Консультация для педагогов. Тема: «Определение основных (базовых) функций зрения, симптомы нарушений зрения»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Зуева Яна Борисовна

В статье рассматриваются основные симптомы зрительных нарушений и основные зрительные функции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Определение основных (базовых) функций зрения, симптомы  нарушений зрения» 

Составила:  Я. Б. Зуева,

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МБДОУ «Детский сад № 63»

     Ортоскопичность восприятия - правильность видения мира.

     Категориальность восприятия - способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы

      Осмысленность восприятия -   заключается в том, что отражены предметы и явления сравниваются с прошлым опытом человека, информацией и знаниями о них, на основе чего возникает соответствующее отношение к ним. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использования, практическая деятельность с ними. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает

       Острота зрения – это способность глаза чётко различать детали наиболее мелких предметов, находящихся на максимальном удалении от глаза, т.е. воспринимаемых под наименьшим углом зрения. Острота зрения, как наиболее информативный показатель, является одним из основополагающих критериев оценки функционального состояния глаз. Поэтому определение остроты зрения (визометрия) входит в число обязательных исследований органов зрения.

       Цветоразличение – способность глаза воспринимать все многообразие цветов. Является функцией центрального зрения и реализуется за счет работы колбочного аппарата. Так же как и острота зрения, данная функция развивается прижизненно.

     Поле зрения – пространство, которое воспринимается одновременно при неподвижном (фиксированном) взгляде. Являясь функцией периферического зрения, обеспечивается деятельностью периферической части сетчатки и осуществляется за счет деятельности «палочкового» аппарата.

     Характер зрения – в зависимости от характера зрение подразделяется на монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное и бинокулярное.

    Монокулярное – зрение одним глазом при двух открытых глазах (при монолатеральном косоглазии, очковой коррекции односторонней афакии).

    Монокулярное-альтернирующее – попеременное зрение то одним, то другим глазом (при альтернирующем косоглазии).

    Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами, при котором происходит слияние двух изображений в коре головного мозга в один зрительный образ (фузия).

      Глазодвигательные функции - обеспечивает движение глаз, и определяющая характер зрения, который, в свою очередь, влияет на качество восприятия предметов и явлений окружающего мира. В норме человеку свойственно видеть двумя глазами одновременно. Одной из причин, вызывающих смещение изображения является нарушение глазодвигательных функций. Наиболее распространенными нарушениями глазодвигательного аппарата является косоглазие и нистагм.

       Миопия (близорукость) - аномалия рефракции, при которой лучи сильно преломляются и собираются впереди сетчатки (в нормальном глазу на сетчатке). Среди пациентов распространено другое название миопии - близорукость. Это состояние характеризуется плохим зрением вдаль. 

       Гиперметропия (дальнозоркость) - это заболевание глаза, характеризующееся поражением его преломляющей системы, в результате чего изображения близко расположенных предметов фокусируются не на сетчатке (как в норме), а за ней. При дальнозоркости люди видят очертания предметов нечеткими, расплывчатыми, причем, чем ближе к глазу располагается предмет, тем хуже он распознается человеком.
     
 Астигматизм – это  связанное с неправильностью формы роговицы или хрусталика глаза нарушение его рефракции. Астигматизм, симптомы которого заключаются в искривленном видении линий и предметов, является самой распространенной причиной плохого зрения, причем он может быть близоруким, дальнозорким, а то и вовсе сочетанным.

    Преимущественно астигматизм в основных своих проявлениях наблюдается в дошкольном возрасте или в раннем школьном возрасте. Так, дети с данным заболеванием могут путать схожие между собой буквы или же менять их в словах местами. Помимо этого отмечаются жалобы на плохое качество зрения, предметы видятся в нечетком и искаженном состоянии. Достаточно часто возникают головные боли, а также неприятные ощущения, локализованные в области надбровья.

      Амблиопия -  это офтальмологическая болезнь, при которой один глаз практически полностью или совсем на задействуется в зрении. Характеризуется ярко-выраженным падением остроты зрения, но при этом не сопровождается изменениями в структуре зрительного аппарата. Преимущественно это функциональные расстройства зрительного анализатора, которые нельзя скорректировать при помощи контактных линз или очков.

       Косоглазие - одна из наиболее распространенных форм патологии органа зрения в детском возрасте, характеризуется отклонением (девиацией) одного из глаз от общей точки фиксации и нарушением бинокулярного зрения. Помимо косметического недостатка, весьма тягостного в психологическом отношении, косоглазие сопровождается серьезным расстройством бинокулярных функций. Это затрудняет зрительную деятельность и ограничивает возможность выбора профессии. Клинические формы косоглазия разнообразны. Истинное косоглазие следует отличать от мнимого и скрытого косоглазия.
      Нистагм  -   повторяющееся, неконтролируемое, колебательное и быстрое движение глазных яблок. Его развитие может быть обусловлено самыми различными факторами местного или центрального генеза.  Нистагм практически всегда развивается на фоне основного заболевания, и его симптомы протекают параллельно признакам основного недуга. Больной может отмечать появление чрезмерной светочувствительности, частые головокружения, снижение остроты зрения, а увиденное как бы расплывается, или дрожит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Проблема определения одаренности детей дошкольного возраста, ее выявление, развитие и сопровождение»

Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников: Выявление особенностей основн...

Консультация для педагогов «Методика определения физической подготовленности детей с 3 до 10 лет»

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновл...

Консультация для педагогов Тема: «Основные задачи работы художественно-эстетического развития дошкольников» воспитатель

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...

Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"

Консультация для педагогов по теме: "Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"...

Консультация для педагогов по теме: " Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"

Консультация для педагогов по теме: " Особенности моторной функции у детей с нарушениями речи"...