Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Попова Наталия Анатольевна

В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий  с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного индивидуального занятия  с ребенком в возрасте 4-х  месяцев в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования

«Поиграем с пузырьками».

Программное содержание:

Оборудование:

   Учить ребенка находить невидимый источник звука; выполнять целенаправленные действия по отношению к предмету, находящемуся в поле зрения ребенка; развивать и совершенствовать навыки хватания; способствовать созданию радостного настроения.

  • Пуфики-кресла с гранулами;
  • Зеркальный шар;
  • Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
  • Музыкальный центр;
  • Записи релаксационной музыки.
  • Погремушка, неваляшка

Ход занятия:

Организационный момент:

Основная часть:

Заключительная часть:

I БЛОК

Ребенок лежит на пуфике. Дефектолог проводит ребенку лёгкий массаж пальчиков. (погладить его ручки, ножки, сделать, разминание, легкое поглаживание), приговаривая:

Сладко мой птенчик живет:

Нет ни тревог, ни забот,

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Только б не плакал малыш!

II БЛОК

Включен зеркальный шар, играет тихая музыка. Яркие световые эффекты привлекают и поддерживают внимание, способствуют релаксации, стимуляции двигательной активности.

Ребёнок на руках у дефектолога. Если ребенок хорошо держит головку в вертикальном положении,

то, поддерживая его подмышки, можно слегка поставить его на ноги, вызывая отталкивание от опоры и привлекая его внимание к огонькам на стене. Если ребенок плохо удерживает головку в вертикальном положении, то надо держать его на руках в положении лежа на животе и привлекать его внимание к огонькам на стене: «Посмотри, какие красивые огоньки, давай попробуем их поймать. Молодец, Ванечка, лови, лови огоньки».

Д/и «Что звенит?»

Цели: учить ребенка находить невидимый источник звука; выполнять целенаправленные действия по отношению к предмету, находящемуся в поле зрения ребенка; развивать и совершенствовать навыки хватания; способствовать созданию радостного настроения.

Ход игры:

Зеркальный шар выключен, свет приглушён, играет тихая музыка.

Дефектолог: «А теперь мы ляжем на спинку и послушаем, где звенит погремушка. Молодец, Ванечка, вот она!» (Повторить 2-3 раза).

Дефектолог то приближает, то удаляет погремушку от ребенка, но она всегда должна находиться в поле его зрения.

Приблизить игрушку к руке ребенка, но не позволять ее взять до тех пор, пока малыш не перевернется со спины на бок, а затем на живот. При необходимости можно помочь ребенку. Как только ребенок повернется, можно дать ему возможность захватить погремушку. Повторить все то же самое, побуждая ребенка повернуться в другую сторону. Погреметь игрушкой, приговаривая:

Погремушечка, погремушечка,

Погреми, погреми, погремушечка.

Так, так, так, так,

Погреми, погреми, погремушечка!

Упражнение «Наш Ванечка учится ползать».

Цель: побуждать ребенка к ползанию.

Ход:

Дефектолог: «Кто у нас стоит на коврике? Это неваляшка. Как она поет песенку?»

Динь-дон, динь-дон,

Всюду слышен перезвон.

Ребенок лежит на животе. Дефектолог приставляет ладони к его ступням, что бы он смог упереться в них и оттолкнуться.

Упражнение «Самолетик»

Цели: побуждать ребенка откликаться общим оживлением и улыбкой на игру; побуждать к эмоциональному голосовому общению со взрослыми.

Ход:

Дефектолог берёт ребенка на руки и раскачивает его влево, вправо, вверх, вниз, издавая звук: «з-з-з-з».

Дефектолог: «Прилетел самолетик, и наш Ванечка прилетел, прямо к рыбкам».

Д/и «Колонна с рыбками».

Цели: формирование зрительного сосредоточения; развитие внимания, тактильного восприятия; активизация гуления.

 Ход игры:

Дефектолог держит ребенка вертикально (если малыш держит голову) или лежа на руках. Обратиться к малышу: «Где у нас рыбки, где пузырьки?». При этом приложить ручки ребенка к колонне. Ребенок обнимает ее, прижимается к ней.

Упражнение «Посмотри на малыша».

Цель: стимуляция поднятия и удержания головы.

Ход:

Для игры используется детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной. Ребенка надо уложить на живот на мягкую платформу возле колонны, лицом к зеркалу.

Дефектолог постукивает по зеркалу и говорит: «Посмотри на малыша», побуждет ребенка поднять голову и посмотреть на свое отражение, при этом хвалит ребенка: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий! Ванечка пригожий!».

III БЛОК

Организуется релаксация – снятие усталости, напряжения, создаётся положительная установка на дальнейшие занятия.

Дефектолог обращается к ребенку: «Наши ручки отдыхают, наши ножки отдыхают».

Включить релаксационную музыку, поглаживать ребенка по голове, приговаривая:

Ах, ты мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусочек!



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного индивидуального занятия  с ребенком в возрасте 8 - ми  месяцев в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования

«Веселые огоньки».

