Статья Путешествия волшебных стекляшек
статья по коррекционной педагогике

Юношева Ирина Владимировна

В статье изложена авторская разработка педагога. Это универсальная игра для детей обучающего характера. Она подходит детям разного возраста. Представленные задания развивают речь, мышление, психические процессы, познавательные и творческие способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunosheva_i.v.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Юношева И. В.

(воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 85», Бийск)

Игровое пособие для дошкольников «Путешестие волшебных стекляшек»

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

По моему мнению, именно камешки марблс являются замечательным средством детского развития,  отвечают требованиям ФГОС, и могут быть успешно использованы в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая игрушка, обычно — разноцветный шарик (округлый или сплющенный), изготовленный из стекла.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.  Камешки марблс не только способствуют развитию мелкой моторики рук. Они позволяют успешно решать ряд задач:

- расширять представления об окружающей действительности и словарный запас;

- формировать готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы)

- закреплять умение  в ориентировке на плоскости, навыки порядкового и количественного счета;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать чувство ритма, цвета, композиции;

-активизировать тактильно-двигательный, слуховой, зрительный анализаторы;

- формировать сенсорные эталоны;

- осуществлять развитие фантазии, воображения и творчества.

И это далеко не полный перечень.

Немаловажную роль, камешки «Марблс» играют в создании эмоционально — положительного настроения у детей и способствуют формированию мотивации к обучению.  Именно поэтому, я  использую их в своей работе.

Представляю Вашему вниманию серию игр «Путешествие волшебных стекляшек» с использованием марблс.

Оборудованием для них являются: камешки марблс в достаточном количестве и ассортименте цветов, рамочка 20см  на 20 см с прорезями диаметром 2,5 см из фанеры (изготовили по нашему эскизу на заказ) или лист картона с кружочками по размеру марблс, карточки с предметами и  шаблоны с заданиями, кубик-кость с точками. 

Перед началом необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: 

-камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно;

         -их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.

Пособие достаточно универсально. Она подходит детям разного возраста, задания развивают речь, мышление, психические процессы, познавательные и творческие способности. Ниже представлены возможные варианты игр.

1. «Графический диктант». Педагог дает инструкцию: положите красный камешек  - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, и так далее. Ребенок выполняет манипуляции с камешками в рамочке. Проверяем по карточке.

2. «Веселая змейка». Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, затем диктует ребенку направление движения гусеницы,  дети выкладывают камешки в рамочку, сколько успеют до следующей инструкции. Проверяем полученную гусеницу.

3. «Найди и назови».  У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови,  каких овощей больше всего?

4. «Расскажи про свой узор?».  Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек  и т. д.»

5. «Зоркий глаз» выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.

6. «Золушка» - сортируем по цветам, первый ряд синий, второй желтый и прочее.

7. «Строитель». Выложить определенную букву, цифру из камешков в рамочке.

8. «Жадина». У ребенка есть картинки с предметами разного рода. Необходимо  назвать предмет, определить род вложить в рамочку камешек определенно цвета (мужской род – синий, женский-красный, средний - желтый).

9. «Ходилка». Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он вибирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

10. «Звуко - буквенный анализ слов». Выложить схему слова, каждый звук - определенным цетом камешка: красный - гласные, зеленый – мягкие согласные, синий - твердые согласные звуки. Рамочка позволяет проанализировать 5 слов из количества не более 5 звуков, что для ребенка дошкольника более, чем достаточно.

11. «Мозаика».  Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.

12. «Крестики - нолики».  Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем над звуком, дифференцируем по твердости- мягкости. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики- нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку.

13. «Лабиринты». Берем два - три цвета кубиков, красный – произнес не правильно, желтый - произнес не совсем четко, зеленый произнес правильно.

Автоматизируем звук в словах и выкладываем последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.

14. «Художник». Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки  с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.

15. «Укрась». Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.

16. «Поставь камешек на место». Педагог предлагает инструкцию: «Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний». Дети выполняют.  Проверку задания можно выполнить через предъявление карточки – проверки  к заданию.

17. «Сочинялки». Выложить камешки в рамочку в  произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы  по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик,  синий флажок, зеленый листик.

18. «Гирлянда». Заполнить рамочку последовательно камешками по заданному образцу,  обязательно соблюдение целостности гирлянды и последовательность рисунка.

19. «Исправлялки». В рамочке есть  изображение буквы или цифры. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.

20. «Магия».  Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

21. «Раскраска». Ребенку предлагается карточка с контурным изображением предмета, которую необходимо подложить под рамочку. Необходимо вспомнить, какого цвета бывает этот предмет и положить соответствующий камешек. Проверка задания осуществляется по аналогичным карточкам в цвете.

22. «Прятки». Ребенку предлагается карточка с изображением предмета, которую необходимо подложить под рамочку. Необходимо положить камешек соответствующий цвету этого предмета.

После выполнения задания ребенка можно попросить оценить себя. Для этого я использую камешки в виде больших звездочек.

Данные игры могут быть использованы в своей работе учителями-логопедами,  дефектологами, воспитателями, а также родителями  для занятий и игр с ребенком дома.   Используйте свою фантазию, и возможно именно вы сможете  дополнить перечень игр и они обязательно понравятся вашим детям.

Литература:

1.Акименко, В.М. Новые логопедические технологии [Текст]: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие волшебных слов»

Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок. Расширение словарного запаса, закрепление в акт...

Методическая разработка к игре "Путешествие волшебной кисточки"

Художественно-творческая деятельность – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Возможность самовыражения, проявления тв...

Конспект на тему «Путешествие волшебных слов» с использованием сказкотерапии для детей первой младшей группы

Цель: Обучение детей вместе с взрослым пересказывать сказку “Теремок”.Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.Способствовать улучшению социальн...

Статья "Этот волшебный песок"

Статья https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=142Песочница, песочница!А в ней песок, песок.Песочница, песочница!Идем играть, дружок.Песочница, песочница!В руках у нас совок.Песочница,...

статья "12 волшебных способов рисования"

Я хочу поделиться несколькими прикладными приёмами работы с акварелью. Используя их, можно получить удивительные и неожиданные эффекты, даже устроить физическую лабораторию, если мама достаточно подко...