Психолого-педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дурманова Наталья Александровна

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ppasport_po_tolerantnosti.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Психолого-педагогический проект на тему:

«Формирование  толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Выполнила:

Дурманова Н.А.-

педагог-психолог;

Сычева Т.В. - воспитатель;

Бухвал И.А. - воспитатель

Сухиничи, 2018год

Актуальность

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети  замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к людям других национальностей. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Под толерантностью исследователи понимают:

- терпимость к чужим мнениям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

          Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям разных культур и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья.     В нашем детском саду, и именно в данной группе, как и во многих других в наше время, есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Надо  стараться  сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто находится  вместе с нами.

     Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Проект позволит организовать новое приоритетное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и реализовать  систему  мероприятий с детьми  в данном направлении.

Педагогическими условиями формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в  дошкольном образовательном учреждении станут:

1.Создание толерантного пространства в данной группе образовательного  учреждения.

3. Применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.

4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности.

Новизна заключается в формировании толерантности у детей старшего дошкольного возраста через организацию различных мероприятий в группе; организации специально разработанных познавательных занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы по теме.

Цель проекта: Формирование основ толерантности у дошкольника.

Задачи:

1.Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными  возможностями здоровья.

3. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

4.Организация партнерских отношений с семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

 

Участники: воспитатели, педагог-психолог детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта: вторая половина ноября 2018 года.

Тип проекта: краткосрочный, социально-просветительский,

Материально-техническое оснащение:

  • Компьютер, музыкальный центр;
  • Проектор для презентации;
  • Литература.

Планируемые результаты

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.

Стратегия достижения поставленной цели и задач

 Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, деятельность.

Реализация проекта в образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

I этап: Подготовительный

1.Разработать план работы по формированию толерантности

Воспитатели, психолог

2. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведению проекта

Воспитатели, психолог

3. Изготовление  дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов

Воспитатели, психолог, родители

4. Составить список произведений художественной литературы  для чтения и обсуждения

Воспитатели, педагог-психолог

5. Разработать консультации для родителей

Воспитатели, педагог-психолог

6. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением

Воспитатели, педагог-психолог

7. Сформировать картотеку игр

Педагог-психолог

8. Оснащение предметно-развивающей среды в группе

Воспитатели

9. Вовлечение родителей в образовательный процесс

Воспитатели, психолог

II этап: Реализация проекта

Разработка и проведение мероприятий

с 16 по 30 ноября

Чтение сказок народов мира, пословиц и поговорок о добре.

16 ноября   выпуск  стенгазеты для родителей и детей  « « 16 ноября - Всемирный день толерантности».

 16 ноября   - беседа с детьми и разучивание стихотворений о толерантности (совместно с родителями).

19, 22 ноября -    беседы о толерантности и разбор ситуаций  (педагог-психолог)

20 ноября  - дидактические игры (см. картотеку)

21 ноября – интегрированное занятие «Добрые и злые поступки» с выпуском стенгазеты 

23 ноября игра-занятие «Путешествие в страну Толерантности»

26 ноября -аппликация «Наша планета» с выпуском стенгазеты 

27 ноября -лепка «Мы разные, но мы вместе»

28 ноября – сюжетно-ролевые игры по теме

29 ноября – викторина « Помоги разобраться»

30 ноября – создание «Дерева толерантности», совместно с родителями.

Основные формы работы:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения  через дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

2. Беседы, где используется психологическая и развивающая работа

4.Психогимнастика и дидактические игры. включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Этюды и упражнения направленные на: на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми:  воспитание уважения к людям.

5.Использование художественного слова  –  стихотворений, пословиц и поговорок,

6.Аппликация и лепка – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

В качестве основных методов и приемов работы использовались:

  • Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
  • Слушание и пение детских песен
  • Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
  • Проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни), передающие различные черты характера.
  • Развивающие и словесные игры, направление на знакомство с моральными чертами характера .
  • Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).

2. С родителями воспитанников ДОУ

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру

4. Организация совместной деятельности (разучивание стихотворений, создание «Дерева толерантности» .

III этап: Заключительный

1.Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста.

2. Презентация проекта на собрании педагогов.

В результате реализации проекта будет:

1.Пополнение группы современной методической пособиями по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии досугов.

2.В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.

3.Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

4. У детей будут развиты такие качества личности,  как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение  друг к другу независимо от, социального статуса.

Оценка результатов

Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.  

Продукт проекта: дидактическое пособие «Добрые зверюшки» и набор заданий на развитие толерантности у детей. Также это пособие можно использовать по различным  тематикам на любых других занятиях, и в качестве «волшебного мешочка» для заданий.

Теоретическая и практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что в ней раскрыты  условия, содержание работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Внедрена модель формирования толерантности у детей  старшего дошкольного возраста, и в нее включены  цикл занятий  и бесед, список произведений художественной литературы для чтения и обсуждения, подобраны мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра» .  

Данный проект не только развивает у дошкольников к познанию истории своей “малой” и “большой” Родины, а главное он способствует формированию основных черт толерантной личности:

  1. Терпимость к чужим мнениям.
  2. Сотрудничество.
  3. Отказ от причинения вреда кому-либо.
  4. Дружелюбие.  
  5. Чуткость и заботу.
  6. Доверие.
  7. Доброжелательность.
  8. Умение владеть собой и не осуждать других.
  9. Гуманизм.
  10. Любознательность. .
  11. Чувство юмора.
  12. Умение слушать собеседника.

    Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности  своих детей.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант:  «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь

Список используемой литературы

  1. Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
  2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
  3. Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред.Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
  4. Всеобщей декларации прав человека ООН 1995.
  5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
  6. Закон «Об образовании» 2013 г.
  7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль  
  9. “Ознакомление дошкольников с историей родного края” Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений
  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения // Москва , 2001 г.
  11. Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
  12. Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
  13. Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с

Электронные ресурсы

  1. Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Статья на тему:Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как  отмечают исследователи детского изобразительного творчесва (Сакулина Н.П., Камарова Т.С., и...

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».

Настоящая  рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...

Психолого-педагогические основы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование представлений о числе у ребенка происходит очень рано. Первые работы, посвященные методике и содержанию работы по формированию представлений о числе и счете у детей в период дошкольного д...