному познанию. Параллельно этому, способствует решению коррекционных задач по развитию сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения.

Задача педагога - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

 Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных условиях – видах деятельности, наблюдениях, творчестве. Первоначально дети учатся экспериментировать под руководством педагога, а затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственную среду группы. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим требованиям:

 максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; безотказность действия приборов; однозначность получаемых результатов; показ только существенных сторон явления или процесса; отчётливая видимость изучаемого явления; возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента, безопасность.

  Работая в данном направлении, я сделала заключение, что экспериментирование, как один из видов детской деятельности, требует от педагога умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой, разрабатывать перспективные проекты изучения с детьми того или иного явления. Очень важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход даёт возможность постепенно и последовательно знакомить детей с тем или иным объектом, или явлением окружающей действительности, рассматривать его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с социальным и предметным миром. Хочется привести слова К. Е. Тимирязева: « Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование зрительного, цветового восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения"

Использование учебного материала для формирования навыков восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения во время занятий и в свободное время....

Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в рабо...

Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».

   Основой для формирования сенсорных представлений  является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры.  Наиболее эффективным посо...

Статья на тему: "Коррекционно-развивающая работа по формированию представлений о зрительных сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения".

В системе коррекционного образования формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста с нарушением является чрезвычайно актуальным....

Конспект коррекционного занятия по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в младшей группе «Путешествие по страничкам волшебной книги»

В гости к детям приходит Мишка (игрушка) из мультфильма «Маша и медведь» и приглашает их в гости в сказочный лес. Попадая в лес, детям предлагается попутешествовать по страничкам «во...

Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте

Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) у детей с нарушением зрения  дошкольного возраста....