Консультация для педагогов. Тема: «О необходимости использования игровой мотивации у детей с нарушениями речи»
консультация по коррекционной педагогике

Рослякова Ирина Александровна

В материале обоснована необходимость использования в коррекционной логопедической работе приёмов игровой мотивации. Описаны психоневрологические особенности детей с нарушениями речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «О необходимости использования игровой мотивации у детей с нарушениями речи»

 

 «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». 

Ян Амос Каменский

Своевременное формирование речи оказывает огромное влияние на  полноценное всестороннее развитие ребенка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Чем богаче и правильнее речь малыша, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка¸ на развитии его мышления. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости! Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

В детских дошкольных учреждениях решением данной проблемы занимается учитель-логопед:  проводит коррекционную работу, добиваясь появления у детей правильной речи. Но подчас  учителю-логопеду приходится с сожалением констатировать: «ребёнок не хочет заниматься». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у дошкольника  не сформировалась потребность в знаниях, нет интереса к улучшению собственной  речи.

Детям, имеющим данные особенности свойственна быстрая истощаемость в процессе коррекционной НОД. Они  быстро устают и пресыщаются любым видом деятельности, что  сказывается на общем поведении ребенка. Как правило, чаще появляется двигательная расторможенность (дети не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами), эмоциональное состояние может варьироваться – от «дурашливости», возбуждённости до агрессивности, отказа выполнять какие-либо действия. Реже наблюдается заторможенность (дети становятся вялыми, пассивными, наблюдается угнетённое состояние).  У обеих категорий детей резко снижается внимание, замедляется понимание словесных инструкций и  контроль собственной деятельности (в первую очередь речевой). Отмечается общая потеря интереса и снижение работоспособности.

С точки зрения нейропсихологии  это связано  с несформированностью или атипичным формированием функциональной или межфункциональной организации мозговой деятельности.

С точки зрения медицины это связано с резидуально-органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС) – перинатальными и постнатальными поражениями.  Причиной  сбоя в формировании мозговой деятельности   являются вредности антенатального, перинатального и раннего постнатального периодов. Они  представлены следующими осложнениями: токсикозами беременности, угрожающими выкидышами вследствие резус-конфликта, соматическими заболеваниями, недоношенностью, нейроинфекциями, травмами головы.

У большинства таких детей наблюдаются   различные нейродинамические нарушения: синдром  гипервозбудимости,  психомоторная заторможенность, либо  могут проявляться и в форме нестабильности психических процессов, дезорганизующих не только деятельность ребенка, но и его поведение в целом.  У данной категории  детей наблюдается  задержка темпов речевого развития,  выявляются трудности поэтапного формирования интеллектуальной деятельности, обобщения уже сформированных понятий; целенаправленность действий находится на низком уровне; самоконтроль и прогнозирование отсутствуют или не достигают возрастной нормы; наблюдается психическая истощаемость. Выражены инертность психических процессов, особенно когнитивных; трудности переключения активного внимания и его узость; а также разнообразные аффективные нарушения: эмоциональная лабильность, раздражительность, возбудимость, дисфории, апатии. Кроме этого, наблюдаются расстройства волевой сферы: слабость побуждений, расторможенность или вялость, пассивность поведения.

На фоне дестабилизирующих психоневрологических факторов у детей данной категории задерживается, а порой, нарушается  формирование психологических особенностей, которые обеспечивают возникновение структур, при которых появляется способность подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Формирование качественно новых особенностей мотивационной сферы происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Вначале происходит «конкуренция одновременно действующих мотивационных тенденций, и ребенок осуществляет свое поведение по линии наиболее сильных, так сказать, победивших сражение мотивов». Затем у ребёнка появляется способность к выстраиванию «иерархии мотивов».  Такое же мнение встречается у А. Н. Леонтьева: «…только в дошкольном возрасте впервые возникает возможность сознательного и самостоятельного подчинения ребенком одного действия другому. Это подчинение, согласно его мысли, становится возможным потому, что именно в этом возрасте впервые возникает иерархия мотивов, основанная на выделении более важных мотивов и подчинения им менее важных».

Соответственно, поднимая потребность ребёнка в  получении новых навыков и знаний на более высокую ступень иерархической мотивационной лестницы, необходимо  создание  привлекательности образовательной деятельности. Поэтому  использование  игры является средством  побуждения, создающим у ребёнка положительный мотивационный настрой.

Использование  приёмов игровой мотивации  приобретает  особенно важную роль в логопедической практике, так как дети с речевыми нарушениями (особенно тяжёлыми) зачастую имеют сопутствующий осложнённый неврологический статус. Им присуща инертность психических процессов, расстройство волевой сферы. Как следствие - снижение любознательности и мотивации познавательной деятельности.

В  процессе коррекционных занятий  наблюдается разный уровень познавательной активности детей, разный объём восприятия и усвоения образовательного  материала, различная степень концентрации внимания. А если снижается любознательность, падает интерес к образовательной деятельности, - дети становятся  пассивными и невнимательными. В то же время возрастная активность ищет своего выхода. Дети отвлекаются и, соответственно, усваивают программный материал в неполном объёме. Такое пассивное усвоение приводит к быстрому забыванию всего того, чему учили на занятии, низкому самоконтролю  к собственной речи.  

