Реабилитация детей после кохлеарной имплантации.
статья по коррекционной педагогике

Реабилитация детей после кохлеарной имплантации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_reabilitatsiya.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Гарькуша Инга Николаевна

КОУ «Нижневартовская школа для детей с

ограниченными возможностями здоровья №1»,

г. Нижневартовск 

Реабилитация детей после кохлеарной имплантации.

По статистическим данным, число лиц со слуховой депривацией как во всем мире, так и у нас в стране постоянно увеличивается. ( Н.А.  Stevart, D. Mitchell). Согласно прогнозу специалистов, в начале века число лиц с социально значимыми дефектами слуха увеличивается на 20 %. Сотрудники Российского центра аудиологии и слухопротезирования Минздрава России (РНЦА и С) говорят о том, что у нас в стране учет лиц с пониженным слухом, делается выборочно, они предполагают, что на сегодняшний день в России насчитывается 12 млн. больных с нарушением слуха, в том числе более 600 тыс. детей и подростков.

В настоящее время РНЦИ и С разработана единая система ранней диагностики нарушение слуха у детей начиная с периода новорожденности.

На основании разработок центра, Минздравом России изданы указы №103 от 05.05.1992, а также приказ Минздравмедпрома России «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни» №108 от 29.03.1996. С целью эффективного внедрения и функционирования системы свои усилия объединили неонатологи, врачи-сурдологи, педиаторы и оториналарингологи.

При выписке ребенка из родильного дома врач неонатолог отмечает наличие у него фактора риска тугоухости или глухоты. В России процент таких детей в 1997 году составил 23,3%, 1999 – 25%. Внедрение скрининга реализуется в рамках программы «Дети инвалиды» и Президентской программы «Дети России».

С 1991 года РНЦА и С приступил к программе проведения кохлеарной имплантации – единственного метода реабилитации детей и взрослых с тотальной глухотой. С 1997 года кохлеарная имплантация проводится в Санкт – Петербурском НИИ уха, горла, носа и речи, а с 1999 в клинике болезней – уха, горла и носа Московской медицинской академии им. Н.М. Сеченова.

В рамках программы «Дети инвалиды» осуществляется бесплатное оснащение специализированных детских учреждений современной диагностической и звукоусиливающей аппаратурой.

Задача взрослых – специалистов, врачей, родителей, как можно раньше обеспечить ребенку с нарушенным слухом возможность слышать. И сегодня это реально.

Родители очень нуждаются в помощи специалистов. Многие из них, узнав, что ребенок не слышит, испытывают состояние шока. Возникают вопросы: Почему так случилось именно с ними? Как помочь ребенку? Как с ним общаться? Будет ли он говорить?

Кохлеарная имплантация (КИ) – это вживление многоканальных электронных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной стимуляции сохранных волокон слухового нерва.

Эффективность проведенной операции во многом определяется возрастом ребенка, чем раньше она проведена, тем более вероятность успешного овладения речью ребенка в последующем. Но нельзя конечно и забывать о способностях ребенка к обучению, его интеллектуальных возможностях, успех обучения будет зависеть от своевременного и комплексного восстановительного лечения.

Успех в реабилитации детей с КИ заключается в скоординированной работе врачей специалистов, сурдопедагогов, психологов и конечно семьи.

КИ позволяет координально изменить развитие ребенка с потерей слуха и позволяет ему полностью социализироваться.

Как правило, первое включение и настройка процессора КИ происходит через месяц после операции, когда заживают швы.

КИ не восстанавливает слух полностью, звуки, воспринимаемые через имплант и речевой процессор отличаются от звучания речи и звуков через слуховой аппарат, или от восприятия нормально слышащего уха.

Требуется время для того, чтобы научиться слышать и различать речь и окружающие звуки, у ребенка это вызывает интерес и становится стимулом к развитию.

Главная цель реабилитации детей с КИ – научить ребенка воспринимать , различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи( О.В.Зонтова, 2010).

Ребенок приобретает способность воспринимать широкий спектр окружающих и речевых звуков на достаточном расстоянии, постепенно у него формируются предпосылки к спонтанному овладению речью в процессе деятельности, появляется возможность быть интегрированным в общество нормально слышащих людей.

 Дети с кохлеарной имплантацией быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. Во всех заданиях по развитию слухового восприятия должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он воспринимает их только на слух.

