Консультация для родителей "Адаптация ребенка к дошкольному учреждению".
консультация (младшая, средняя группа)

Серегина Людмила Александровна

Адаптация ребенка к  детскому учреждению,  а значит к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. С приходом в дошкольное учреждение происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта смена условий жизни может сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_k_rod._sobraniyu.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к  детскому учреждению.

Сентябрь – пора самого важного события в жизни некоторых малышей и их родителей – похода первый раза в дошкольное учреждение.

 Многие родители его немного побаиваются, опасаясь слез (причем, с обеих сторон), истерик и прочих «катастроф» мирового масштаба. Часто случается так, что отсутствие определенных знаний у родителей и навыков и у ребенка превращает поход в дошкольное учреждение в муку для родителей.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня, новое помещение, в котором много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

 Адаптация ребенка к  детскому учреждению,  а значит к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. С приходом в дошкольное учреждение происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни.                                       Эта смена условий жизни может сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря,  такое? 
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение  является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему.

Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому маленький ребенок не может быстро адаптироваться к детскому коллективу, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если это впечатлительный и эмоционально чувствительный ребёнок.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затруднённой адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Нередко боязнь новых людей и новых ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация.

Средний срок адаптации в норме составляет: 

– в младшем дошкольном возрасте- 2-3 недели, 
– в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
 

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации "срывы" все же возможны;

• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца (или 2-х), ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет - (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Для успешной адаптации важна предварительная подготовка и время, выделенное на постепенное вхождение малыша в коллектив. Немаловажен профессионализм воспитателя, его умение и стремление наладить с ребенком контакт. И, конечно, очень значимыми остаются внимание, любовь и поддержка родителей

Как же помочь своему ребенку? 

Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского учреждения, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить его заранее, о чём говорила Наталья Витальевна.

1.Спокойствие, только спокойствие! Во-первых, успокойтесь сами. Прописная истина «Спокойная мама - спокойный малыш» работает здесь как никогда лучше.   Чем положительнее настроена вся семья, тем благоприятнее атмосфера дома и за его пределами.

 2. Готовь сани летом! Формируйте и развивайте у ребенка навыки и умения, которые пригодятся ему в детском учреждении.  Как правило, дискомфорт и нежелание ходить туда возникает из-за того, что малыш, например, не умеет держать ложку самостоятельно. А ребёнку кажется, что «Мария Ивановна» будет долго возмущаться, ругаться.  Ребёнок впитывает все родительские опасения и разговоры, как губка, что может спровоцировать нежелание ходить в группу.

Умение самостоятельно принимать пищу. Умение пользоваться горшком. Умение мыть руки. Умение самостоятельно одеваться (частично). Умение убирать за собой игрушки. Играть с другими детками в простые игры. Умение слышать взрослого и реагировать на его просьбы: - эта база поможет ребенку быстрее и комфортнее адаптироваться к новым условиям.                  Надо сказать, что 2-3 года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. Но родителям нужно запастись терпением.                     Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) "на самостоятельность". Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам.

3. Режим дня – наше все! Родители должны понимать, что без режима дня о собранности и эмоциональной стабильности ребенка и речи быть не может. Очень много трудностей возникает тогда, когда ребенок привык поздно ложиться спать (да и днем мама позволяла смотреть мультики вместо сна или засыпая).   В сад же нужно вставать рано. Какое может быть у малыша настроение, если самого утра ему пришлось бороться с собой и со всем миром, пытаясь открыть глаза? Добавьте к этому слезы мамы, нервные крики папы на маму, опаздывающего на работу, причитание бабушки, попытки дедушки вразумить «неразумное дитя».                                                        Нередко трудности в адаптации к садику бывают вызваны именно тем, что ребенку трудно привыкнуть к новому распорядку дня.
Нужно привести режим дома в соответствие с "нормативами" детского учреждения и придерживаться его в выходные дни.

4.Этот огромный безумный мир! С раннего детства показывайте ребенку мир  людей от мала до велика.  Так у него выработается понимание, что помимо него, на планете живет много «существ» с которыми можно играть и весело проводить время.

5. Кусочек «дома» с собой! Перед походом в дошкольное учреждение предложите ребенку взять из дома одну вещь, связанную с домом. Например, мамины старые часы или папино фото или игрушку.  Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к учреждению.                  
    6. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. Следует ознакомить специалистов с привычками и особенностями развития своего малыша, рассказать о характерных чертах поведения ребенка, его склонностях и интересах.                                                   В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам.                   Как правило, в первые  дни дети устают как психологически, так и физически.  Уменьшайте нагрузку на нервную систему, - на время сократите просмотр телевизионных передач.  По возможности хорошо устраивать «маленькие праздники» и  поощрения ребёнку. 

7. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для малыша в семье. Щадите ослабленную нервную систему ребенка. Не реагируйте на выходки своего ребёнка бурно и не наказывайте за капризы. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Поведение дошкольников в период адаптации может резко меняться. Они ведут себя по разному: неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, могут кусать, царапать одногруппников, драться.  Родителям нужно быть готовым морально и к этому.  Дома постарайтесь спокойно поговорить о том, как правильно надо себя вести с одногруппниками. Уделяйте ребенку максимум внимания и заботы. Помните, что ни один садик в мире не заменит Вашему ребенку семью и самого любимого и дорого человека в мире – маму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения" поможет родителям и воспитателям правильно подготовить ребенка к посещению детского сада. Здесь содержатся полезные рек...

Консультация для родителей "Адаптация к дошкольному учреждению"

Советы родителям для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения....

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"

Консультация для родителей Консультационного центра...

консультация для родителей "Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"

Консультация для родителей 1 младшей группы детского сада №54 УКМО "Адаптация ребенка к дошкольному учреждению"...

Консультация для родителей "Адаптация к дошкольному учреждению"

Краткие рекомендации для родителей перед началом посещения ребёнком детского сада....

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Консультация для родителей«Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»...