Применение методов арт-терапии в дошкольном детском учреждении
методическая разработка по коррекционной педагогике

Вусова Инна Васильевна

В собственной методической разработке дан анализ применения методов арт-терапии в дошкольном детском учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение методов арт-терапии в дошкольном детском учреждении

"Воображение есть начало творения. Вы представляете то, что вы хотите, вы будете тем, что вы представляете и, наконец, вы создаёте то, чем вы будете".

Джордж Бернард Шоу, писатель

        Пояснительная записка:

Дошкольное детство – это один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир, получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и приобретает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. В процессе занятий арт- терапией ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.

Цель:

Основная цель арт-терапии в ДОУ состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия знакомит детей с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Основные задачи:

    - способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

    - обучать ребенка положительному восприятию себя и   других людей;

    - развивать у ребенка социальную и коммуникативную компетентность;

    - вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

    - корректировать нежелательные черты характера и поведения;

    - обучать ребенка рефлексивным умениям

Основные функции арт-терапии :

-воспитательная

- коррекционная

- психотерапевтическая

- диагностическая

- развивающая

Виды арт-терапии:

 рисование, лепка, живопись, графика , игротерапия,  изотерапия, сказкотерапия, оригами, маскотерапия, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, танцевально-двигательная

Формы организации применения методов арт-терапии в ДУ:

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие

Направления работы:

•        Интеграция задач арт-терапии в различные виды совместной деятельности;

•        Внедрение инновационных методов арт-терапии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

•        Разнообразие форм арт-терапевтических методов деятельности с дошкольниками;

•        Формирование привычки к эмоционально-устойчивому состоянию у дошкольников, педагогов и  родителей;

•        Выявление интересов, склонностей и способностей детей через методы арт-терапевтической деятельности

•        Обеспечение психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Этапы  внедрения методов арт-терапии в ДОУ:

1.  Подготовительный

- изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования

-знакомство с практическим опытом работы коллег на методических объединениях, конференциях, форумах и др.;

- посещение курсов повышения квалификации по данной теме

2. Диагностический

- разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- диагностика уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, а также особенностей личности детей, их эмоционального благополучия

3. Практический

- обобщение собственного опыта психолого-педагогической деятельности

- введение в практику работы разнообразных методов арт-терапии

-  апробирование полученных знаний в практической работе с детьми

- разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников по теме

- составление коррекционно-развивающей программы

4. Аналитический

- анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования

- обобщение собственного опыта психологической деятельности

Результаты внедрения:

В результате реализации арт- терапевтических методов  в ДОУ дети и родители, участвующие в занятиях, получают возможность самореализации и адаптации в социально- коммуникативном развитии. Дети и родители получили возможность обогащать и укреплять эмоциональные ресурсы, коммуникативные возможности, развивать способность к мобилизации жизненного опыта и саморегуляции, воспитывать волевые качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с применением методов светопесочной терапии в работе со старшими дошкольниками

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства и успешный перехо...

Применение методов Монтессори-терапии на индивидуальных логокоррекционных занятиях

В статье говорится о применении некоторых видов Монтессори-материала на индивидуально-коррекционных занятиях логопеда....

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста

Практические рекомендации родителям по применению методов арт–терапии в работе с детьми раннего возраста...

Технология работы педагога-психолога с применением методов песочной терапии

Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный игровой процесс, но также и естественная природная среда, в которой гармонично создаются благоприятные условия для развития т...

«Применение метода арт-терапия для адаптации детей к школе»

Критерии психологической готовности к школе (Д.Б.Эльконин)Упражнения для диагностики «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович)Упражнения для развития социальной и эмоциональной зрелости...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта дошкольника. В работе обосновывается необходимость развития данного личностного качества, а также совместное применение методов ар...