При развитии слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации необходимо помнить, что: перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка; в первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуков и надо использовать звуки достаточной громкости, чтобы вызвать реакцию, у них увеличен латентный период реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал, у детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами.

При систематической работе педагогов и родителей слуховые возможности у маленьких детей после кохлеарной имплантации развиваются намного быстрее, чем с обычными слуховыми аппаратами. Это особенно характерно для детей, потерявших слух в период овладения речью и имеющих слуховой опыт. Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом явлением (ребенок может повторять разные слова, не осознавая их значения).

В течение первого месяца после первого включения речевого процессора и занятий большинство детей может различать на слух такие качества звука как 'один-много', 'тихий-громкий', 'длинный-короткий', слова, различающиеся общим количеством слогов.

Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения. Цель этих занятий - овладение значением слов и накопление словаря. После включения речевого процессора эта работа продолжается с активным вовлечением слухового анализатора.

 В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям и в самом начале важно объяснить им значение этой работы для развития понимания речи. С ребенком нужно как можно больше общаться, оречевляя все увиденное вокруг, все бытовые действия, увиденное на улице, в процессе игры и занятий. Речь должна быть четкой и ясной, понятной ребенку. В отличие от тугоухих детей с обычными слуховыми аппаратами слуховые возможности ребенка с кохлеарными имплантами в целом позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов - окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания. Это обеспечивает возможность овладения ребенком правилами морфологии и синтаксиса уже на ранних этапах работы, особенно при работе с детьми, имеющими слуховой опыт.

Собственная речь маленьких детей на момент проведения кохлеарной имплантации в большинстве случаев либо полностью отсутствует, либо это неосознанный лепет. Работа по формированию устной речи после включения речевого процессора ведется на основе быстро развивающегося слухового восприятия, развития представлений об окружающем мире (представлений о различных предметах и явлениях, их свойствах и функциях) и формировании у ребенка способности к голосовым и артикуляторным имитациям. В процессе формирования слухо-зрительного внимания к обращенной речи, узнавания и понимания различных речевых единиц педагог многократно произносит слова, соотнося их с соответствующими предметами. Постепенно ребенок пытается повторить за педагогом произносимые звуки, начиная с артикуляции наиболее простых.

 В первую очередь необходимо сформировать у ребенка необходимость в речевом общении. В процессе обучения используется письмо и чтение (глобальное, послоговое). Результаты развития устной речи у детей различны. Однако, при условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения, ребенок начинает активно имитировать речь окружающих людей. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов. Через 2 года после операции у ребенка формируется связная речь, позволяющая детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, читать стихи, петь песенки. Это опережает сроки формирования речи у тугоухих детей раннего возраста.

Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому с маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада и включает в себя развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);

б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);

в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, переключаемость);

г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной);

д) воображения;

е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.);

ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).

Дети с врожденной глухотой и дети, потерявшие слух в период овладения речи (1-5 лет), прооперированные в раннем возрасте являются одной из наиболее перспективных групп с точки зрения слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации. Маленькие дети после кохлеарной имплантации нуждаются в послеоперационной реабилитации, которая включает точную настройку речевого процессора, развитие коммуникативных навыков, развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью аппарата, развитие языковой способности, развитие устной речи, развитие невербального интеллекта и других психических функций и моторных навыков, психологическую помощь ребенку и его близким. Подготовку к послеоперационной реабилитации необходимо начинать на дооперационном этапе и как можно раньше. Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов центра кохлеарной имплантации, специалистов на местах и близких ребенка.

Список используемых источников:

1.Королёва И.В, Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Спб: КАРО 2008, 112с.

2.Шматко Н.Д, Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. М: Просвещение. 1995, 126 с.

3.Зонтова.О.В. Коррекционно- педагогическая помощь детям после КИ: Методические рекомендации. Спб: Из- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007, 43с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИИ.

В нашей стране растёт число пользователей кохлеарных имплантов.С КИ ребёнок слышит даже самые тихие звуки, но чтобы научиться говорить и понимать речь потребуется многолетняя ежедневная коррекционная ...

Реабилитация ранооглохших детей после кохлеарной имплантации

После того как ребенку одели и настроили КИ, он имеет потенциальную возможность использовать слух и необходимо формировать навыки общения с помощью голоса. Подход к такому ребенку аналогичен естествен...

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...