Поэтому к работе с  детьми-логопатами  необходим  особый подход.

Как справедливо отмечал   германский педагог А. Дистервег, «ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности».

Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт.

Учитывая эти особенности, при проведении коррекционно-развивающих форм НОД  необходимо создание яркой игровой мотивации для достижения положительных результатов.  Именно игра  является самым действенным стимулом, мотивирующим пусковым механизмом, побуждающим ребёнка к активной работе. Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, естественной  средой  его развития  является игра. В игровой форме сложные и порой малоинтересные  логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием, так как усвоение информации происходит через процесс «проживания».  Используя игровую форму организации занятий, можно  тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки.  Закономерным стимулом к такому занятию,  побуждающим механизмом, может быть только игровая форма мотивации.

  Как же пробудить у ребят желание? В чём сущность потребности в знаниях? Как она возникает?  Как развивается?  Какие педагогические средства можно использовать для формирования у воспитанников мотивации к процессу коррекции речи?  Этот вопрос особенно актуален для детей, имеющих речевые нарушения.

 «Все искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство возбуждения» (А. Дистервег).

С этим высказыванием нельзя не согласиться.  Возбуждение  у детей интереса к занятию, или какой либо деятельности, создание  условий  увлеченности, направление  усилий  детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений – это основополагающие факторы мотивации.

Мотивация – (от лат. movere – приводить в движение, толкать) - это процесс побуждения, совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. 

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Повысить эффективность работы по автоматизации звуков за счёт повышения занимательности индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.
  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить речевую активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей.

Мотивацию можно назвать  грамотно  организованной если:

  • У ребёнка появляется понимание цели коррекционной деятельности (т.е. понимание «Для чего я это делаю?»).
  • Побуждающие игровые   мотивы  достаточны  для  появления у ребёнка  желания преодолевать речевые трудности;
  • У ребёнка наблюдается положительный  эмоциональный настрой:  чувство удовольствия от предвкушения предстоящего игрового процесса – в начале занятия;  и  чувство удовлетворения от достигнутого результата – в конце занятия.
  • В процессе коррекционного занятия  ребёнок увлечён, сконцентрирован  на достижении результата.

В процессе коррекционных форм НОД

 применяются различные типы мотивирования:

  • Первый тип - игровая мотивация – «Помоги сказочному персонажу (игрушке)», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы различных героев (сказочных персонажей, игрушек).
  • Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе – в логопедической практике – составить рассказ, вместе со взрослым проговорить стихотворение, разложить картинки по определённым коробочкам (проговаривая слова) и т.д..
  • Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Эта мотивация может быть интерпретирована так:  Научи меня как строить заборчик (т.е проговаривать слоги), как выполнять артикуляционные  упражнения.
  • Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя (или близких)» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Например,  изготовим цветок для мамы – в каждый лепесток «положим» правильный звук – так маме будет приятнее.
  • Пятый тип мотивации «Порадуй маму (педагога)» - основан на желании заслужить от взрослого  похвалу, получить высокую оценку своим умениям.
  • Шестой тип мотивации «Поиск приключений» - основан на желании отправиться в путешествие, окунуться в атмосферу приключенческой интриги.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод: продуманная мотивация  усиливает желание воспитанников слушать педагога, выполнять учебные действия, применять на практике полученные навыки звукопроизношения. Игровая мотивация является средством повышения заинтересованности ребёнка в получении знаний, а в дальнейшем, и повышения результативности всей коррекционно-образовательной деятельности.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. -- М.: Международная педагогичекая академия, 1994.
  2. Бенилова С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы: Пособие для врачей. —— М.: Прометей; Книголюб.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин —— М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965г.
  6. СемагоН.Я., СемагоМ. М. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005.—384с,илл.
  7. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к  педагогике. - Красноярск, Краевой институт усовершенствования учителей, 1990. – 116 с.1990;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"

Игровое занятие для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы "Игры от волшебницы Зимы"...

Конспект "Игровая технология как средство повышения мотивации у детей с нарушениями речи"

В данной публикации затрагивается тема мотивации детей с нарушениями речи к занятиям. Приводятся примеры игровых приемов для мотивации детей к логопедическим занятиям....

Каталог подвижных игр и игровых упражнений для детей с нарушением речи 5-7 лет

laquo;Движение руки всегда связано с речью и способствует ее развитию» В.М.БехтеревРечь человека – это его визитная карточка, недаром Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал&raq...

Подвижные игры и игровые упражнения для детей с нарушением речи.

Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить  ряд  коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, компо...

Особенности игровой деятельности у детей с нарушениями речи

В сообщении раскрыты особенности игры у детей с нарушениями речи...

Обмен опытом на РМО по логопедии по теме "Игровые пособия для детей с нарушениями речи"

Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности....