Дети с ОВЗ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гулькина Лариса Васильевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Эффективные игровые методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях».

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении.

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие. Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребенка. Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции. Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.

Группа дошкольников  неоднородна,  в неё входят и  дети с разными нарушениями  развития, выраженность которых может  быть  различна:

  •  дети с нарушениями слуха;
  • дети с минимальными нарушениями зрения;  
  • дети с задержкой психо-речевого развития;
  • дети с нарушениями форм поведения (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
  • дети с нарушениями  опорно-двигательного аппарата.

Цель музыкального воспитания помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.

Методика обучения детей музыке, а особенно детей с проблемами в развитии разнообразна и вариативна. Основным, является игровой метод, который придает учебному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения материала, повышает эмоциональный фон занятий.

Специально подобранные игры, танцы, хороводы создают максимально благоприятные условия для развития детей, и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Ещё В.Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Игровые методы -это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач. Достоинство методов состоит в том, что они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием. Игровые приемы – это составная часть метода средство повышения активности детей. Методы и приёмы могут быть практическими, словесными и игровыми.

Для привлечения внимания детей к теме занятий, педагог использует музыкальные приемы такие как:

  1. привлечение кукол, мелких и крупных, сказочных персонажей к проведению занятий;
  2. создание игровой ситуации;
  3. изучение наглядных материалов, иллюстраций, игрушек;
  4. использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц;
  5.  использование сказочных сюжетов.

  1. Игровой прием привлечение кукол, игрушек к проведению занятий.

 Этот прием вызывает у детей чувство удивления, эмоциональный отклик. Например, кукла пришла на концерт и хочет послушать песенку. Затем она говорит спасибо и даёт оценку исполнению этой песенки.

Кукла – является посредником между взрослым и ребенком, дети ей очень доверяют.

Куклу можно использовать в начале музыкального занятия в играх-импровизациях:

  1. Игра «Знакомство»

Педагог: -Как тебя зовут?

Ребенок: –Ксюша!

Педагог: – Что ты делаешь?

Ребенок: – Играю!

Педагог:- Спой полное имя.

Ребенок:-Ксе-ния!

  1. Игра «Эхо-отзовись»

Дети должны представить, что они в лесу, педагог поет то громко, то тихо (Ау-ау), дети должны точно повторить за педагогом. Здесь мы решаем ряд задач: готовимся к пению a cappella, развиваем координацию слуха и голоса, тренируем чистоту интонации.

  1. Игра «Вопрос-ответ».

Педагог пропевает вопрос, задача ребенка внятно спеть придуманный ответ. Далее роль педагога играет другой ребенок (здесь можно использовать две куклы). Такие игры импровизации полезны детям с ОВЗ, так как просты в исполнении.

Развивать певческий голос у ребенка можно лишь в том случае, если он правильно развивается эмоционально. Если ребенок отстает в эмоциональном развитии, то он обычно не проявляет интереса к пению.  Депрессивным и заторможенным детям легче усваивать песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор «потешки, прибаутки»:  «Во-поле береза», «Заинька», «Сорока», «Как у наших у ворот», «Две тетери у ворот». Детям с отставанием в эмоциональном развитии – пением с использованием игрушек и иллюстраций. Детям с нарушением речевого развития пение на слоге «ля-ля», «тили-ли», «туру-ру» способствует автоматизации правильного произношения.

Игрушки, которые могут «разговаривать, двигаться» используются во время слушания музыки с детьми младшего возраста.

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке могут спрятаться игрушки, которые пришли в гости на занятия. Звучат знакомые песенки, дети по звучанию должны определить, кто находится в мешочке.

Для старшего возраста подойдет игра «Цветик-семицветик».

Приходит садовник и приносит чудесный цветок (лепестки у цветка съемные), вызванный ребенок отрывает лепесток, переворачивает его, видит рисунок по сюжету музыкального произведения, если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его, а также назвать имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись этого произведения. На занятии педагог использует 2-3 лепестка, а в свободное время использует все 7. Эта же игра проводится по типу «Угадай мелодию» в обратном порядке.

Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности Важным условием оздоровительной работы является формирование у детей художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической музыкой.

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П.Чайковского и др.).

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга «Жаворонок» И.Глинка, «Лебедь» Сен Сан, «Серенада» Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

  1. Прием использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц.

Загадка позволяет в интересной форме рассказать детям о чём–то, создаёт эффект неизвестного, непознанного. Помогает усваивать и осознавать связи между предметами.

Музыкальный руководитель создает игровую ситуацию: сообщает детям, что сегодня они посетят, необычный музыкальный магазин. Для того, чтобы узнать, что это за магазин детям загадывают загадки об инструментах, за правильную отгадку выдается изображение инструмента, которые закрепляются на витрине магазина.

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко,

На красивых ярких. (ложках)

При игре на музыкальных инструментах тоже можно использовать карточки-загадки. Ребенок отгадавший загадку, берет инструмент, на котором будет играть.

  1. Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.        

Ему совсем не больно. (Бубен)

  1. Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

И услышишь голос мой,

Деревянный, озорной. (Трещотка)

  1. Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

  1. Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

  1. Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит-

В ногу всем шагать велит  (Барабан)

Так же можно использовать игру «Кубик-оркестр».

 Дети под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет себе на стульчик. Игра повторяется пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестре». Для детей с ОВЗ достаточно простучать несложный ритмический рисунок, на тех инструментах, которые выбрал им «Кубик-оркестр». Так же можно озвучивать музыкальные сказки.

Сказка «Репка».

Музыкальный руководитель рассказывает сказку, а дети иллюстрирую сказочных героев, при помощи музыкальных инструментов.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

  1. Прием создания проблемной игровой ситуации.

Он направлен на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-либо)

Игровая ситуация «Живая клавиатура». Буратино шел с нотами домой, но упал и они рассыпались, нужно помочь ему собрать нотки. На столе лежат карточки, каждый ребенок выбирает себе определенную ноту, все дети выстраиваются в звукоряд, каждый поет свою ноту, а затем все вместе пропевают гамму вверх и вниз.  

Игровая ситуация «Я забыла». Нужно помочь педагогу продолжить или закончить песню, танец (проверка знаний знакомого материала).

  1. Дидактическая игра.

Здесь всё регулируется игровой задачей и игровыми правилами. Педагог знакомит детей с её содержанием и правилами и контролирует их выполнение.

Игра «Найди ноту»

Нужно найти пропущенную ноту в звукоряде, ее украла «Королева Фальшь».

Игра «Расставь по порядку»

Необходимо расставить карточки с длительностями от самых коротких, до самых длинных.

  1. Прием использование сказочных сюжетов.

Применение сказочного сюжета – знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно, объединяет занятие сюжетный конвой, вносит ощущение необычности, способствует проявлению творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Наибольший отклик у детей с ОВЗ вызывает именно сказка.

Сказка «Храбрый колобок»

(Дети играют роль колобков; звери – куклы би-ба-бо на руке у музыкального руководителя). Жили-были храбрые колобки. Отправились однажды они погулять. (Звучит р.н.п. «Во-саду ли, в огороде», дети бегают на носочках) Навстречу им заяц (звучит: р.н.п. «Заинька поплящи»). «Колобки, колобки, я вас съем! » Давайте предложим зайчику съесть морковку и потанцевать с нами (Звучит р.н.п. «Я на горку шла», дети танцуют с зайцем). Покатились колобки дальше, а навстречу им волк (звучит р.н.п. «Ах вы сени») «Колобки, колобки, я вас съем! » А колобки занимаются спортом. Покажем это волку! (Звучит англ.песня Ф.Чёрчилла «Нам не страшен серый волк»). Убежал волк, а колобки покатились дальше. Кто вышел им на встречу из темной чащи? Медведь! (Звучит р.н.п. «Барыня»). Колобки, я вас съем!» Давайте напугаем медведя. Мы умеем громко хлопать и топать. (Звучит финн. полька «Летка-енка муз.Лихтинена). А вот и лиса пожаловала. (Звучит  р.н.п. «Как пошли наши подржки».) «Какие вы, колобки красивые! Пойдемте со мной, я вас тортиком угощу». Пойдем с лисой? Конечно нет! Она обманщица. Мы, лиса, тебя не боимся, нас не обманешь! Что мы сделаем? (Предложения детей) А давайте позвоним в полицию. Знаете номер телефона? (дети «достают сотовые телефоны» и звонят 02, лиса убегает). Хорошо погуляли колобки, никого они не испугались! (звучит р.н.п. «Пойду ль я»). Колобки танцуют.

И в заключении хочется заметить, что выбор игровых методов и приёмов обучения зависит от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей.

Но педагог должен понимать, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение и заигрываться нельзя.

В настоящее время в системе дошкольного образования главной является позиция гуманизации целей и принципов работы с детьми. Поэтому обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...