Программное содержание:

Оборудование:

 Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности и дифференциации предметов; формирование представлений о различной текстуре и свойствах предметов, стимулирование умения брать игрушки двумя и тремя пальчиками; развитие двигательных навыков, внимания; достижение положительного эмоционального состояния; формирование зрительного сосредоточения; развитие тактильной чувствительности; стимуляция лепета.

  • Пуфики-кресла с гранулами;
  • Зеркальный шар;
  • Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
  • Музыкальный центр;
  • Записи релаксационной музыки;
  • Предметы из разных материалов: игрушки, ленточки, природный метериал.

Ход занятия:

Организационный момент:

Основная часть:

Заключительная часть:

I БЛОК

Включить тихую музыку, свет приглушить. Ребенка положить на мягкий пуфик. В комнате безопасно, спокойно. Начать с легкого массажа (поглаживания, разминания) пальчиков рук, ног, приговаривая потешку:

Что за ножки?

Что за ножки?

У тебя, у нашей крошки!

Эти ножки, эти ножки

Будут бегать по дорожке!

II БЛОК

Д/и «Давай потрогаем».

Цели: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности и дифференциации (различения) предметов; формирование представлений о различной текстуре и свойствах предметов:

       Ход игры:

Дефектолог с малышом на руках  гуляет по комнате, знакомит его с особенностями вещей, воспринимаемых на ощупь. Малыш ощупывает предметы, а дефектолог называет их свойства: мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные, теплые и т.д, Показывает ребенку коробку,произносит: «Посмотри, коробка, красивая! Это ленточки».

Упражнение «Вытягивание лент».

Цель:

совершенствование мелкой моторики пальцев обеих рук; стимулирование умения брать игрушки двумя и тремя пальчиками, опускать их в коробку.

Ход:

Дефектолог показывает малышу, как можно взяться двумя или тремя пальчиками за кончик ленты, свисающей из коробки. Когда малыш вытянет все ленты, можно поиграть с ними, подбрасывая их вверх.

Упражнение «Поймай огонек».

Цели: развитие двигательных навыков, внимания; достижение положительного эмоционального состояния.

Ход:

Под потолком вращается зеркальный шар. Общий свет выключен. Дефектолог: «Давай поймаем огонек (поднимите ручки малыша вверх):

Огонек летит, летит

Я поймать его хочу.

Не поймал!

Вот какие быстрые огоньки».

Д/и «Посмотри, какие рыбки».

Цели: формирование зрительного сосредоточения; развитие тактильной чувствительности; речевое развитие.

Ход игры 

Дефектолог:: «Кто плавает в водичке? (Включить пузырьковую колонну с рыбками, общий свет выключить.) Посмотри, рыбки красивые плавают вверх и вниз. Хочешь поймать рыбку?

Рыбка, рыбка-озорница,

Мы хотим тебя поймать!

Никак не поймать рыбку. Пузырьки играют с рыбками: «Буль-буль, Буль-буль»:

Осторожно, пузыри!

Ой, какие! Ой, смотри!

Раздуваются, блестят!

Отрываются, летят!

Давай потрогаем колонну. Какая она? Прохладная. А если щечкой прижмемся? Гудит: «у-у-у-у-у».

Мы с тобой поиграли, а теперь отдохнем»

III БЛОК

Свет приглушен. Ребенок лежит в удобной для него позе, дефектолог поглаживает его, поёт ему песенку. Мягкие и теплые интонации голоса, ласковое обращение, монотонность пения успокаивают, создают атмосферу доверия и комфорта.

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного коррекционно - развивающего занятия  с малой подгруппой детей 3-го  года жизни в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования «Путешествие с Мишуткой».

Программное содержание:

Оборудование:

Формирование слухового и зрительного сосредоточения; стимуляция направленного движения руки; ознакомление детей со свойствами предметов округлой формы; обучение выполнению действий с предметами, имеющими сквозное отверстие; развитие мелкой моторики; расширение сенсорного опыта детей; стимуляция и удержание внимания; создание эмоционально-положительного фона настроения; развитие тактильного восприятия, координации.

  • Пуфики -  кресла с гранулами;
  • Сенсорная тропа;
  • Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
  • Зеркальный шар;
  • Безопасный оптиковолоконный пучок торцевого свечения «Светлячок»;
  • Музыкальный центр;
  • Записи релаксационной музыки;
  • Пирамидка;
  • Игрушка – медведь

Ход занятия:

Организационный момент:

Основная часть:

Заключительная часть:

I БЛОК

Дефектолог: «Мы сейчас пойдем в гости к Мишутке. Посмотрите, какой он большой, какие у него ушки, глазки, носик. А это лапки. Как Мишутка в лесу кричит. а будет с нами играть».

Звучит релаксационная музыка. Дети лежат на пуфиках. Дефектолог поглаживает их ручки, ножки (можно использовать колючий мячик), приговаривая:

Спят луга, спят леса,

Пала светлая роса.

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят.

К нам в окно луна глядит,

Малым деткам спать велит.

II БЛОК

        Д/и «Солнечный зайчик».

Цели: формирование слухового и зрительного сосредоточения; стимуляция направленного движения руки.

