Программа на тему: «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Морозова Екатерина Андреевна

Программа на тему:

«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsional.volevaya_sfera_ovz.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 73 «Малыш»

Программа на тему:

«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ»

Подготовила:

Педагог – психолог Морозова Е. А.

Смоленск 2017


  • Актуальность проблемой ситуации.

Контролировать психоэмоциональное напряжение необходимо в различных областях практической деятельности: клинической психологии, спортивной сфере, физиологии труда и психологии. Из перечисленных областей нас интересует психология дошкольного возраста и профилактика психоэмоционального напряжения.

В образовательном процессе для сохранения здоровья воспитанников применяются здоворьесберегающие технологии. Данные технологии включают в себя систему мер по охране и укреплению здоровья воспитанников, учитывая характеристики образовательной среды:

  • факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные)
  • организация учебно – воспитательного процесса (качественная оценка знаний, санитарных норм, оборудования и оснащения, организация системы питания)
  • организация и формы физического воспитания и физкультурно – оздоровительной работы и так далее.

Данный системный подход и взаимодействие всех специалистов позволит сразу работать в нескольких направлениях  и оказывать всестороннюю помощь.

Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психологического здоровья включает в себя профилактическую работу, обеспечение психологической безопасности личности ребенка, оздоровительная направленность образовательного процесса, социально – педагогическую и психолого- педагогическую поддержку детей и их семей. Профилактическая работы включает в себя закаливание, сон, сбалансированное питание, формирование привычек здорового образа жизни.

Одним из приоритетных направлений можно выделить профилактику психоэмоционального напряжения, которая может предотвратить в учебно- воспитательном процессе  формирование неврозов, ослабление иммунитета,  избавить от отвлекаемости, неусидчивости, элементов агрессии, тревожности, и проявлении негативных состояний на организма ребенка дошкольного возраста с нормой возрастного  развития, а также ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Состояние психологического дискомфорта могут быть вызваны  воспитателями при недостаточной подготовленности  к работе, родителями, которые порой неосознанно втягивают детей в круг проблем, забывают о возможностях ребенка и создают ему сверх нагрузку по учебной программе, что приводит к дополнительным проблемам.

Все вышеперечисленные факторы способствуют появлению психоэмоционального напряжения у детей с нормой возрастного развития как упоминалось выше, а  также же и у детей с ОВЗ.  

Мы остановимся на детях с ОВЗ, так как эти дети требуют к себе наиболее трепетного отношения и всесторонней помощи разных специалистов.

  • Описание участников программы

Участниками программы являются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые прошли ПМПК в возрасте от 5 до 6-ти лет (группа компенсирующего вида). Это дети с нарушением речевой и познавательной сферы.

  • Описание целей и задач программы

Цели программы:

  1. Подобрать наиболее эффективные и доступные средства и способы снятия психоэмоционального напряжения.
  2. Понизить уровень психоэмоционального напряжения посредством работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи программы:

  1. Изучение методической литературы и интернет источников по данной теме.
  2. Определить признаки психоэмоционального напряжения у детей.
  3. Выявить наиболее эффективные способы и техники снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ.
  4. Формирование положительного эмоционального фона у воспитанников.
  5. Определить направления работы с участниками воспитательного процесса: родители, воспитатели, музыкальные руководители.
  6. Разработка памяток по данной теме.

  • Научные, методические и методологические обоснования программы

Под эмоциями понимается переживание собственного состояния и их можно разделить на две большие группы:  приятные и неприятные. Эмоции играют важною роль в жизни детей, и они помогают адаптироваться ему в этом мире к той или  иной ситуации. Можно сказать, через эмоции ребенок передает о своем состоянии всем окружающем его людям. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека, они способствуют социальному, нравственному развитию. Об эмоциональном мире детей и его влиянии на взрослых писали такие ученные как А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник. Они считали, что воспитателю необходимо не только увидеть сам факт переживания ребенка, но и выявить причину переживания. Это не простая задача, так как переживания могут оказаться беспредметными и немотивированными.

Ю.В. Вельтищев считает,  что в дошкольном возрасте происходит нарастание силы  и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Это связано с быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом эмоциональных состояний. Например: частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость.

Под психоэмоциональным напряжением понимается сложное психическое явление сложное по структуре, которое отражает взаимодействие человека с окружающей средой.

