Организация взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса
статья по коррекционной педагогике

Тюлькина Людмила Николаевна

Описание принципов и модели взаимодействия узких специалистов и воспитателей ДОУ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimod_2_2.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия всех специалистов, являются следующие:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий  и свободной деятельности детей. 

2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников. 

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей. 

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений. 

5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения. 

6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов. 

7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях. 

8. В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Для успешного взаимодействия необходима тесная взаимосвязь всех специалистов и воспитателей групп, это возможно при выполнении следующих условий:

- совместное планирование работы;

- одновременное решение коррекционно-образовательных задач всех специалистов детского сада (каждого в своей деятельности).

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо придерживаться следующей системы.

1. Воспитатели совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что узкий специалист  должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты.

При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий специалиста.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

4. Тесно взаимодействуем с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Взаимосвязь в работе логопеда с педагогом-психологом.

1.Организация на занятиях психогимнастики.

2.Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.

3.Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, логического

мышления через различные формы занятий.

4.Развитие зрительного гнозиса.

5.Расширять запас знаний у детей через ознакомление с окружающей

действительностью.

6.Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать предметы.

Взаимосвязь в работе логопеда с инструктором по физической культуре.

1.Развитие общей моторики через игры и упражнения на занятиях.

2.Формировать правильное речевое дыхание (длительность выдоха, дифференциация ротового и носового дыхания).

3.Проводить расслабляющие упражнения (релаксация) для снятия мышечного напряжения с элементами психогимнастики.

4.Развитие координации движений, ориентировки в пространстве в соответствии со словесными указаниями педагога:

а/Коррекционные задания для развития восприятия, внимания, памяти и др. высших функций;

в/Формировать умение сосредотачивать свое внимание на действиях -словесной инструкции педагога.

Запоминать последовательность двух и более заданий, а также запоминать

словесную инструкцию педагога с постепенным усложнением (имитация движения

животных, птиц и т.п.)

Взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.

- Подготовительный этап –

1.Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического

слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации

движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики для

формирования артикуляционного уклада звуков.

- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков –

постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

1.Автоматизация звуков в распевках.

2.Продолжать развивать неречевые функции.

3.Совершенствовать речевую моторику (переключаемость, координацию; точность выполнения движений).

4.Развитие звуковысотного и динамического слуха; фонематического восприятия.

5.Воспитание умения восстанавливать связи между звуком и его музыкальным образом

- Этап формирования коммуникативных умений и навыков –

1.Закрепление двигательных умений через разные приемы на занятии.

2.Совершенствовать музыкальный слух; фонематическое восприятие; певческий диапазон голоса.

3.Формировать умение правильно употреблять звуки родного языка в различных формах и видах речи на музыкальных занятиях; а также во всех ситуациях общения.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

-Формирование правильного произношения.

-Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

-Развитие навыка связной речи.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия субъектов в ДОУ

А. А. Майер, Л. Г. Богословцев Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной сис...

"Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса"

публикация расскрывает особенности одной из новых форм взаимодействия с родителями как  семейный театр....

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Взаимодействие специалистов в коррекционно- образовательном процессе и их  основные функции....

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.2.Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.3.Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и воспи...

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса

Представлен метериал о создании мультидисциплинарной команды специалистов, её функционировании для реализации коррекционоо-развивающих программ...

Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.

У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям  необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время  требует...

Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Консультация для воспитателей и специалистов...