Ход игры 

Свет выключен, включен зеркальный шар.

Дефектолог обращается к малышу: «Посмотри, это солнечные зайчики, давай их поймаем:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!»

Ребенок на руках у дефектолога или стоит самостоятельно. Поддерживая внимание детей и создавая радостную атмосферу, дефектолог побуждает детей к тому, чтобы они сами попытались поймать ускользающего «зайчика».

Дефектолог обращается к детям: «Давайте посмотрим, что мишутка спрятал для нас влесу. Пирамидка. Давай возьмем ее».

Д/и «Собери пирамидку».

Цели: ознакомление детей со свойствами предметов округлой формы; обучение выполнению действий с предметами, имеющими сквозное отверстие: развитие мелкой моторики; расширение сенсорного опыта детей.

Ход игры 

Освещение естественное. Дефектолог показывает ребенку дырочки в кольцах пирамиды. Комментирует свои действия: «Посмотри, как я надеваю на стержень колечки. Придерживаю одной рукой основание – нижнее колечко, а другой рукой беру второе колечко и нанизываю. (Ребенок действует по образу, нанизывая колечки в любом порядке.) молодец, собрал пирамидку, и мишутка тебя хвалит, погладь его. Вот какая у нас цветная пирамидка получилась. Давай погуляем с мишуткой.

Посмотри, что это за ниточки цветные?»

Свет приглушается.

Упражнение «Звездочки».

Цели: стимуляции и удержание внимания; эмоциональное успокоение.

Ход:

Дефектолог обращает внимание детей на оптиковолоконный пучок торцевого свечения «Светлячок»: «Посмотрите, звездочки, то гаснут, то загораются. Давай их потрогаем. Мы свами поиграли, а теперь пойдем смотреть рыбок. Пройдем по дорожке, переходя с «Кочки» на «кочку».

Упражнение «По сенсорной тропе».

Цели: развитие тактильного восприятия, координации; профилактика плоскостопия.

Ход:

Дефектолог обращает внимание детей на характеристики «кочек»: «Вот «кочка» колючая, а вот мягкая, а следующая пушистая.

Что за ножки? Что за ножки?

У тебя, у нашей крошки!

Эти ножки, эти ножки,

Будут бегать по дорожке!

Вот как мы ходим хорошо, но давайте и ручками поработаем. Поползли скорей к рыбкам».

      Упражнение «Рыбки и пузырьки».

Цели: стимуляция и развитие вниманиядетей; создание доброжелательной атмосферы.

Ход:

Дефектолог предлагает детям сесть на мягкую платформу рядом с пузырьковой колонной. Обращает на нее внимание малышей: «Посмотрите, как плавают рыбки: то вниз, то вверх».

Дети трогают колонну, прижимаются к ней, смотрят на пузырьки, слушают, как они булькают, ощущают вибрацию. Дефектолог в это время проговаривает стихи:

Ты смотри, смотри, смотри,

Полетели пузыри,

Красный, желтый голубой,

Выбирай себе любой!

Дефектолог предлагает детям посмотреть в зеркало и сказать, кто там отражается: «Да это ты, Ванечка, давай-ка улыбнемся. Вот такой красивый! Вот какой пригожий!».

III БЛОК

Звучит релаксационная музыка, в комнате полумрак. Дети лежит на мягких пуфах. Поглаживая ручки и ножки малышей, дефектолог приговаривает:

 «Полежим, отдохнем. Ванечка хороший, Ванечка пригожий!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием КТ (2гр. раннего возраста) Тема: «В гости к кошечке»

Ход занятия: Дети заходят в группу.Кто у нас хороший, кто у нас пригожий,Детки у нас хорошие, детки у нас пригожие. Раздается звук мяу-мяу.В-ль: Кто это мяукает? На экране ...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия с детьми с ТНР подготовительного возраста (6-7 лет) по теме:"Транспорт".

В предлагаемом материале представлен конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи по теме:"Транспорт". Занятие проводят учитель-логопед и воспитат...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми 5-6 летнего возраста с ОНР «Урок в лесной школе»

Коррекционно-развивающее занятие по разделу « Развитие лексико-грамматических средств  и самостоятельной развернутой фразовой речи» с детьми 5-6 летнего возраста с ОНР «Урок в лесной школе»...

Методическая разработка коррекционно- развивающего занятия с детьми с ОВЗ по теме "Мир насекомых"

Методическая разработка коррекционно- развивающего  занятия с детьми с ОВЗ по теме "Мир насекомых"...

Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста на тему: "Одежда"

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста, будет полезен педагогам и логопедам ДОУ....

конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми с ТНР в возрасте 4- 5 лет на тему "Путешествие к Фее цветов"

конспект коррекционно- развивающего заняти на тему "Путешествие к Фее цветов" составлено с использованием социо - игровых приемов...

Конспект коррекционно – развивающего занятия с детьми с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «Вот и осень к нам пришла».

конспект коррекционно- развивающего заняти на тему "Вот и осень к нам пришла" составлено с использованием мнемотаблицы, что позволяет дошкольникам быстро и легко запомнить стихотворение...