Степени психоэмоционального напряжения:

  • Первая степень - Состояние активного бодрствования (по Немчину) – выполнение произвольных действий не имеющих эмоционального значения на фоне низкого уровня мотивации. Иначе говоря, это состояние покоя, не включение  в сложную деятельность.
  • Вторая степень - Нервно – психическое напряжение наблюдается тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель, повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей. Состояние психоэмоционального напряжения этой данной степени характеризуется повышение качества и эффективности деятельности.
  • Третья степень -Состояние психоэмоционального напряжения появляется в ситуации личностно значимой, при резком увеличении мотивации. Наблюдается отвлекаемость внимания, затруднение извлечения информации из памяти, уменьшается эффективность деятельности. Появляется волнение, тревога.

На негативное эмоциональное состояние ребенка дошкольника наиболее остро сказывается отрицательные отношения окружающих его людей, в особенности воспитателя и сверстников. Эмоциональное неблагополучие может привезти к психоэмоциональному напряжению.

Основные признаки психоэмоционально напряжения у детей:

  1. плохой сон (с трудом засыпает и беспокойно спит)
  2. усталость после нагрузки
  3. беспричинная обидчивость, агрессия
  4. рассеянность, отсутствие уверенности в себе.
  5. кривляние и упрямство (трудность дисциплины)
  6. Потеря аппетита
  7. тремор рук, покачивание головой, ночной/дневной энурез
  8. потеря/увеличение веса
  9. расстройство памяти, внимания, потеря интереса ко всему.

При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей раннего возраста с ОВЗ актуальны следующие принципы:

  1. ориентация на «зону ближайшего развития»
  2. учет направленности интересов ребенка
  3. обеспечение свободы выбора
  4. безоценочный подход к детям.

  • Обоснованность реализации данной программы  для достижения указанных целей и задач

Данную программу необходимо использовать, так как в ней будет рассмотрена природа психоэмоционально напряжения у детей дошкольного возраста,  подобраны различные виды упражнений, которые сможет использовать не только педагог - психолог, но и другие участники учебно- воспитательного процесса, такие как воспитатели и родители. Данные упражнения просты в реализации и  их можно использовать в любое удобное время.  Ведь если заниматься профилактикой и создать все необходимые условия для гармоничного всестороннего развития личности ребенка, тогда мы сможем обеспечить психологическую безопасность ребенка, сформировать социальное доверие,  развить социальные эмоции, так как это все необходимо ребенку с ОВЗ.

  • Структура и содержание программы

Для реализации данной программы были использованы следующие мероприятия: наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности, на прогулке, в процессе игровой деятельности (особенности поведения ребенка, как быстро устает во время занятия; личностные особенности : плаксивость, агрессивные реакции, покачивания и так далее ранее не свойственные ребенку. Диагностические мероприятия.

Используемые методики и технологии:  

В реализации данной программы были использованные стандартные и инновационные технологии.

К стандартным технологиям относится диагностика психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ ( графическая методика «Кактус», М.А. Панфилова  http://psylist.net/promet/00007.htm, методика «Метаморфозы», предложена Е.Ю. Семеновой, доработан  Д.Г. Сороковым https://studfiles.net/preview/4647317/,  цветовой тест эмоциональных состояний на основе теста Люшера http://ped-kopilka.ru/roditeljam/diagnostika-yemocionalnoi-sfery-doshkolnikov.html ), коррекционно – развивающие мероприятия (занятия по снятию психоэмоционального напряжения, формирование положительного эмоционального настроения, уверенности в себе и снятию физического напряжения с помощью простых аутогенных тренировок и упражнений на релаксацию, самомассаж, изобразительной и музыкальной деятельности ) основанные с использованием следующей методической литературы ( М. И. Чистякова «Психогимнастика», Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам, Е.А. Алябьева «Коррекционно – развивающие занятия для детей дошкольного возраста», С.В. Крюкова, Н.П. Слободчик «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радаюсь», И.Ю.Куражаева, Н.В. Ваваева и т.д. «Цветик семицветик», О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», интернет- ресурсы: http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie16.htm , http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-yurevna-vaneva/igry-dlja-profilaktiki-psihoyemocionalnogo-naprjazhenija-u-doshkolnikov.html, http://www.eti-deti.ru/autotrening/159.html, http://www.tenoten-deti.ru/articles/autogennaya-trenirovka-pri-giperaktivnosti-u-detey-4-9-let/, https://summercamp.ru/%D0%90%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8_%D0%B8_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F .

К инновационным технологиям относятся занятия с использованием песка (песочная терапия; методическая литература: Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике, Соснина М.В. Метод sand-art. Ресурсы рисования песком, Семинар Никитиной О.Н.,Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии « Иматон») и использование возможностей сенсорной комнаты (методическая литература : Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. Селищева Т.В., Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательной организации. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И.Плаксиной. Старшая группа (для детей с ОВЗ) Чевычелова Е.А.).

Психологический инструментарий включает в себя средства, с помощью которых реализуются поставленные цели и задачи в данной программе. К ним относится стимульный материал для проведения психологической диагностики: чистые листы, цветные карандаши, карточки различных цветов. В коррекционно – развивающей работе используется следующий психологический инструментарий. В него входит оснащение сенсорной комнаты: мягкий сухой бассейн, цветные шарики для бассейна, противоскользящее покрытие «Елочка», гимнастические маты, интерактивная воздушно – пузырьковая трубка с акриловыми зеркалами и пультом управления, игровой набор «Дорожка», мягкие формы в виде пуфа, фиброоптическое волокно, акустическая настенная тактильная панель, комплекс «подушки –фрукты», интерактивная светозвуковая панель, набор компакт – дисков и аудиодорожек для релаксации. Для песочной терапии используется световой стол из бука для рисования песком.

Учебно- тематический план:

Учебно- тематический план состоит из нескольких блоков: I – блок – диагностический ( сентябрь, первые 2-3 недели, обработка полученных результатов, 3- 4 неделя составление профилактической программы); II блок – коррекционно – развивающие занятия с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, беседа с воспитателями, родителя, составление памяток по профилактике психоэмоционального напряжения (октябрь – апрель); III блок-  диагностический (май, 1- 3 неделя месяца, 3-4 неделя обработка полученных результатов, оценка полученных результатов).

Структура занятия: 20 – 25 минут (согласно возрастной норме, 1 раз в неделю, форма работы – индивидуальная/групповая. Занятие состоит из нескольких частей: разминка, основная часть, заключительная часть.

Название темы/ мероприятия

Структура/ Содержание мероприятия

Количество мероприятий, сроки проведения.

Подготовительный этап

Проведение психодиагностического исследования, анализ полученных материалов, составление планы работы и коррекционных занятий

Сентябрь, 1 беседа с воспитателями.

Профилактический/
Коррекционный. Октябрь

Занятие 1. Знакомство. Создание рабочего настроения. Обучение АТ детей. Прощание.

Занятие 2. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», занятие №2

Занятие 3. Занятие с песком.

Занятие 4. Использование самомассажа, изобразительной деятельности.

4 занятия,  беседа с воспитателями.

Ноябрь

Занятие 5. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я», занятие 4.

Занятие 6. Занятие в сенсорной комнате

Занятие 7 Игры для профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Занятие 8 Занятия с использованием песка

4 занятия, составление памяток по профилактике

Декабрь

Занятие 9 Занятие в сенсорной комнате

Занятие 10. Занятие с использованием АТ.

Занятие 11 Чистякова «Психогимнастика, занятие 2)

Занятие 12 Крюкова С.В., Слободчикова И.П. «Удивляюсь, злюсь…», занятие 4

4 занятия.

Январь

Занятие 13 Занятие в сенсорной комнате.

Занятие 14 Занятия с использованием песка.

Занятие 15 Занятие с использованием АТ.

Промежуточные результаты.

3 занятия , беседа с воспитателями , родителями для выявления промежуточных результатов, наблюдение.

Февраль

Занятие 16 Занятие с использованием игр для снятия психоэмоционального напряжения

Занятие 17 Занятие в сенсорной комнате

Занятие 18 Занятие с использованием песка.

Занятие 19 Занятие с использованием АТ.

4  занятия

Март

Занятие 20 Куражева И. Ю., Н.В. Вараева и тд «Цветик семицветик», 1-я неделя – Мамины помошники.

Занятие 21 Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей дошкольного возраста, занятие 15

Занятие 22 Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей дошкольного возраста, занятие 16

Занятие 23 Занятие с использованием самомассажа, изобразительной деятельности.

4 занятия

Апрель

Занятие 24 Занятие с использованием сенсорной комнаты.

Занятие 25 Занятие с использованием АТ

Занятие 26 Занятие с использованием песка

Занятие 27 Заключительное занятие. Повторение понравившихся упражнений детям, беседа.

4 занятия, беседа с воспитателями.

Диагностический этап
Май

Проведение психодиагностического исследования, анализ полученной информации.

Май, беседы с воспитателями указаны условно, подведение итогов.

Итого

27 занятий.

  • Описание используемых методик, технологий, инструментария.

Для диагностических целей были использованы следующие методики:

графическая методика «Кактус», М.А. Панфилова  http://psylist.net/promet/00007.htm,

методика «Метаморфозы», предложена Е.Ю. Семеновой, доработана  Д.Г. Сороковым https://studfiles.net/preview/4647317/

цветовой тест эмоциональных состояний на основе теста Люшера http://ped-kopilka.ru/roditeljam/diagnostika-yemocionalnoi-sfery-doshkolnikov.html

Технологии используемые в работе:

Корреционно – развивающая работа  ( М. И. Чистякова «Психогимнастика», Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам, Е.А. Алябьева «Коррекционно – развивающие занятия для детей дошкольного возраста», С.В. Крюкова, Н.П. Слободчик «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радаюсь», И.Ю.Куражаева, Н.В. Ваваева и т.д. «Цветик семицветик», О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», интернет- ресурсы: http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie16.htm , http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-yurevna-vaneva/igry-dlja-profilaktiki-psihoyemocionalnogo-naprjazhenija-u-doshkolnikov.html, http://www.eti-deti.ru/autotrening/159.html, http://www.tenoten-deti.ru/articles/autogennaya-trenirovka-pri-giperaktivnosti-u-detey-4-9-let/, https://summercamp.ru/%D0%90%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8_%D0%B8_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F .

Инновационные технологии  (песочная терапия; методическая литература: Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике, Соснина М.В. Метод sand-art. Ресурсы рисования песком, Семинар Никитиной О.Н.,Соснина М.В. Метод sand-art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисования. Институт практической психологии « Иматон») и использование возможностей сенсорной комнаты ( методическая литература : Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. Селищева Т.В., Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательной организации. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И.Плаксиной. Старшая группа (для детей с ОВЗ) Чевычелова Е.А.).

  • Ограничения и противопоказания на участие в программе:

Противопоказаниями для занятия с песком (песочной терапией) являются наличием у детей синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью (СДВГ), эпилепсия или шизофрения, высокий уровень тревожности, наличие невроза навязчивых состояний, аллергия на пыль и мелкие частицы, легочные и кожные заболевания, а также порезы на руках.

Противопоказаниями для занятия в сенсорной комнате являются наличие у детей глубокой умственной отсталости, инфекционные заболевания. К частичным противопоказаниям можно отнести наличие эпилептических припадков (только релаксационные приемы), неврологические нарушения, при работе с гипервозбудимыми снизить нагрузку на сенсорную сферу, при работе с тревожными детьми исключить резкие переходы от одного к другому стимулу.

  • Необходимые ресурсы для эффективной реализации программы.

Чтобы использовать данную программу наиболее эффективно необходимо, чтобы специалист имел психолого – педагогическое образование, знал, как вступить в контакт с ребенком и основы проведения психокоррекционых занятий, был открыт для детей и положительно настроен на контакт и сотрудничество. Плюсом является наличие опыта профессионального стажа у специалиста и своей системы общения с детьми.

К материально – техническому оснащению относится наличие в учебном заведении сенсорной комнаты и оборудования для проведения песочной терапии.

К информационной обеспеченности относится наличие диагностического инструментария, конспекты коррекционных занятий, наличие памяток по профилактике психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ.

  • Сроки и этапы реализации программы.

Как указано в учебно- тематическом плане программа рассчитана на один учебной год (с сентября по май) и состоит из нескольких этапов:

Диагностический  этап включает в себя подборку диагностического инструментария и анализ методической литературы, непосредственно диагностические мероприятия, анализ полученной информации и составление коррекционной программы.

Коррекционно – развивающий этап включает в себя занятия по снятию психоэмоционального напряжения, развитие положительных эмоций, артистических способностей, снятие мышечного и эмоционального напряжения, тревожности,  агрессивных проявлений.

Промежуточный анализ работы – наблюдение со стороны за изменением поведения ребенка, его эмоциональных реакций, беседа с воспитателями, родителями.

Диагностический этап направлен на сбор данных об эффективности проделанной работы (диагностические мероприятия, наблюдение и сравнение изменения психоэмоционального состояния ребенка и его поведением), анализ полученной информации и сравнение итоговых значений с планируемыми результатами освоения программы. Подведение итогов, работы над ошибками.

  • Ожидаемые результаты освоения программы

Результаты освоения программы можно разделить на две группы: промежуточные и итоговые.

К промежуточным результатам относятся: умение переживать эмоции при помощи взглядов, улыбок, интонаций в голосе, движений, мимики; овладеть адекватными средствами общения со взрослыми и сверстниками; умение воспользоваться на практике одним из способов снятия психоэмоционального напряжения при помощи взрослого.

