СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТ-СТВИИ С ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике

Орлова Ляна Михайловна

структура НОД с учетом ФГОС ДО состоит из таких пунктов:

1.Мотивация,

 2.Опора на знания детей,

3.Проблема в игровой ситуации,

4. Решение проблемы, открытие нового знания и или умения,

 5. Закрепление нового в типовой ситуации,

6. Итог НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_not.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Орлова Ляна Михайловна

Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии,

г. Чебоксары

«Дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, сказки, музыки, рисунка, фантазии творчества» - это изречение из трудов Сухомлинского поистине является актуальным предисловием к моему сегодняшнему выступлению. Сегодня мы говорим о структуре НОД в соответствии с ФГОС ДО.

Итак, структура НОД с учетом ФГОС ДО состоит из таких пунктов:

1.Мотивация,

 2.Опора на знания детей,

3.Проблема в игровой ситуации,

4. Решение проблемы, открытие нового знания и или умения,

 5. Закрепление нового в типовой ситуации,

6. Итог НОД.

!. Мотивация. Педагог не навязывает, а представляет детям «свободу выбора» предстоящей деятельности, и, в то же время , своим мастерством увлекает детей за собой. Например, 2-а младшая группа,  на познавательной НОД дети вспомнили сказку  «Колобок», а перед рисованием  воспитатель предлагает мотивацию предстоящей деятельности (рисование персонажа Колобок. «Ребята, Колобок убежал от дедушки и бабушки, они расстроились, горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, так же решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:

Младший возраст - здесь мотивация в самом материале и сам материал ставит свою задачу, поэтому нет смысла приглашать Незнайку, мотивации итак достаточно, все на красочном наглядном материале, у каждого ребенка свой материал – это очень важно и материал сам ставит задачу!

Средняя группа-можно привести какой-нибудь персонаж, т.е. кто-то может прийти в гости с каким-нибудь заданием, т. к. в этом возрасте детьми уже осваиваются роли.

 Старшая группа – здесь уже сюжеты, сюжетосложения, - главное, не персонажи, а сюжеты: передал письмо, а самого персонажа, а есть письмо от его имени. Сюжеты могут быть продолжительными, или даже в течение всего занятия. Напр. Карлсон прислал звуковое письмо, где он просит у детей помощи, т, к. у него сломался моторчик, и в течение всей НОД ребята пытаются ему помочь.

Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра – соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки) Дать возможность каждому ребенку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша, т.е. в конце задания каждый ребенок, пересчитывает сколько фишек он набрал, у кого больше фишек, у кого меньше, почему.  Напр. За каждый правильный ответ, каждый из вас получит фишки, в конце пересчитаем, у кого сколько фишек набралось. При отсутствии мотивации нет развития логики.

2. Опора на знания детей.

Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой, это называется по – другому актуализация знаний и умений. Напр. Старший дошкольный возраст, предлагается игра «Транспорт: наземный, водный, воздушный», разложите карточки с изображением транспорта правильно, объясняя свой выбор. Здесь дети вспоминают, закрепляют свои знания и  знакомятся с новой темой.

3. Проблема в игровой ситуации.

В конце игры должно возникнуть затруднение , которое дети фиксируют в речи (Почему не смогли? Мы этого еще не умеем, не знаем.)  Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как вместе выйти из затруднительной ситуации (совместная постановка цели и планирование). Напр. Детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Воспитатель может спросить :Как можно это сделать? Т.е. вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д. Или же проблемный вопрос;   у Карлсона сломался моторчик, чем можно ему помочь, ребята продумывают совместный ответа: вспомнить все о транспорте и предложить ему свой вариант, на чем ему лучше полететь к своему другу Малышу.

4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения.

Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение , дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия. Напр. Педагог предлагает карточки с изображением Карлсона  разным видом транспорта и просит объяснить, двигается ли транспорт сам по себе, кто управляет тем или иным транспортом, какая профессия у Карлсона, если он управляет поездом, автомобилем и т.д.

   5. Закрепление нового в типовой ситуации.

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала). Напр. игра «Пересчитай», каждому предлагается разный водный транспорт, пересчитать водный транспорт, который плывет по реке.

6.Итог НОД.

Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся, В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.

Что нового узнали? Что помогло справиться с заданием? Чему сегодня научились? Где это пригодится? Что было трудно? Где легко? Почему?

Непосредственно образовательная деятельность включает три этапа:

  1. Организация детей
  2. Основная часть занятия.
  3. Заключительная часть иди окончание занятия.

Организация детей:

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид детей)

Настрой детей на предстоящую деятельность.

Обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности.

Организация направленного внимания детей.

Создание мотивации, интереса (приемы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Воспитатель приглашает к деятельности непринужденно: «Устраивайтесь поудобнее, присоединяйтесь…»

Основная часть занятия:

Организация детского внимания.

Актуализация имеющихся знаний, представлений детей.

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков.

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом).

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей.

Здесь воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и прочее); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; усиливает интерес ребенка к работе сверстников, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

Заключительная часть или окончание НОД.

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии).

Закрепление обобщение того, что узнали, чему научились, что запомнилось. Т

Советы педагогам по организации НОД:

-Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.

-Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.

-Подводите детей к выводам, обобщениям.

-Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.

-Не забывайте об обеспечении субъективной активности детей.

-Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.

-Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.

-Чаще обращайтесь к детям с просьбой – уточнить.

-После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.

Таким образом, с введением ФГОС ДО изменилась структура НОД и переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Список использованной литературы:

1. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура непосредственно-образовательной деятельности (примерная))

Примерная структура непосредственно-образовательной деятельности. Введение в игровую ситуацию.Затруднения в игровой ситуацииОткрытие нового знания или способа действия.Включение нового знан...

"Структура непосредственно образовательной деятельности в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий" консультация для воспитателей ДОУ

Компоненты непосредственно образовательной деятельности с использованием информационных технологий (ИКТ)...

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ.

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ....

«Структура непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»

laquo;Структура непосредственной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»...