К итоговым результатам относится: умение контролировать свое психоэмоциональное состояние; регулировать свои эмоции при общении со сверстниками и взрослыми; умение понимать свое и чужое психоэмоциональное состояние; воспользоваться одним из способов снятия психоэмоционального напряжения (самомассаж, АТ, изобразительная деятельность без помощи взрослого); способен контролировать свое поведение и соблюдать правила поведения; снижение психоэмоционально напряжения (чуткий сон, хороший аппетит, снижение усталости после нагрузки, восстановление познавательных процессов : увеличивается концентрация внимания, уменьшается отвлекаемость на занятиях, увеличивается число образов в воображении ребенка, улучшается память);

  • Критерии оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы представляет собой комплексный подход, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность так же педагогов.

Система оценки достижения планируемых результатов должна учитывать особые потребности воспитанников с ОВЗ, условия проведения текущей, промежуточной, итоговой диагностики, основные критерии и цели оценочной деятельности, описание оценочного инструментария и области оценивания (психоэмоциональное напряжение у детей с ОВЗ).

Содержание оценки напрямую связано с направлением оценивания, ее объектом. Объект оценки – это результат освоения программы.  Первый критерий (качественная оценка)  – освоение поставленных итоговых результатов  в полном объеме; Второй критерий – освоение только промежуточных результатов программы, то есть не в полном объеме предложенного материала; Третий критерий -  не усвоение ни итоговых, ни промежуточных результатов усвоения программы. В данном случае проводится полный анализ проделанной работы и программы с целью выявления ошибок, по какой причине они образовались и начинается работа над ошибками для оптимизации данной программы.

Количественный критерий предполагает, что после усвоения данной программы при проведении итоговой диагностике результат по выбранным психодиагностическим методикам будет выше, тем при первом тестировании, что покажет эффективной данной работы и программы.

  • Сведенья о практической апробации программы на базе образовательного учреждения.

Программа еще не была реализована на безе ДОУ, однако, с начала учебного года в индивидуальных и коррекционных занятиях были использованы элементы песочной терапии и занятия в сенсорной комнате. Данные занятия имеют положительный успех. Воспитанники заинтересованы работать с неизвестными для них материалами и инструментами, что приводит не только к терапевтическим результатам, но и способствует всестороннему развитию личности детей с ОВЗ. Они положительно настроены на занятия и с нетерпением их ждут. Программа находится в стадии доработки и планируется начать ее реализовывать в 2018-2019 учебном году.

  • Используемая методическая литература:
  1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей дошкольного возраста
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика.
  3. Крюкова С.В., Слободчикова И.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
  4. Куражева И. Ю, Вараева Н.В., Тузаева Н.С. , Козлова И.А. «Цветик семицветик»
  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И.Плаксиной. Старшая группа (для детей с ОВЗ) Чевычелова Е.А
  6. Никитина О. Н. Песочное рисование в психолого –педагогической практике.
  7. Семинар Никитиной О.Н. Соснина М.В. Методи sand – art: Психотерапевтические ресурсы песочного рисивания. Институт практической психологии «Иматон».
  8. Селищева Т.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия.
  9. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»
  10. Чистякова «Психогимнастика в детском саду»

Интернет – ресурсы:

  1. https://dohcolonoc.ru/stati/632-profilaktika-psikhoemotsionalnogo-napryazheniya.html
  2. http://olga2901l.narod.ru/sandplya.html
  3. http://school35.tomsk.ru/files/img/file/FGOS2016/n1_3_7_1.PDF
  4. http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie16.htm
  5. https://www.cheldeti.ru/health/articles/profilaktika_psihoemocionalnogo_napryazheniya_u_detey_rannego_vozrasta.html
  6. http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-yurevna-vaneva/igry-dlja-profilaktiki-psihoyemocionalnogo-naprjazhenija-u-doshkolnikov.html
  7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/11/15/profilaktika-psikhoemotsionalnogo-napryazheniya-u-detey
  8. http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/36-korrekczionno-razvivayushhaya-rabota-psixologa-v-detskom-sadu/1398-priemy-i-sposoby-snyatiya-emoczionalnogo-napryazheniya-u-doshkolnikov
  9. https://summercamp.ru/%D0%90%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8_%D0%B8_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Профилактика психического состояния ребенка является одной из проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармо...

профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

проблема адаптации детей к условиям детского сада была и остается важной проблемой как для детей и их родителей, так и для педагогов. опыт Гусевой Г.М. рассказывает об эффективных приемах использовани...

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основные средства профилактики психоэмоционального напряжения у дошкольников....

Консультация для родителей 1 младшей группы Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для ...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Данная статья адресована как родителям, так и воспитателям дошкольных организаций. В ней рассматриваются проблема и причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста и ...

статья на тему "Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания"

в статье описаны способы снятия психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания у младших дошкольников...